Развитие лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Итоговое занятие ВЕСНА (развитие лексико-грамматических категорий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
187_2tu_1.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по формированию Л-Г категорий «ВЕСНА»
Цели:
Обучающие:
- Совершенствовать умения детей составлять рассказ с помощью плана -
схемы. - Упражнять в образовании слов с уменьшительно - ласкательными
суффиксами. - Упражнять в подборе слов - антонимов.
- Упражнять в практическом употреблении притяжательных
прилагательных. - Совершенствовать умение составлять предложение, записывать схему
предложения - Активизировать словарный запас детей по теме «Весна».
Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие детей
- Развивать логическое мышление, внимание.
- Развивать мимическую мускулатуру лица, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к птицам, прививать интерес к сменам времени года, народным приметам.
Методы
- словесный,
- наглядный,
- практический
Приемы:
- Загадка
- Народные пословицы, составление рассказа
- Психогимнастика
- Дидактическая игра «Скажи наоборот»
- Работа с раздаточным материалом
Формы работы:
- подгрупповая и индивидуальная
Ход занятия:
Незнайка: Незнайка развешивает карточки — схемы на магнитную доску и приговаривает:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
Детей вводит воспитатель, Людмила Ивановна и обращается к Незнайке. - Здравствуй, Незнайка, что ты делаешь?
Незнайка: Ребята, мои друзья коротышки задали мне загадку, помогите
отгадать, (повторяет загадку).
Дети: Весна.
Незнайка: Мой друг Знайка дал мне схему и велел составить рассказ о весне,
а я не могу, может, поможете?
Дети по очереди рассказывают по схеме - 1 ребенок составляет общий рассказ.
Психогимнастика:
- Вам нравится весна? Почему?
- Расскажите мимикой: как вы рады солнышку,
- дует холодный, сильный ветер,
- пошел дождь, и вы промокли,
- снова выглянуло теплое солнышко.
Незнайка: У всех животных весной появляются детеныши, я вам буду
кидать мяч, и называть животного, а вы называйте детенышей, (белка, лиса, волк, медведь, еж, заяц, лось, мыши, бобр). Молодцы!
А я нарисовал животных, но мой друг Тюбик сказал, что я что - то
не дорисовал, поможете мне дорисовать? (дети дорисовывают).
Что ты дорисовал?
Вот теперь меня Тюбик похвалит. (Незнайка забирает рисунки).
Ребята, я знаю народную примету о весне.
Если весной снег тает от солнышка, будет урожайный год.
А вы знаете народные приметы?
Дети:
- Дружный прилет весной — к доброму урожаю.
- Если снег быстро тает и вода бежит дружно — к дождливому лету.
- В марте курица у лужи напьется.
- Если весной из березы течет много сока - это к дождливому лету.
- Придет март — капельник, зима заплачет.
Физкультминутка: (дети встают из — за столов.)
Весна, весна, ты где была? Я в речке зиму провела. Мы с речкою проснулись, И в город к вам вернулись. Гляди набухли почки Раскинулись листочки Пичуги прилетели И на ветвях запели
машут руками
спят
потянулись
шагают
руки лодочкой
руки в стороны
машут руками
Незнайка:
Ребята, что - то я забыл, как называются весенние месяцы, подскажите мне. (дети называют весенние месяцы). А вспомнил, апрель называют месяцем птиц, птичий, к нам прилетают птицы, люди празднуют день птиц и в этот день выпускают их на волю, чтобы они радовали нас своим звонким пением.
- Какую пользу приносят птицы?
- Назовите птиц, которые к нам прилетают.
- Как мы должны относиться к птицам?
Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
- Зимой снег чистый, а весной ... (грязный)
- Зимой дни холодные, а весной ... (теплые)
- Зимой солнце тусклое, а весной ... (яркое)
- Зимой погода часто пасмурная, а весной .. .(солнечная)
- Зимой снег падает, а весной ... (тает)
- Зимой день короткий - весной ... (длинней)
- Осенью листья опадают, а весной ... (распускаются)
- Осенью птицы улетают на юг, а весной ... (прилетают)
- Зимой солнце низкое, а весной ... (высокое)
Незнайка:
Ребята, а вы умеете выполнять звуковой анализ слова.
Научите меня, как вы это делаете?
Дети садятся на пол у разносов.
Фишек у меня нет, зато есть цветные камушки и ракушки. А слово будет «весна».
Дети выкладывают опрашиваю какой звук, каким цветом обозначаем.
- Сколько звуков в слове «весна»?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- Какой звук «первый», какой - «последний»?
- Разделите слово на слоги.
- Назовите «первый», «второй» слог.
- Придумайте предложение со словом «весна», запишите схемой, пальчиком
на песке. - Какое у тебя предложение?
- Сколько слов в твоем предложении?
- Какое «первое», «второе», «третье» слово?
Я тоже придумал предложение. Как вы думаете, правильное оно?
- Наступила весна, и начался листопад.
- Медведь весной просыпается от долгой зимней спячки.
- Перелетные птицы улетают на юг.
- Весной дети катаются на лыжах.
Итог: Ну, вот теперь я буду знать, что такое весна. Мне понравилось, как вы занимались. Если вы справились со всеми заданиями, возьмите красное солнышко. А если были затруднения, то возьмите - желтое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект + презентация непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий, интоннационной выразительности и развитию связной речи в театрализованной деятельности у дошкольников на сказке "Теремок"
Презентация к конспекту фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме «Дикие животные» по развитию лексико– грамматическ...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"
Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...
Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...
НОД по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе. Тема: «Сад. Фрукты»
Занятие рекомендовано учителям-логопедам в первый период обучения....
Презентация мастер-класса по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп на тему:"Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ"
Мастер- класс подготовлен и проведен для городского методического объединения учителей- логопедов г. Россоши....
«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»
Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...