КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме "Овощи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_teme_ovoshchi.docx | 266.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»
Цель. Создать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятия.
Задачи.
Обучающий аспект:
- активизация словарного запаса по теме «Овощи»; расширение словаря признаков;
- уточнить представление детей о характерных признаках некоторых овощей; учить составлять описательные рассказы об овощах с опорой на карты- схемы;
- закрепить знания о произрастании овощей, их значении и пользе;
- упражнять детей в образовании относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными;
Коррекционно-развивающий аспект:
- учить детей отвечать на вопросы предложением; развивать связную речь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать общую и мелкую моторику, память, внимание, мышление, координацию речи с движением.
Воспитательный аспект:
- побуждать детей к активной работе на занятии, развивать умение работать по словесной инструкции;
- воспитывать желание высказывать свои мысли, не боятся отвечать на вопросы; сопереживать своим товарищам, спокойно относиться к их ошибкам;
- закладывать основы экологического воспитания.
Предварительная работа: рассматривание натуральных овощей; разучивание подвижной игры «Огород» Н. Нищевой.
Приоритетные образовательные области: «Коммуникация», «Чтение». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура». Педагогические технологии: здоровьесберегающая технология (развитие мелкой моторики), игровая (формирование лексико-грамматических категорий через дидактическую игру).
Способы организации детей: стоя в круге, сидя за столами, стоя около стола, перемещение по группе.
Оснащение:
- конверт с письмом и фотографией Степашка на огороде;
- «посылка» (коробка) с муляжами овощей;
- поднос;
- холодильник (детская игрушка);
- схема описания овощей;
- графический рисунок холодильника и предметные картинки овощей (для дидактической игры «Чего нет в холодильнике») по количеству детей.
Ход НОД
- Организационный момент. Сюрпризный момент.
Ребята, вы не видели посылку? Нам в детский сад прислали посылку. Только вот я забыла, куда её поставила. Вы не видели? (находится под столом). Интересно от кого она? (вскрываю, достаю письмо и фото). См. приложение 1.
Зайчик Степашка целое лето ухаживал за своим огородом: поливал овощи, пропалывал сорняки. И вот, наконец, пришла пора собирать урожай. Заяц Степашка не жадный – он решил поделиться с нами своим урожаем. Прислал посылку с овощами.
- Активизация знаний об овощах. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие тактильных ощущений.
Сейчас мы узнаем, какие овощи прислал нам Степашка. Когда отгадаете загадку, нужно определить этот овощ в посылке на ощупь, не подсматривая, и только потом достать его и рассказать о нём.
(Вывешиваю на доску схемы составления рассказа).См. приложение 2.
Эти картинки помогут вам составить рассказы.
Эта картинка поможет назвать овощ.
Эта картинка поможет рассказать о том, где растёт овощ.
Эта картинка поможет рассказать о цвете овоща.
Эта картинка поможет рассказать о форме овоща.
Эта картинка поможет рассказать о вкусе овоща.
Эта картинка поможет рассказать о том, какой овощ на ощупь. (В случае затруднения: «Погладь о щёчку, какая поверхность: гладкая или шероховатая? твёрдая или мягкая?»);
Эта картинка поможет рассказать о том, как его готовят.
- Итак, слушайте первую загадку:
Расту на грядке
Мягкий, красный, сладкий. (Помидор.)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)
Летом свежий и зелёный,
А зимой хорош солёный.
Чем же я не молодец?-
Крепкий вкусный… (Огурец.)
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
Сидит бабка на грядках,
Вся в заплатках. (Капуста.)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили?! (Картофель.)
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокну.
Крупна, кругла,сладка на вкус
Узнали вы? Я… (Свёкла.)
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных от названий овощей.
- У Степашки вырос такой хороший урожай, потому что она ухаживал за растениями, поливал их, полол и ласково называл. Как?
ОГУРЕЦ- ОГУРЧИК
ПОМИДОР - ПОМИДОРКА
КАПУСТА-КАПУСТКА
ЛУК- ЛУЧОК и т.д.
- Физкультминутка
- А теперь, ребята, встаньте физкультминутку начинайте. Нам пора в огород, собирать урожай.
В огород мы пойдем, урожай соберем. Дети идут по кругу друг за другом.
Мы морковку натаскаем, и картошку накопаем. Имитация действий.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко и вернемся по дорожке. (Н.Нищева).
- Образование относительных прилагательных. Дидактическая игра «Повар».
Для чего выращивают овощи? (ответы детей)
В каком виде едят овощи? Что можно приготовить из овощей?
Сейчас вы станете поварами и будете готовить обед из овощей, присланных Степашкой. Как сказать одним словом?
СУП ИЗ КАРТОФЕЛЯ - КАРТОФЕЛЬНЫЙ
САЛАТ ИЗ КАПУСТЫ - КАПУСТНЫЙ
ПЮРЕ ИЗ МОРКОВИ – МОРКОВНОЕ
СОК ИЗ ПОМИДОР – ТОМАТНЫЙ
Те овощи, которые мы не использовали, положу я в холодильник. ( Кладу в игрушечный холодильник).
- Образование формы родительного падежа существительных. Дидактическая игра «Холодильник». См. приложение 3
У каждого из вас есть картинка, на которой нарисован холодильник. На его полочках лежат разные овощи. Но какие-то ещё нужно купить. Скажите, каких овощей нет в вашем холодильнике.
У МЕНЯ НЕТ КАРТОФЕЛЯ
У МЕНЯ НЕТ КАБАЧКОВ
У МЕНЯ НЕТ БАКЛАЖАНОВ и т.д.
- Куда отправимся за овощами?
- Проговаривание стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Пальчиковая гимнастика.
Поиграем с пальчиками.
Хозяйка однажды с базара пришла, «шагаем» указательным и средним
пальцем по столу
Хозяйка с базара домой принесла: загибаем по-очереди пальц на руках
Картошку, капусту, морковку, горох,
петрушку и свёклу. Ох!.. хлопок в ладоши
Вот овощи спор завели на столе сжимаем в кулаки и разжимаем
пальцы на обеих руках
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: загибаем по-очереди пальцы
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!.. хлопок в ладоши
Хозяйка тем временем ножик взяла. раскрытой ладонью, поставленной
на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки
И ножиком этим крошить начала: загибаем по-очереди пальцы
Картошку, капусту, морковку, горох,
петрушку и свёклу.
Ох!.. хлопок в ладоши
Накрытые крышкой, в душном горшке накрываем раскрытой ладонью другую
руку, сжатую в кулак - в ритм
стихотворения меняем руки
Кипели, кипели в крутом кипятке: загибаем по-очереди пальцы на руках
Картошка, капуста, морковка, горох,
петрушка и свёкла.
Ох!... хлопок в ладоши
И суп овощной оказался неплох! гладим себя ладошкой по животу
Куда ходила хозяйка? Какие овощи она принесла? Для чего она купила овощи?
- Итог.
Ребята, занятие подошло к концу. Мы с вами хорошо поработали. Все очень старались. Работали активно. Выполнили все задания. А заданий было немало. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. А я вам буду помогать.
А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:
За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.
Овощи – основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня. В овощах много витаминов и других полезных веществ. Некоторые овощи (лук, чеснок, редька) обладают целебными свойствами. Ешьте, пейте витамины – будете здоровыми.
Использованная литература
1. Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб, «Детство-пресс», 2005.
2.Т.В. Пятница, «Лексика + грамматика = …», ООО ИД «Белый ветер», 2009г.
Приложение 1 Письмо от Степашки.
приложение 2 Схема описания овощей
приложение 3 Дидактическая игра «Холодильник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший возраст, первый год обучения) Тема занятия: «Встреча с Лесовичком» (тема недели «Зима. Приметы зимы)
Подгрупповое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с элементами ТРИЗ технологии....
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительная группа) на тему: «Согласование числительного с именем существительным в Именительном и Родительном падеже»
Учить детей образовывать словосочетания в Именительном, Родительном падеже, согласовывая при этом числительные существительные между собой, обогащать словарный запас, развивать зрительное ...
Конспект НОД по речевому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: "Новоселье"
Конспект НОД по теме "Новоселье". Цель занятия: совершенствование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи на начальном э...
Конспект подгруппового НОД в средней группе компенсирующей направленности «Во саду ли, в огороде» Тема: «Овощи, фрукты»
Закрепление навыков различения фруктов и овощей по месту произрастания и внешним признакам. Уточнение и активизация словаря. Совершенствования грамматического строя речи (образование имен существитель...
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Осенняя ярмарка. Фрукты и овощи"
Конспект занятия для детей с ЗПР подготовительной группы, 6-7 лет....
Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР на тему: "Полезные овощи"
Конспект НОД по рисованию в разновозрастной группе для детей с ЗПР на тему: "Полезные овощи"...
Комплексно-тематический план в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР). Тема «Огород. Овощи».
Цель: Формирование представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках....