Развитие творческих способностей через художественное слово
статья по развитию речи по теме
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей через
художественное слово.
Дети очень рано начинают реагировать на песенки, стихи, потешки. Они вызывают у них эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Используя художественное слово в рисовании, можно добиться лучших результатов, особенно в области развития творческих способностей детей.
На занятиях, когда малыши еще только знакомятся с карандашами, учу их видеть в бесцельно проводимых линиях конкретные предметы, явления, иногда подсказывая. В этом помогают небольшие стихи. Они просты, понятны и доступны детям. Например:
Карандаш в руках держу,
Я туда – сюда вожу.
Я туда – сюда вожу
И дорожку проложу!
Проложу дорожку –
Поведу матрешку!
Несколько раз проговаривая эти строки, по очереди помогаю детям проводить линии карандашом. А затем даю возможность поиграть с матрешками.
Непосредственно рисование занимает мало времени. Больше отводится предварительной работе. Так, при подготовке к рисованию на тему «Солнечные зайчики» вношу зеркальце и куклу Таню дети ловят солнечного зайчика, а я читаю стихи: Таня зеркальцем играла, зайчик зеркальцем поймала:
«Зайчик, зайчик озорной, поиграй скорей со мной!»
Вмиг сорвался с места зайка, словно крикнул: «Догоняй – ка!»
Пробежался по стене, по кувшину на окне,
По веранде, по крыльцу, всех погладил по лицу…
«Озорной, веселый зайка! Ты в кармашек полезай – ка!
Мы немного отдохнем, а потом играть начнем!»
Малыши ищут понравившегося зайчика, и я предлагаю нарисовать для куклы Тани много солнечных зайчиков.
На одно из занятий приношу большую матрешку. Дети находят ей подружек, танцуют с ними, а потом раскрашивают сарафан куклы. Рисование сопровождается стихами, которые помогают детям не только выполнить задание, но и подойти к этому творчески: Мы матрешек отыскали, с ними польку танцевали!
А теперь большой матрешке нарисуем мы горошки:
Желтый, красный, голубой – сарафанчик стал цветной!
Отмечаю, что дети рисовали вместе, дружно и матрешке это очень понравилось.
Обыгрывая предмет или игрушку, связанную с темой рисунка, меняя силу голоса, заостряю внимание на главном:
Колобок, колобок! Круглый бочок!
По дорожке катится, никуда не спрячется!
В этом четверостишии выделяю слово «круглый».
Готовый образец редко использую на занятии показ примеров рисования сочетаю со словом, например:
Я полоску проведу, а потом другую.
Ровно кисточку веду, лесенку рисую!
Раз! Ступенька! Два! Ступенька!
Отдохну-ка я маленько!
А потом опять буду рисовать!
Появляющиеся яркие линии, сопровождаемые стихами, завораживают детей. У них возникает желание рисовать самим.
Использую и такой прием: даю установку, для кого дети рисуют (для мамы, куклы и т.д.). Например, вношу большую плоскостную куклу, обращаю внимание на ее платье, белое, ненарядное. Читаю стихи:
Платьице для куколки разукрасим сами,
Синими горошками, красными цветами.
Новенькое платьице мы подарим Маше,
Как наденет куколка, станет еще краше!
Каждый ребенок с удовольствием разукрашивает платье своей куклы, проявляя при этом большую фантазию.
Стихи помогают при анализе рисунков. Так, после рисования на тему «Лошадка» выставила все работы на мольберте и прочитала несколько четверостиший, например:
Что за лошадка! Ее шерстка гладка,
Черненький глазок, в яблоках бочок!
Мы заметили, что малыши стали проявлять интерес к рисованию, приобрели необходимые навыки, стали самостоятельно использовать в одном рисунке две – три краски; обогатилась речь детей. При рассматривании предметов, игрушек они могли дать их описание, используя образные слова и выражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.
Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...
Тема: «Воспитание любви и патриотизма к своей малой родине через развитие изобразительных способностей и художественное слово»
Опыт работы по патриотическому воспитанию...
Развитие творческих способностей через художественную деятельность
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможности самостоятельно...
Тема самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей через организацию художественного труда» 2019 - 2020 уч.год
Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей способствовует всестороннему развитию дошкольников, преемственности семьи и ДОУ в воспитании д...