КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Политыко Наталья Николаевна

Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме "Овощи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_teme_ovoshchi.docx266.33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В  СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ   ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ» 

Цель. Создать условия для успешного речевого развития,  активизировать познавательные  способности  детей в процессе занятия.

Задачи.

Обучающий аспект:

  • активизация словарного запаса по теме «Овощи»; расширение словаря признаков;
  • уточнить представление детей о характерных признаках некоторых овощей; учить составлять описательные рассказы об овощах с опорой на карты- схемы;
  • закрепить знания о произрастании овощей, их значении и пользе;
  • упражнять детей в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными;

Коррекционно-развивающий аспект:

  • учить детей отвечать на вопросы предложением; развивать связную речь;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, мышление, координацию речи с движением.

Воспитательный аспект:

  • побуждать детей к активной работе на занятии, развивать умение работать по словесной инструкции;
  • воспитывать желание высказывать свои мысли, не боятся отвечать на вопросы; сопереживать своим товарищам, спокойно относиться к их ошибкам;
  • закладывать основы экологического воспитания.

Предварительная работа: рассматривание  натуральных овощей; разучивание подвижной игры «Огород» Н. Нищевой.

Приоритетные образовательные области: «Коммуникация», «Чтение».                     Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».                                                         Педагогические технологии:  здоровьесберегающая технология (развитие мелкой моторики), игровая (формирование лексико-грамматических категорий через дидактическую игру).

Способы организации детей: стоя   в круге, сидя за столами, стоя около стола, перемещение по группе.

 Оснащение:

  1. конверт с письмом и фотографией Степашка на огороде;
  2.  «посылка» (коробка) с муляжами  овощей;
  3. поднос;
  4. холодильник (детская игрушка);
  5. схема описания овощей;
  6. графический рисунок  холодильника  и предметные картинки овощей (для дидактической игры «Чего нет в холодильнике») по количеству детей.

Ход НОД

  1. Организационный момент. Сюрпризный момент.

Ребята, вы не видели посылку?  Нам  в детский сад прислали посылку. Только  вот я забыла, куда её поставила. Вы не видели? (находится под столом). Интересно от кого она? (вскрываю, достаю письмо и фото).                 См. приложение 1.

Зайчик Степашка целое лето ухаживал за своим огородом: поливал овощи, пропалывал сорняки. И вот, наконец, пришла пора собирать урожай. Заяц Степашка не жадный – он решил поделиться с нами своим урожаем. Прислал посылку с овощами.

  1. Активизация знаний об овощах. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие тактильных ощущений.

Сейчас мы узнаем, какие овощи прислал нам Степашка.  Когда отгадаете загадку, нужно определить этот овощ в посылке на ощупь, не подсматривая, и только потом достать его и рассказать о нём.

(Вывешиваю на доску схемы составления рассказа).См. приложение 2.

Эти картинки помогут вам составить рассказы.

Эта картинка поможет назвать овощ.

Эта картинка поможет рассказать о том, где растёт овощ.

Эта картинка поможет рассказать о цвете овоща.

Эта картинка поможет рассказать о форме овоща.

Эта картинка поможет рассказать о вкусе овоща.

 Эта картинка поможет рассказать о том, какой овощ на ощупь. (В случае затруднения: «Погладь о щёчку, какая поверхность: гладкая или шероховатая? твёрдая или  мягкая?»);

Эта картинка поможет рассказать о том, как его готовят.

-  Итак, слушайте первую загадку:

Расту на грядке

Мягкий, красный, сладкий. (Помидор.)

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)

Летом свежий и зелёный,

А зимой хорош солёный.

Чем же я не молодец?-

Крепкий вкусный… (Огурец.)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

Сидит бабка на грядках,

Вся в заплатках. (Капуста.)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели и хвалили?!  (Картофель.)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя  я не размокну.

Крупна, кругла,сладка на вкус

Узнали вы? Я… (Свёкла.)

  1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий овощей.

- У Степашки вырос такой хороший урожай, потому что она ухаживал за растениями, поливал  их, полол и ласково называл. Как?

ОГУРЕЦ- ОГУРЧИК

ПОМИДОР - ПОМИДОРКА
КАПУСТА-КАПУСТКА

ЛУК- ЛУЧОК и т.д.

  1. Физкультминутка

- А теперь, ребята,  встаньте физкультминутку  начинайте. Нам пора в огород, собирать урожай.

В огород мы пойдем, урожай соберем.                          Дети идут по кругу друг за другом.

Мы морковку натаскаем, и картошку накопаем.            Имитация действий.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке.  (Н.Нищева).

  1. Образование относительных прилагательных. Дидактическая игра «Повар».

Для чего выращивают  овощи? (ответы детей)

В каком виде едят овощи? Что можно приготовить из овощей?

Сейчас вы станете поварами и будете готовить обед из овощей, присланных  Степашкой.  Как сказать одним словом?

СУП  ИЗ  КАРТОФЕЛЯ -  КАРТОФЕЛЬНЫЙ

САЛАТ ИЗ  КАПУСТЫ  - КАПУСТНЫЙ

ПЮРЕ ИЗ МОРКОВИ – МОРКОВНОЕ

СОК ИЗ ПОМИДОР – ТОМАТНЫЙ

Те овощи, которые мы  не использовали, положу я  в холодильник. ( Кладу в игрушечный холодильник).

  1. Образование  формы  родительного падежа существительных. Дидактическая игра «Холодильник».   См. приложение 3

У  каждого из вас есть картинка, на которой нарисован холодильник. На его полочках лежат разные овощи. Но какие-то ещё нужно купить. Скажите, каких овощей нет в вашем холодильнике.

У МЕНЯ НЕТ  КАРТОФЕЛЯ

У МЕНЯ НЕТ  КАБАЧКОВ

У МЕНЯ НЕТ  БАКЛАЖАНОВ и т.д.

 - Куда  отправимся за  овощами?

  1. Проговаривание  стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Пальчиковая гимнастика.

Поиграем с пальчиками.
Хозяйка однажды с базара пришла,            
«шагаем» указательным и средним

                                                                                                                         пальцем по столу
Хозяйка с базара домой принесла
:                загибаем по-очереди пальц на  руках
Картошку, капусту, морковку, горох,

петрушку и свёклу. Ох!..                                       хлопок в ладоши
Вот овощи спор завели на столе                    
сжимаем в кулаки и разжимаем

                                                                                                                  пальцы на обеих руках
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:        загибаем по-очереди пальцы
Картошка? Капуста? Морковка?  Горох?

 Петрушка иль свёкла?

 Ох!..                                                                            хлопок в ладоши


Хозяйка тем временем ножик взяла.           раскрытой ладонью, поставленной

                                                                            на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки 

И ножиком этим крошить начала:                               загибаем по-очереди пальцы
Картошку, капусту, морковку, горох,

петрушку и свёклу.
Ох!..
                                                                          хлопок в ладоши

Накрытые крышкой, в душном горшке      накрываем раскрытой ладонью другую

                                                                                     руку, сжатую в кулак - в ритм

                                                                                     стихотворения меняем руки
Кипели, кипели в крутом кипятке:             
загибаем по-очереди пальцы на руках
Картошка, капуста, морковка, горох,

петрушка и свёкла.
Ох!...                                                                
хлопок в ладоши
И суп овощной оказался неплох!
                     гладим себя ладошкой по животу

Куда ходила хозяйка? Какие овощи она принесла? Для чего она купила овощи?

  1.  Итог.

         Ребята, занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать.
А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:
За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Овощи – основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня. В овощах много витаминов и других полезных веществ. Некоторые овощи (лук, чеснок, редька) обладают целебными свойствами. Ешьте, пейте витамины – будете здоровыми.

Использованная литература

1. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб, «Детство-пресс», 2005.

2.Т.В. Пятница, «Лексика + грамматика = …», ООО ИД «Белый ветер», 2009г.

Приложение 1    Письмо от Степашки.

приложение 2  Схема описания овощей

приложение 3  Дидактическая игра «Холодильник»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»

Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой,  обогащать словарный запас, развивать зрительное ...

Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: "Новоселье"

     Конспект НОД по теме "Новоселье". Цель занятия:  совершенствование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи  на начальном э...

Конспект подгруппового НОД в средней группе компенсирующей направленности «Во саду ли, в огороде» Тема: «Овощи, фрукты»

Закрепление навыков различения фруктов и овощей по месту произрастания и внешним признакам. Уточнение и активизация словаря. Совершенствования грамматического строя речи (образование имен существитель...

Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на тему: "Полезные овощи"

Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе для детей с ЗПР на тему: "Полезные овощи"...

Комплексно-тематический план в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР). Тема «Огород. Овощи».

Цель: Формирование представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках....