Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможности самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Цель моей работы: Всестороннее развитие художественно - творческих способностей через продуктивные виды деятельности. Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:1)Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
2)Развивать художественно-творческие способности посредством сенсомоторной деятельности;
3)Развивать художественно – творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация), в том числе используя нетрадиционные способы
4)Познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей.
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
В самом начале в детских работах я наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Я играла с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер», «Геометрическое лото», «Подбери по форме» и другие, направленные на закрепление сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Так же у детей 3-4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства.
В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения.
Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками, ладошками – это самый простой способ получения изображения. У нас получались замечательные рисунки «Осенний листопад»,
«Белые лебеди», «Тюльпаны»
«Солнышко лучистое», и т.д.
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги.
При работе с карандашами детям нравится раскрашивать картинки. Первые работы, которые раскрашивали дети, были не очень аккуратные, тусклые, потому что они неправильно держали карандаш, плохо при этом надавливая. Но к концу года я заметила, что дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Старались не выходить за контур, движения руки стали намного увереннее и работы получались яркими.
Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для детей 3-4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности.
Содержание аппликации связывала с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. С детьми делаем коллективные работы «Курочка с цыплятами», «Осенняя фантазия» и т.д. Для аппликации использую различные материалы, что значительно расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, художественно - творческие способности.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей.
Для продолжения развития художественно – творческих способностей, я использовала – технику пластилинографии, в ходе которой дети учились создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому.
Так же делали поделки из соленого теста, пластилина.
Работа с родителями: Провела родительское собрание на тему: «Воображаем, фантазируем, творим..», совместно с родителями изготовили буклеты «Памятка доброго и любящего сердца».
Совместно с детьми родители участвуют выставках детско-родительских рисунков:
Рисунки родителей ко дню 70-я ВОВ.
Наши достижения детские работы отправляю на конкурсы.
Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого ребенка, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённые, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым “зажатым” детям.
Я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изо деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности для самовыражения.
3.Взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4.Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.
Считаю, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.
В творческой деятельности вижу свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.