Интервьюирование, как один из приемов развития коммуникативных навыков дошкольника.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
В данной статье описаны приемы развития коммуникативных навыков дошкольника. Здесь рассматривается коммуникативный компонент общения и его составляющие. В работе воспитателя основным вопросом становиться - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shugaeva_statya_cher.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКА
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Компоненты общения: коммуникативный (обмен информацией), перцептивный (восприятие) и интерактивный (взаимодействие) компоненты.
Рассмотрим подробнее коммуникативный компонент и его составляющие. Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка дошкольника.
Исследователи Алексеева М.М, Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:
- собственно речевые умения
- вступать в общение;
- поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Человек не рождается готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.
Общая цель коррекционно-развивающей работы - освоение детьми коммуникативной функции языка. Воспитание у детей умений правильно составлять предложения, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи. Развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Все указанные направления в работе по коррекции речи взаимосвязаны. Происходит расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающими людьми, развивается межличностное общение.
В работе воспитателя основным вопросом становится - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника. В детском саду дошкольник выступает в ролях слушателя, а также отвечающего, задающего вопросы, повествующего, описывающего, оценивающего, рассуждающего и ряде других. Эти речевые роли составляют речевое амплуа ребенка, которое можно изучать и расширять.
Одним из эффективных средств, на наш взгляд, является включение в речевой опыт ребенка роли интервьюера. Жанр интервью хорошо известен в журналистике, то есть его используют взрослые в своей деятельности, но использование интервью в качестве приема работы с дошкольниками еще не до конца изучено и используется не так широко, как того заслуживает.
Между тем, использование данного приема в логопедической работе в группах коррекционной направленности, позволяет говорить об эффективности включения роли интервьюера в речевую деятельность старшего дошкольника. Зачем интервьюировать детей? Детям хочется высказаться. Детям есть что сказать - свежего и интересного. Дети смотрят на все иначе, чем взрослые.
Детям предлагалось выступить в роли интервьюера по темам: «Что такое Новый год?», «Моя семья», «Наш детский сад «Колокольчик»». Дети брали интервью не только у своих сверстников, но и родителей и выясняли, какие детские воспоминания остались от новогодних праздников, как они ходили в детский сад. Нестандартность задания заинтересовывает ребенка и мотивирует на выполнение определенной последовательности действий. Ему необходимо расспросить своих сверстников, родителей о теме разговора. Так как дошкольник еще не способен самостоятельно вести диалог в жанре интервью, вопросы беседы были заранее сформулированы на занятиях. В процессе такой работы ребенок выступает в роли задающего вопросы, слушающего и в то же время слышащего собеседника. Интервью объединено общим замыслом и состоящий из своеобразных блоков «вопрос - ответ». Учитывая специфику развития детей дошкольного возраста, делалась видеозапись каждого интервью. Интервью использовалось как составная часть занятия, во время встреч с родителями, как средство анализа работы по развитию речи на педагогических советах.
Что же дает включение роли интервьюера в речевую деятельность дошкольника? Данная роль, являясь инициативной, позволяет «отойти» от культивируемой преимущественно воспроизводящей речевой деятельности детей и дает возможность для творческого проявления ребенка, его самовыражения в речи. Не менее значимым является то, что роль интервьюера предполагает умение старшего дошкольника вести диалог. Хотелось бы сразу же подчеркнуть, что роль интервьюера реализуется в результате выхода за рамки образовательной программы. Безусловно, не менее важным является и то, что предложенная речевая роль заинтересовала дошкольников, помогла детям и родителям ближе узнать друг друга.
Замечательно и то, что такая работа способствует естественной потребности общаться ребёнка с родителями, делиться с ними мыслями и чувствами. Родители приходили со словами благодарности за то, что благодаря вопросам ребенка они вспомнили интересные страницы своего детства.
Очень эффективно помогает развитию речи и памяти совместное вспоминание, напоминание друг другу высказываний респондента, так как воспоминание одного вызывает ассоциативную связь у другого и наоборот.
При интервьюировании детей главное - слушая, уметь слышать, т.е. впитывая в себя их слова, улавливать скрывающиеся за ними мысли и чувства. Ребенку есть что рассказать - но главное, чтобы собеседник его услышал. А дети прекрасно это улавливают и никогда не раскроются перед человеком, который не умеет их слушать. Проверьте себя, а вы умеете слушать? Во время интервью вас интересует то, что говорит интервьюируемый, или вы сосредоточены только на собственных вопросах и ответах? Вам нравится слушать людей, или у вас часто возникает желание прервать их? Чем больше вы преуспеете в этом искусстве, тем лучше сложится ваша работа с детьми.
Выбранная стратегия обучения соответствует тенденции диалогизации межличностного общения, о которой все более настоятельно говорят педагоги и лингвисты и которая направлена на обеспечение сознательного и компетентного использования языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуациях общения.
Многолетний опыт работы с детьми убеждает в том, что раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка еще сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребенка в школе.
Использование интервьюирования в образовательном процессе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".
Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....
"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...
Консультация для родителей и воспитателей "Импровизация - как один из приемов развития творческих способностей дошкольников на занятиях по хореографии"
Импровизация в хореографии - это танец в настоящем!...
Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом
В презентации педставлены материалы по теме "Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с аутизмом"...
Методы и приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи
Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность и усп...
Методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с нарушением речи в условиях реализации ФГОС ДО. Использование "Игровизора" в работе учителя-логопеда ДО."
Данная презентация направлена на повышение интереса педагогов к изучаемой теме....
«Мнемотехника как один из приемов развития речи у дошкольников»
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на ка...
Комментарии
спасибо за статью. Мне очень
спасибо за статью. Мне очень пригодилась в работе с родителями.