Развитие лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Итоговое занятие ВЕСНА (развитие лексико-грамматических категорий)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 187_2tu_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по формированию Л-Г категорий «ВЕСНА»

Цели:

Обучающие:

  • Совершенствовать умения детей составлять рассказ с помощью плана -
    схемы.
  • Упражнять в образовании слов с уменьшительно - ласкательными
    суффиксами.
  • Упражнять в подборе слов - антонимов.
  • Упражнять в практическом употреблении притяжательных
    прилагательных.
  • Совершенствовать умение составлять предложение, записывать схему
    предложения
  • Активизировать словарный запас детей по теме «Весна».

Развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие детей
  • Развивать логическое мышление, внимание.
  • Развивать мимическую мускулатуру лица, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к птицам, прививать интерес к сменам времени года, народным приметам.

Методы

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический

Приемы:

  • Загадка
  • Народные пословицы, составление рассказа
  • Психогимнастика
  • Дидактическая игра «Скажи наоборот»
  • Работа с раздаточным материалом

Формы работы:

  • подгрупповая и индивидуальная

Ход занятия:

Незнайка: Незнайка развешивает карточки — схемы на магнитную доску и приговаривает:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает?

Детей вводит воспитатель, Людмила Ивановна и обращается к Незнайке. - Здравствуй, Незнайка, что ты делаешь?

Незнайка: Ребята, мои друзья коротышки задали мне загадку, помогите  

                  отгадать, (повторяет загадку).

Дети: Весна.

Незнайка: Мой друг Знайка дал мне схему и велел составить рассказ о весне,

                  а я не могу, может, поможете?

Дети по очереди рассказывают по схеме - 1 ребенок составляет общий рассказ.

Психогимнастика:

  • Вам нравится весна? Почему?
  • Расскажите мимикой: как вы рады солнышку,
  • дует холодный, сильный ветер,
  • пошел дождь, и вы промокли,
  • снова выглянуло теплое солнышко.

Незнайка: У всех животных весной появляются детеныши, я вам буду

                  кидать мяч, и называть животного, а вы называйте детенышей, (белка, лиса, волк, медведь, еж, заяц, лось, мыши, бобр). Молодцы!

                  А я нарисовал животных, но мой друг Тюбик сказал, что я что - то  

                  не дорисовал, поможете мне дорисовать? (дети дорисовывают).

                  Что ты дорисовал?

                  Вот теперь меня Тюбик похвалит. (Незнайка забирает рисунки).

                  Ребята, я знаю народную примету о весне.

                  Если весной снег тает от солнышка, будет урожайный год.

                  А вы знаете народные приметы?

Дети:

  • Дружный прилет весной — к доброму урожаю.
  • Если снег быстро тает и вода бежит дружно — к дождливому лету.
  • В марте курица у лужи напьется.
  • Если весной из березы течет много сока - это к дождливому лету.
  • Придет март — капельник, зима заплачет.

Физкультминутка: (дети встают из — за столов.)

Весна, весна, ты где была? Я в речке зиму провела. Мы с речкою проснулись, И в город к вам вернулись. Гляди набухли почки Раскинулись листочки Пичуги прилетели И на ветвях запели


машут руками

спят

потянулись

шагают

руки лодочкой

руки в стороны

машут руками

Незнайка:

Ребята, что - то я забыл, как называются весенние месяцы, подскажите мне. (дети называют весенние месяцы). А вспомнил, апрель называют месяцем птиц, птичий, к нам прилетают птицы, люди празднуют день птиц и в этот день выпускают их на волю, чтобы они радовали нас своим звонким пением.

  1. Какую пользу приносят птицы?
  2. Назовите птиц, которые к нам прилетают.
  3. Как мы должны относиться к птицам?

Дидактическая игра: «Скажи наоборот»

  1. Зимой снег чистый, а весной ... (грязный)
  2. Зимой дни холодные, а весной ... (теплые)
  3. Зимой солнце тусклое, а весной ... (яркое)
  4. Зимой погода часто пасмурная, а весной .. .(солнечная)
  5. Зимой снег падает, а весной ... (тает)
  6. Зимой день короткий - весной ... (длинней)
  7. Осенью листья опадают, а весной ... (распускаются)
  8. Осенью птицы улетают на юг, а весной ... (прилетают)
  9. Зимой солнце низкое, а весной ... (высокое)

Незнайка:

Ребята, а вы умеете выполнять звуковой анализ слова.

Научите меня, как вы это делаете?

Дети садятся на пол у разносов.

Фишек у меня нет, зато есть цветные камушки и ракушки. А слово будет «весна».

Дети выкладывают опрашиваю какой звук, каким цветом обозначаем.

  • Сколько звуков в слове «весна»?
  • Сколько гласных?
  • Сколько согласных?
  • Какой звук «первый», какой - «последний»?
  • Разделите слово на слоги.
  • Назовите «первый», «второй» слог.
  • Придумайте предложение со словом «весна», запишите схемой, пальчиком
    на песке.
  • Какое у тебя предложение?
  • Сколько слов в твоем предложении?
  • Какое «первое», «второе», «третье» слово?

Я тоже придумал предложение. Как вы думаете, правильное оно?

  • Наступила весна, и начался листопад.
  • Медведь весной просыпается от долгой зимней спячки.
  • Перелетные птицы улетают на юг.
  • Весной дети катаются на лыжах.

Итог: Ну, вот теперь я буду знать, что такое весна. Мне понравилось, как вы занимались. Если вы справились со всеми заданиями, возьмите красное солнышко. А если были затруднения, то возьмите - желтое.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"

Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих  группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...

Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»

Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...