Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов собраны в единый комплекс, направленный на речевое развитие детей раннего возраста в процессе общения со сверстниками и взрослыми, и составлен с учетом всех психических процессов данной возрастной группы: необходимость наглядного материала; действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира; обязательное соотнесение слова с обозначением предмета, слова – с действием, слова – с признаком, неоднократное повторение нового слова взрослым; выполнение детьми действий, которые обозначаются словом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_igr_i_igr.docx | 51.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредством общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения
Подготовила:
воспитатель
2 кв. категории
Гармонова Н.В.
2011-2012 уч. год
Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных моментов собраны в единый комплекс, направленный на речевое развитие детей раннего возраста в процессе общения со сверстниками и взрослыми, и составлен с учетом всех психических процессов данной возрастной группы: необходимость наглядного материала; действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира; обязательное соотнесение слова с обозначением предмета, слова – с действием, слова – с признаком, неоднократное повторение нового слова взрослым; выполнение детьми действий, которые обозначаются словом. Данный комплекс направлен на реализацию следующей цели и решение поставленных задач:
Цель:
Развитие активной речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками. В сфере речевого развития детей перед нами стоят следующие основные задачи.
Задачи:
1. Развитие активной речи
2. Развитие пассивной речи (ее понимание)
3. Формирование грамматической стороны речи
4. Формирование разговорной (диалогической) речи
5. Приобщение к детской художественной литературе
6. Развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как основы произвольного поведения)
7. Развитие мелкой моторики.
Конспекты игр и игр-занятий, потешки и стишки для режимных моментов для работы с детьми раннего возраста по теме:
«Общение как средство развития речи детей раннего возраста»
ПОТЕШКА И СТИШКИ ДЛЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ:
ПРИ ОДЕВАНИИ И СБОРАХ НА ПРОГУЛКУ:
Маша варежку надела: Дверцу шкафа открывай,
-Ой, куда я пальчик дела? По порядку надевай.
Нету пальчика, пропал, Первыми – трусики,
В свой домишко не попал. А за ними маечку:
Маша варежку сняла: Девочке – с бусинкой,
-Поглядите, я нашла! Мальчику – с зайчиком.
Ищешь, ищешь – и найдешь. А потом колготки
Здравствуй, пальчик! Мы с тобой наденем,
-Как живешь? Каждую ножку
*** В домик свой поселим.
Раз, два, три, четыре, пять – Вот и до рубашечки
Собираемся гулять. Добрались с тобой.
Завязала Машеньке Здесь у каждой ручки
Шарфик полосатенький. Домик тоже свой.
Наденем на ножки А теперь штанишки
Валенки-сапожки Смело одевай.
И пойдем скорей гулять, В них свою рубашечку
Прыгать, бегать и скакать. Умело заправляй.
*** Посмотри, на улице
Если хочешь прогуляться, Стало холодать.
Нужно быстро одеваться, Пришло время кофточку
Деткам одевать. Повторяй за мной слова:
А теперь давай в сапожки Ножка – раз, и ножка –два!
Мы обуем наши ножки. ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
Два сапожка и две ножки – Если Вас не посетит
Каждой ножке по сапожку. За обедом аппетит
Чтобы ушки не болели Надо вызвать ложку
Быстро шапочку надели. Ложку - неотложку
А потом и куртку Ложка мигом прилетит
Для длительной прогулки. В ароматной дымке
Нам осталось на последок В ней приедет, к аппетит
Шарф под шею повязать, В шапке - невидимке
Ручки спрятать в рукавички, А теперь нельзя зевать!
Вот и все! Идем гулять! Постарайся поспевать!
*** За волшебной ложкой.
Мы на пухлые ручонки, Рот пошире открывай
Надеваем рубашонку. И смелее управляй!
Повторяй за мной слова: Ложкой неотложкой!
Ручка – раз, и ручка – два! ***
Застегнем застежки Спасибо солнышку за свет,
На твоей одежке: Спасибо няне за обед,
Пуговички и кнопочки, Спасибо всем моим друзьям,
Разные заклепочки, Спасибо вам и вам и вам!
На мою малышку Спасибо тетям поварам!
Наденем мы штанишки. Спасибо тем, кто варит нам!
***
Куклу? Кормили! И Софийке съесть велели:
Зайку? Кормили! Доченька послушала
Мишку? Кормили! И всю кашу…скушала!
А Машу? Забыли!
***
*** Тили – час, тили - час
Ну и каша! Так в рот и просится! Вот обед у нас сейчас
Нос и щеки – наелись досыта! Скушаем за маму ложку,
Подбородку тоже досталось! Скушаем за папу ложку,
И мизинчик попробовал малость! За собачку и за кошку,
Чуточку съели лобик с макушкой, Воробей стучит в окошко,
А остальное – ушки докушали. Дайте ложечку и мне…
*** Вот и кончился обед.
Глубоко, не мелко, ***
Кораблики в тарелках ДЛЯ УМЫВАНИЯ :
Луку головка Кто ногтей не чистит
Красная морковка, И не подстригает,
Вот кораблик – лук плывет Тот своих знакомых
Заплывает прямо в рот! Здорово пугает.
*** ***
Погляди, к твоей тарелке Водичка текучая,
Из лесов сбежались белки! Дитя растучее.
Съели булку, съели кашу С гуся вода,
И глядят на дочку нашу! С Даши худоба.
С аппетитом белки ели Водичка вниз, а Дашенька
Вверх!
Щечки мыли?
Глазки мыли? ***
Ручки мыли? Моем глазки, моем щечки,
ДА!!! Моем ушки и ладошки,
И теперь мы чистые - Посмотрите, крошки
Зайчики пушистые! На свои ладошки.
*** Ах какие ладушки,
Кран, откройся. Чистые ладошки.
Нос, умойся. ***
Мойтесь сразу Умываемся мы быстро,
Оба глаза. Вытираемся мы чисто,
Мойтесь, уши, Так опрятны, аккуратны,
Мойся, шейка. Всем смотреть на нас
Шейка, мойся хорошенько! Приятно!
Мойся, мойся, обливайся! ***
Грязь, смывайся, грязь, смывайся! ПОТЕШКИ ДЛЯ СНА:
Чисто умываемся, Мы спокойно отдыхали,
Маме улыбаемся! Сном волшебным засыпали,
(друг другу улыбаемся). Хорошо нам отдыхать!
*** Но пора уже вставать!
В ручейке вода струится, Крепче кулачки сжимаем
В речке плещется вода. Их повыше поднимаем
Мы под краном будем мыться. Потянуться! Улыбнуться!
Без воды мы никуда! Всем открыть глаза и сесть!
*** ***
Закатаем рукава. Тишина приходит в группу,
Открываем кран – вода. Сон стучится к нам в окошко.
Мы кроватки расстелили - Ставни закрываются,
Отдохнуть пора немножко. Дети раздеваются.
*** - Тише, тише, птицы,
Спит малыш в своей кроватке, Вы не пойте под окном!
И посапывает сладко, В тихий час так сладко спится,
А на маленькой подушке Спят ребята крепким сном.
Рядом спят его игрушки. Вы не цокайте, цикады,
*** Не трещите – цок-цок-цок!
Вот проснулись, Отдохнуть ребятам надо,
Потянулись, Надо им поспать часок!
С боку на бок Вы не квакайте, лягушки,
Повернулись! Под окошком у ребят!
Потягушечки! Здесь кроватки-раскладушки,
Потягушечки! Здесь ребята крепко спят.
Где игрушечки, Ставни открываются
Погремушечки? Дети одеваются…
Ты, игрушка, погреми, Расскажите, дети, мне,
Нашу детку подними! Что вы видели во сне? *** ***
Нельзя шуметь, НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ:
Нельзя толкаться, Утром солнце к нам в окошко
Нельзя шептаться и смеяться, Смотрит, улыбается.
Потому что у нас Дети взяли в руки ложки,
«Тихий» час. Завтрак начинается.
*** ***
Ждут ребят к себе игрушки: Каждый день, что мы встречаем,
Кукла, кубики, зверушки, Мы с зарядки начинаем!
И машина, и юла. Малыши, малыши,
Начинается игра. Дружные ребятки.
*** Малыши, малыши
Мы проделали зарядку, Вышли на зарядку!
Процедуры водные. ***
Полдник нам скорей несите, По утрам зарядку делай
Мы уже голодные! Будешь сильным,
*** Будешь смелым.
Встреча детей: Прогоню остатки сна
Вместе с солнышком встаем, Одеяло в сторону,
Вместе с птицами поем. Мне гимнастика нужна,
С добрым утром, Помогает здорово.
С новым днем! Чтобы нам не болеть
Вот как весело живем. И не простужаться
*** Мы зарядкой с тобой
Уж я косу заплету, Будем заниматься!
Уж я косу заплету, ***
Уж я руссу заплету, Для расчесывания
Я плету, плету, плету, Петушок, петушок,
Приговариваю: Подари мне гребешок.
Ты расти, расти, коса, Ну, пожалуйста, прошу,
Всему городу краса! Я кудряшки расчешу!
*** ***
На того кто ест опрятно, Вам с улыбкой просыпаться.
И смотреть всегда приятно, Новый день пришел опять -
Мы едим всегда красиво, Эй, друзья, пора вставать!
После скажем всем спасибо! ***
*** Начинаем наш урок.
Начинаем мы учиться, Это что стоит? Горшок!
Нам лениться не годиться, Раз-два-три-четыре-пять -
Будем мы внимательны Будем мы штаны снимать!
На любом занятии. Присядем аккуратно.
*** Знают все детишки:
Расчесываем волосы Очень неприятно
Расти коса до пояса, Писаться в штанишки!
Не вырони ни волоса. Мы все сделаем, как надо,
Расти косынька, до пят – Мама будет очень рада!
Все волосики в ряд. ***
Расти коса, не путайся, - Пляшет солнце на кроватке.
Соня, маму слушайся. На кроватке – все в порядке.
*** Мы же утром не забыли
В сад, как знает детвора, И кроватку застелили!
Ходят с самого утра. ***
И, хотели, не хотели, На зарядку! На зарядку!
Нужно быстро встать с постели, Просыпайтесь по порядку,
Не скандалить, не кричать Руки, ноги, голова!
И на маму не ворчать. Ать-два! Ать-два!
На зарядку! На зарядку пора!
Игры, направленные на развитие понимания детьми речи взрослого. В процессе этих игр дети учатся действовать по речевой инструкции взрослого.
МЕТОДИКА 1. «Идите ко мне, бегите ко мне».
ЦЕЛЬ: развивать понимание детьми речи, действовать по речевой инструкции взрослого.
Материал: игрушка – кукла.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики полукругом около столика, на котором сидит кукла. Воспитатель здоровается с детьми от имени куклы, затем предлагает ей поиграть. Правой рукой воспитатель ставит куклу на край стола, а левой манит ее, говоря: «Иди ко мне!». Когда кукла «подойдет», обнимает ее и хвалите ее. Затем воспитатель берет куклу в левую руку, а правой манит ее и говорит: «Беги ко мне!», но кукла не бежит, а снова идет. Тогда педагог останавливает ее и говорит: «Слушай меня внимательно: я сказала, беги!». Кукла «бежит», и воспитатель хвалит ее. Игрушка снова переходит в правую руку и на просьбу «беги» выполняет действие безошибочно. Перейдя в левую руку, кукла вновь пытается бежать по слову «иди», и взрослый вновь останавливает ее, говоря: «Слушай меня внимательно: я сказала, иди!». Кукла правильно выполняет инструкцию.
Поиграв с куклой, воспитатель говорит: «Вот как куколка хорошо играет. Давайте и мы с вами поиграем. Встаньте вот суда, а я отойду и буду вас звать. Только слушайте внимательно, что я вам говорю».
Затем взрослый отходит немного и говорит: «Бегите ко мне!». Если малыши бегут их надо обнять и похвалить. Если же, дети идут, их надо остановить и повторить инструкцию, побуждая каждого бежать. Потом воспитатель отходит в другую сторону и игра повторяется. При повторах инструкция меняется.
МЕТОДИКА 2. «Потопали, похлопали».
ЦЕЛЬ: развивать понимание детьми речи при выполнении различных инструкций.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем в зайчиков. Как прыгает зайчик?» - и изображает его прыжки, прижав согнутые в локтях руки к груди. Малыши прыгают, подражая взрослому, и вслед за ним повторяют «прыг-скок». Затем взрослый говорит: «А теперь вы медвежата. Потопайте ножками, как медвежата». «А теперь вы птички, помашите крылышками». «А теперь - мы будто спим, закройте глазки». «А теперь похлопайте!». «А теперь потопайте». «А теперь попрыгайте». «А теперь поднимите речки вверх!» и т.п.
МЕТОДИКА 3. «Дружно ручки понимаем».
ЦЕЛЬ: развивать понимание речи детьми, побуждать детей выполнять речевые инструкции и проговаривать текст, активизировать словарь.
ХОД ИГРЫ: Эта игра предполагает постепенное усложнение инструкции. Сначала дети действуют вместе со взрослым, ориентируясь на заданный им образец движений, а затем - самостоятельно (взрослый только произносит слова). При повторении игры воспитатель побуждает детей самостоятельно проговаривать текст, сопровождая его движениями.
Дружно ручки поднимаем,
Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали,
Ножками потопали – топ – топ – топ,
Ручками похлопали – хлоп – хлоп – хлоп.
ИГРЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ К РЕЧЕВОВУ ОБЩЕНИЮ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
МЕТОДИКА 4. «Передай колокольчик».
ЦЕЛЬ: стимулировать у детей возникновение активной речи, побуждая их обращаться ко взрослому и сверстникам с просьбами, желаниями.
Материал: колокольчик.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель звенит колокольчиком и обращается к детям: «Ребята колокольчик зовет вас поиграть. Посмотрите, какой блестящий колокольчик, послушайте, как он звенит! Кто хочет поиграть со мной в колокольчик? Скорее подходите ко мне». Подошедших малышей взрослый ставит вокруг себя или усаживает на стульчики, поставленные в кружок.
Затем воспитатель звонит в колокольчик и говорит: «Дашенька, иди ко мне и позвони в колокольчик». Девочка подходит к воспитателю, берет колокольчик и звенит. Можно сказать и так: «Кто скажет «дай мне», тот возьмет колокольчик и будет звенеть». Если у малыша возникают затруднения, взрослый ему помогает.
Затем воспитатель побуждает малышей обращаться к сверстникам. «А теперь, Максим, - говорит он, - позови (назови) кого – нибудь из детей и дай ему колокольчик. «Кого ты хочешь позвать? Егорку?». Скажи: « Егорка, на тебе колокольчик!». Мальчик зовет Егорку, и если он не подходит, воспитатель говорит: «Егорка, иди, возьми у Максима колокольчик, позвени им. А теперь позови еще кого – нибудь. Позови Соню, скажи: «Соня, на колокольчик!». Если кто-то из детей еще не умеет произносить имена сверстников или не знает их, он может указать на ребенка жестом, но воспитатель должен помочь ребенку, чтобы он сказал хотя бы: «На, возьми!». Так в игре последовательно принимают участие все дети.
МЕТОДИКА 5. «Птичка ест».
ЦЕЛЬ: стимулировать у детей возникновение активной речи, побуждая их обращаться ко взрослому и сверстникам, учить детей понимать заданные им вопросы и отвечать на них.
Материал: игрушка-птичка, тарелочка из кукольного сервиза, зернышки.
ХОД ИГРЫ: Ребенку или двум-трем детям воспитатель предлагает сесть за столик и поиграть. Сначала на столе ничего нет. Но вдруг слышится писк резиновой игрушки. Взрослый спрашивает: «Кто это?». С писком появляется игрушка-птичка. Взрослый радостно восклицает: «Ой, это птичка!». Игрушка прыгает по столу и пищит. «Птичка просит есть», - говорит воспитатель, достает тарелочку с зернышками, ставит перед игрушкой. Птичка начинает «клевать». Взрослый спрашивает: «Что делает птичка?». Если ребенок не отвечает сам, взрослый говорит: «Птичка ест». Затем предлагает птичку ребенку, просит показать, как она ест и сказать: «Птичка ест».
ИГРЫ С СЮЖЕТНЫМИ ИГРУШКАМИ, КАРТИНКАМИ, ИГРЫ – ИНСЦЕНИРОВКИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВЕРТЫВАНИЮ ДИАЛОГОВ
МЕТОДИКА 6. «Чудесный мешочек».
ЦЕЛЬ: стимулировать активную речь детей.
Материал: красивый мешочек, игрушки и предметы знакомые детям.
ХОД ИГРЫ: Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Воспитатель заранее складывает в красивый мешочек различные предметы и игрушки, знакомые малышам. Это могут быть кубик, шарик, расческа, чашечка, машинка, кукла и др. Взрослый обращает внимание детей на мешочек и говорит: «Посмотрите, какой у меня красивый мешочек! Давайте посмотрим, что в нем лежит?» Затем вынимает игрушки по одной и спрашивает: «Что это?». При необходимости взрослый подсказывает детям названия предметов, побуждая их повторять слова.
Игру можно оживить, показывая детям игрушку, не сразу, а сначала только ее часть, например, переднюю часть машинки, а затем уже всю машинку. И каждый раз спрашивать «Что это?».
Затем можно предложить достать игрушку из мешочка ребенку и назвать ее.
МЕТОДИКА 7. «День рожденье куклы».
ЦЕЛЬ: стимулировать активную речь детей, побуждать детей участвовать в диалоге.
Материал: Нарядная кукла, «подарки» для нее (разные игрушки и картинки), красивая коробочка или пакет для упаковки «подарков», кукольный сервиз для чаепития, игрушечные угощения для гостей.
ХОД ИГРЫ: Эта игра включает элементы сюжетной игры и позволяет использовать не только игрушки, но и картинки с изображением предметов. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель обращает их внимание на нарядную куклу, которая сидит на стульчике перед ними и говорит: «Посмотрите, какая красивая у нас кукла. Ее зовут Маша, у не сегодня день рождения. Ее прислали подарки, но она не знает какие. Давайте поможем Маше узнать, что ей подарили». На столе рядом с куклой лежат подарки, упакованные в красивые коробочки и пакетики, в которых лежат разные игрушку и предметные картинки . Воспитатель по очереди достает «подарки» из коробки и спрашивает: «Что это?». После того как ребенок называет предмет, воспитатель предлагает ему вручить «подарок» кукле и сказать ей: «Это юла (грибок и т.д.)». В случае затруднений взрослый помогает правильно назвать предмет или просит об этом кого-то из детей. Ребенку, который затрудняется с ответом, воспитатель предлагает повторить название игрушку или предмета на картинке, обращаясь к кукле. Так в игре последовательно принимают участие все дети.
Затем воспитатель предлагает детям обыграть день рождение куклы Маши в детском уголке за «чаепитием». На столике расставлены предметы кукольного сервиза и игрушечные угощения. В гости к кукле могут придти другие игрушки (например, мишка, зайка, кукла и т.д.), или же гостями могут быть дети. За «чаепитием» воспитатель говорит детям названия посудки из детского сервиза и объясняет для чего нужен тот или иной предмет ( например, это чашечка, из нее пьют чай; это тарелочка, в не кладут торт и т.д.), при этом воспитатель побуждает детей проговаривать за ним слова.
МЕТОДИКА8. «Магазин».
ЦЕЛЬ: стимулировать активную речь детей, развивать словарный запас, диалогическую речь детей.
Материал: игрушки и предметные картинки, хорошо знакомые детям.
ХОД ИГРЫ: На столе разложены различные игрушки и предметные картинки. Воспитатель предлагает детям поиграть в магазин. Роль продавца играет воспитатель, а покупателей – дети. Чтобы купить игрушку ребенок должен ее назвать. Если ребенок сам затрудняется назвать игрушку или предмет на картинке, воспитатель ему помогает и побуждает за ним повторить название.
Затем задачу можно усложнить и спросить у ребенка для чего нужен ему этот предмет. «Игрушка – играть; чашка пить молоко, чай, сок; расческа – причесывать волосы и т.д.».
МЕТОДИКА 9. «На прогулку».
ЦЕЛЬ: обеспечить своевременный сбор на прогулку всех детей; формировать правильную последовательность при одевании, навыки самостоятельного одевания; побуждать детей к действиям путем использования народного творчества (потешек); развивать и активизировать словарный запас (закреплять название предметов одежды, действий); закреплять цвет одежды.
Материал: кукла Маша в шубке, шапке, валенках.
Предварительная работа: дидактическая игра «Оденем куклу Машу на прогулку», чтение потешек.
ХОД ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель вносит в группу куклу Машу одетую в верхнюю одежду и обращается к детям:
- Дети, посмотрите кто к нам пришел. Это кукла Маша.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Маша собралась на прогулку, а на улице холодно и поэтому она оделась так тепло. Давайте, мы с вами тоже сейчас оденемся и пойдем на улицу играть.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Воспитатель вместе с детьми проходит в раздевалку.
- Куклу Машу я посажу вот сюда, она будет смотреть как ребятки одеваются. А вы снимите сандалики, уберите их в шкафчик.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
По порядку одевай.
- Первыми одеваем носочки.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
- Одели носочки?
- Да.
Одеваем все штанишки.
А теперь скорей вставай
И штанишки одевай.
- У всех ребяток теплые штанишки. В таких штанишках ребятки не замерзнут на улице. Соня, какого цвета у тебя штанишки? (Красного). Правильно. А у тебя Рома? (Синего). А у тебя Дашенька? (Красного). Молодцы. Все штанишки одели, а теперь что нам надо одевать, София?
- Кофточки.
Правильно. У кого кофточки, а у кого свитерочки. А кукла Маша смотрит на вас, ребятки. Вот, Маша, как ребятки стараются, сами одеваются.
Посмотри, на улице
Стало холодать
Пришло время кофточку
Деткам одевать.
- Кофточки, свитерочки одели.
Тушки-тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки
(Дети одевают шапки).
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочки одели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
- Ну вот, и наши курточки. Ребятки еще не могут молнии на курточках застегивать, поэтому мы им поможем. И шарфики завяжем.
(Воспитатель с няней помогают детям).
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязали Дашеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки.
Хороши сапожки
Не замерзнут ножки.
- Осталось одеть ребяткам варежки.
Чтоб не замерзнуть
Пять ребят
В печке вязаной сидят.
- Это про варежки. Варежки одели, все вместе выходим на улицу.
МЕТОДИКА 10. «С прогулки» (дидактическая игра).
ЦЕЛЬ: помочь детям запомнить последовательность раздевания. Учить их аккуратно вешать и складывать одежду. Побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить).
Материал: кукла Катя в верхней одежде, игрушечные шкафчик и табурет.
ХОД ИГРЫ: Перед детьми на столе воспитателя игрушечные шкаф и табурет (банкетка). Появляется кукла Катя. «Она вернулась с пргулки, - поясняет воспитатель, - сейчас будет раздеваться».
«Уже раздеваюсь», - говорит Катя и начинает снимать ботинки. «Катя, - останавливает ее педагог, - не снимай ботинки». «Не снимай ботинки», - говорят и дети. (Хоровые и индивидуальные высказывания). «Вначале, Катенька, надо снять пальто», - продолжает воспитатель. (Хоровые и индивидуальные повторения фразы за воспитателем детьми).
Воспитатель снимает с куклы пальто и помогает ей повесить его в шкаф. Дети говорят: «Пальто повесили в шкаф. Катя повесила в шкаф пальто».
«А что мне сейчас снимать?» - спрашивает у детей кукла. – «Подскажите мне, Соня». – «Снимай шапочку. Положи ее в шкаф», - советуют дети (три-четыре ответа).
Затем Катя снимает и аккуратно вешает кофту. Но теплые штанишки кукла «забывает» на скамейке (стуле) и уходит. «Вернись, Катюша! Ты не положила в шкаф штанишки!» - зовут дети. (Хоровой и два-три индивидуальных ответа). Катя возвращается и убирает в шкаф штанишки.
МЕТОДИКА 11. «Узнай и назови».
ЦЕЛЬ: учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем несложные фразы. (По ходу использовать в речи собирательное существительное ОВОЩИ).
Материал: корзина с игрушечными овощами, кукла Маша, кастрюля из набора детской посуды, игрушечная плита.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи.
«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их», - говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор, капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там, где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей.
«Дети, - продолжает воспитатель, - кукла Машенька (берет куклу) решила сворить суп. Она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и поставила на плиту. (Выполняет названные действия). Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка и капуста. Что тебе Машенька принести? Тебе нужна картошка? Картошка нужна. Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?».
Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.
«Иди, Кирилл, найди в корзине картошку, - приглашает педагог ребенка. Что у тебя в руке…? Илья, что достал Кирилл…? Отнеси, Кирилл, картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку… Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук. Кто найдет луковицу? Что это…? (Лук, луковица). А теперь надо найти морковь. Скажи, Даша, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка».
Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструкции: простыми ( «на, Маша, лук»; «я принес капусту») и сложными («чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»). Они должны также отражать представления об овощах (например: «морковку можно натереть на терке»).
Обращение к кукле воспитатель должен продумать заранее.
ЧТЕНИЕ КНИГ, РАССМАТРИВАНЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ОБЫГРЫВАНИЕ СЮЖЕТА КНИГ С ПОМОЩЬЮ СЮЖЕТНЫХ ИГРУШЕК.
МЕТОДИКА 12. «Теремок».
ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации. Активизировать словарь детей за счет глаголов. Приучать детей слушать художественный текст, эмоционально реагировать на содержание. Продолжать формировать умения вступать в диалог, задавать вопрос «кто?», ждать ответ, отвечать за игровой персонаж. Продолжать формировать умения вступать в диалог, задавать вопрос «кто?», ждать ответ, отвечать за игровой персонаж.
Материал: лягушка, игрушки-животные, книжка с иллюстрациями сказки «Теремок», деревянный макет домика.
ХОД ИГРЫ: Из коробки, принесенной воспитателем, выпрыгивает игрушка-лягушка. Здоровается с ребятами. Показывает, что она умеет делать. Квакает, просит ребят повторить вместе с ней. Прыгает, просит ребят попрыгать вместе с ней.
Затем дети слушают русскую народную сказку «Теремок». «Лягушка» читает детям сказку, дети рассматривают картинки.
В конце, когда дети прослушают всю сказку, воспитатель проводит речевые упражнения с детьми. Взрослый раздает детям игрушечных животных и предлагает каждому постучаться («тук-тук») в теремок (деревянный макет домика) и ответить на вопрос «Кто там?».
МЕТОДИКА 13. «Теремок» (инсценировка сказки).
ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации. Приучать детей слушать художественный текст. Продолжать формировать умения вступать в диалог, задавать вопрос «кто?», ждать ответа, отвечать за игровой персонаж.
Материал: игрушки – животные (персонажи сказки «Теремок»), книжка «Теремок» с иллюстрациями, макет домика (можно бумажный).
ХОД ИГРЫ: Детям предлагается вновь прослушать русскую народную сказку «Теремок» и рассмотреть иллюстрации к этой сказки. Во время рассматривания сказки воспитатель вместе с детьми вспоминают сюжет сказки .
Затем педагог предлагает детям поиграть в «Теремок», ставит на стол макет
Теремка, дети рассматривают его. Педагог начинает игру, дает речевой образец:
- Тук –тук! Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
- Это я, Лягушка-Квакушка, а ты кто?
- А я - Зайчик-Побегайчик.
Каждый ребенок выбирает себе игрушку (персонаж сказки), подключается к диалогу. Если ребенок испытывает затруднения, воспитатель ему помогает, побуждая его повторять за ним слова. В конце игры приходит медведь и «ломает» теремок.
ИГРЫ С ПРЕДМЕТНЫМИ И СЮЖЕТНЫМИ КАРТИНКАМИ.
МЕТОДИКА 14. «Лото – животные».
ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации. Учить детей узнавать и называть животных. Учить детей понимать вопросы и отвечать на них. Развивать и активизировать словарь детей. Учить детей подражать голосам животных.
Материал: игра лото в картинках с изображением разных животных.
ХОД ИГРЫ: Игра организуется с небольшой группой детей. Воспитатель раздает малышам большие карты, а маленькие карточки оставляет у себя.
Сначала дети вместе с воспитателем рассматривают картинки изображенные на картах. Взрослый кладет перед собой стопкой карточки рисунком вниз и приступает к игре. Открывая верхнюю карточку, он показывает ее детям и спрашивает: «Кто это?». Один из детей отвечает: «Это мишка». Взрослый задает следующий вопрос: «У кого на картинке мишка?». Ребенок, у которого на большой картинке изображен мишка, отвечает: «У меня мишка!». Взрослый может задать вопрос: «Что ты делаешь с мишкой?». Малыш может ответить: «Я играю с мишкой» и т.д. Взрослый обобщает: «Правильно, молодец! С мишкой можно играть, гулять, его можно кормить» и т.д. Далее взрослый дает маленькую картинку с изображением мишки тому ребенку, у которого мишка есть на большой карте, и показывает ему, как нужно закрывать маленькой карточкой изображение на большой карте.
После того как дети закроют все картинки на своих картах, взрослый предлагает им снять все карточки и вновь назвать изображенных на них животных, а также ответить на вопрос, что делают с животными (кормят, любят, гладят и т.д.). Как они кричат (кошка – мяу-мяу-мяу, корова – му-му-му, свинья – хрю-хрю-хрю).
МЕТОДИКА 15. «Мозаика – «В деревне» - собери картинку.
ЦЕЛЬ: Создать положительно эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации. Учить детей узнавать и называть животных. Учить детей рассказывать по картинке. Развивать и активизировать словарь детей. Учить детей подражать голосам животных.
Материал: Мозаика – пазлы « В деревне» (настольная игра).
ХОД ИГРЫ: Игра организуется с небольшой группой детей. Воспитатель предлагает детям собрать картинку всем вместе. По ходу воспитатель задает вопросы детям : «Кто это?», когда ребенок приставляет фрагмент картинки к целой картине.
Далее, когда картинка игры будет собрана; воспитатель предлагает детям рассказать о том, что они видят на картинке. Предварительно воспитатель рассказывает детям сам. Для того, чтобы детям было легче рассказывать педагог может задавать вопросы: «Кто это?», «Что он делает?», «Как говорит?» и т.п. А также если ребенок затрудняется рассказать по картинке или ответить на вопрос, педагог произносит фразы и предложения сам побуждая ребенка повторять за ним
МЕТОДИКА 16: «Мамы и их детеныши».
ЦЕЛЬ: Создать положительно эмоциональный настрой детей. Учить детей узнавать и называть животных и их детенышей. Учить классифицировать, подбирая для каждой мамы ее детеныша .Упражнять детей в звукоподражании голосов зверей. Развивать и активизировать словарь детей.
Материал: картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Игрушки – животные.
ХОД ИГРЫ: Сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением взрослых животных, называет их и побуждает детей повторить за ним названия животных. Педагог говорит, что у каждого из этих животных есть детки. Затем воспитатель показывает вместе с каждым взрослым животным картинку с его детенышем и, говорит как называют его (например: «У кошки – котенок, у коровы – теленок, у козы – козленок» и т.д.). Воспитатель одновременно произносит звукоподражания голосов животных, побуждая детей произнести их названия и звукоподражание.
Затем воспитатель предлагает детям самим найти среди картинок пары животных, мам и их детенышей. Когда дети справятся с этой задачей, педагог предлагает им игрушки-животные, среди которых есть взрослые животные и их детеныши. Здесь дети тоже должны найти каждому взрослому животному его детеныша.
Затем детям предлагается поиграть игрушками-животными самостоятельно.
В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
МЕТОДИКА 17. « Транспорт».
ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Учить детей узнавать и называть транспорт. Развивать подражание движениям и речи взрослого ( звукоподражания би-би, ту-ту, чух-чух; звука (ж )и( у).
Материал: книжка с картинками «Транспорт».
ХОД ИГРЫ -ЗАНЯТИЯ: Воспитатель читает детям стихотворение:
Би – би – би – гудит машина:
Не поеду без бензина!
Педагог предлагает детям рассмотреть машину на картинке из книжки и поиграть в «машинки». Педагог говорит: «Поехали машины: ж-ж-ж. Как сигналит машина? Би – би. Освободите дорогу». В это время взрослый вместе с детьми имитируют управление машиной и произносят звук ж и звукоподражание би – би.
Далее педагог предлагает детям рассмотреть остальные картинки с транспортом и изобразить как они двигаются, произнося соответствующие звукоподражания. ( Паровоз – можно поставить детей друг за другом паровозиком и поиграть, сопровождая действия звукоподражаниям чух-чух, ту-ту; и т.д.).
МЕТОДИКА 18. «Грузовик».
ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации детей. Содействовать интересу детей к рассматриванию картины. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя к картине. Учить самостоятельно рассказывать по картине.
Материал: большой игрушечный грузовик, игрушечная кошечка, картина «Дети играют в кубики».
ХОД ИГРЫ -ЗАНЯТИЯ: Педагог вносит в группу большой игрушечный грузовик. Рассматривая грузовик, педагог обращает внимание детей на кабину, кузов, колеса, цвет машины и пр. Привлекает детей к повторению знакомых и новых слов.
Далее педагог читает детям стихотворение. Чтение сопровождается показом с использованием игрушек.
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик. (А. Барто.«Грузовик»).
Педагог предлагает детям рассмотреть картину «Дети играют»:
- Посмотрите, дети строят. Мальчик строит башню. Девочка строит ворота, А этот мальчик не строит. У него машина. Как гудит машина? Что он везет в машине? (кубики). Кому он везет кубики? (ребятам).
Педагог предлагает детям послушать рассказ: «Дети строят красивый забор. Девочка строит ворота, мальчик строит башню. Другой мальчик привез детям кубики на грузовике. Он шофер. «Би – би, - сигналит машина, - Разгрузите меня, пожалуйста». Хорошо играть вместе ! Весело!». При повторении рассказа педагог побуждает детей подговаривать за ним слова.
МЕТОДИКА 19. «Бобик в гостях у ребят».
ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Способствовать игровой мотивации. Побуждать детей к поддержанию диалога. Активизировать словарь детей за счет слов-определений. Вызвать доброе отношение к домашним животным.
Материалы: аудиозапись лая собаки, игрушка собачка, картина «Собака со щенками».
ХОД ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ: Воспитатель дает детям послушать аудиозапись лая собаки:
- Кто к нам пришел?
- Собачка.
Воспитатель вносит игрушку- собачку. Дети знакомятся с ней.
- Как тебя зовут?
- Бобик.
- Ребята, Бобик нс боится, Давайте его погладим, похвалим, скажем ему ласковые слова. (Дети гладят Бобика, хвалят его, говорят ласковые слова с помощью воспитателя).
Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Собака с щенками». Педагог задает наводящие вопросы по картине, побуждая детей отвечать на вопросы. Затем воспитатель рассказывает краткий рассказ по картине, привлекая детей ей помогать или договаривать за воспитателем слова.
В конце воспитатель предлагает детям послушать стихотворение про Бобика:
Вот наш Бобик,
Славный пес!
Белый лобик,
Черный нос.
Бобик, Бобик
Лапку дай!
Сядь на коврик (Стихи Н. Найденова из книги В. Стенькиной,
И не лай. В. Рыскиной «Музыкальная терапия»).
Далее детям предлагается поиграть в игру «Бобик и воробьи».
Дети сидят на стульчиках, воспитатель с игрушкой-собакой находится на другом конце игровой площадки. Во время звучания музыкального фрагмента дети изображают воробьев: прыгают, летают, чирикают. Собака спит. С окончанием музыкального фрагмента собачка просыпается и пытается догнать воробьев. Дети убегают на стульчики. Игра повторяется несколько раз.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ , НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ, РИТМА И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
В этих играх дети повторяют за взрослым движения и слова.
ИГРА 1. «Капуста».
Мы капусту рубим! (2 раза) Рубим ладонями вверх- вниз,
Мы капусту режем! (2 раза) прямыми ладонями вперед-
Мы капусту солим! (2 раза) назад, пальцы щепотью -
Мы капусту жмем! (2 раза) «солим», сжимаем пальцы в
Мы морковку трем! (2 раза) кулаки, кулаком трем по
ладошке.
Маму угощаем, Подносим руки ко рту.
В рот себе положим,
А потом жуем.
ИГРА 2. «Это я» (Л. Дыкман).
Нос, рот, голова, Перечисляя части тела, одновременно
Уши, щеки, лоб, глаза. показываем указательными пальцами
правой и левой руки на них.
Плечи, плечи, шея, Правой рукой касаемся левого плеча,
Грудь, левой-правого, к шее и груди
Не забыть бы что- одновременно прикладываем обе
Нибудь. ладони.
Ноги топ-топ, руки хлоп- Топаем поочередно одной и второй
хлоп, ногой, руками хлопаем в ладоши
дважды.
Раз туда и два – сюда, Поворачиваем голову вправо и влево.
Это – нет, а это – да. Вертим в стороны и киваем головой.
ИРГА 3 « Рыбка».
Рыбка плавает в водице, Сложить ладони вместе и показать,
Рыбке весело играть. как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница, Погрозить пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сблизить ладони.
Рыбка спинку изогнула, Снова показать, как плавает рыбка.
Крошку хлебную взяла, Сделать хватательное движение
двумя руками.
Рыбка хвостиком махнула, Снова показать, как плавает рыбка.
Рыбка быстро уплыла.
ИГРА 4. «Дом для семьи».
Мы построим дом, дом. Правую ладонь кладем на левую, руки
Будем жить мы в нем, в нем. Сгибаем в локтях перед грудью.
Ритмично сминаем ладони: сверху
то одна, то другая.
Крышу не забудем, Пальцы рук соединены над головой.
Окошечко прорубим. Ладони «обнимают» локти над головой.
Утром папочка придет, Машем правой рукой.
Утром мамочка придет, Машем левой рукой.
Утром солнышко взойдет. Поднимаем обе руки вверх, пальцы
растопырены.
ИГРА 5. «Скворечник».
Стук – стук, строим дом, Руки сжаты в кулаки, и один кулачок
стучит по другому.
Маленький скворечник. Локти развернуты в стороны, друг с
другом так, чтобы получился «домик».
Новых птичек с юга ждем, Руки вытягиваются вперед ладонями
кверху.
Новых птичек вешних. Руки подняты вверх, и выполняют
махи в разные стороны.
ИГРА 6. «Зайка».
Зайка серенький сидит Сложить руки на груди (лапки зайки).
И ушами шевелит. Руки на голове (ушки зайки).
Зайке холодно сидеть, Гладить поочередно одной рукой
Надо лапочки погреть, другую.
Зайке холодно стоять, Скрестить руки пере грудью, потирать
Надо зайке поскакать. бока, «скакать» всеми пальцами обеих
рук по столу.
Кто – то зайку напугал – Ладони перед лицом ( спрятались).
Зайка – прыг – и ускакал. «Скакать» пальцами по столу.
ИГРА 7. «В гости» (Е. Косинова).
В гости к пальчику большому Пальцы в кулачки, большие пальцы
подняты.
Приходили прямо к дому Ладони под углом – «крыша».
Указательный и средний, Называем пальцы по очереди соединить
Безымянный и последний – с большим. Снова пальцы в кулак,
И мизинчик – малышок мизинцы поднять.
Сам забрался на порог. Постучать кулачками друг о друга.
Вместе пальчики – друзья, Ритмично сжимать и разжимать пальцы.
Друг без друга им нельзя. Соединить руки в «замок».
Список используемой литературы
- Азбука общения. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. – Санкт-Петербург, 2010.
- Бубнова А.Х. Развитие речи. – М.: Мой мир, 2008.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском саду. 3-е изд. – СПБ. Питер, 2008.
- Воробьев Ю.А., Иванова М.В. Основы теории коммуникации. – М. 2007.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./Под ред. Эльконина Д.Б., Драгуновой Т.В. – М., 1967.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6т. – М.,1982.
- Воспитание детей раннего возраста. Пособие для воспитателей детского сада и родителей./ Под ред. Е.О.Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М., 1996.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М. 1992.
- Горянина В.А. Психология общения.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. 2002.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М. Мозаика-Синтез., 2006.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 8, 2003.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 6, 2010.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 4, 2006.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 8, 2008.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 11, 2007.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 9, 2004.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 11, 2006.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 7, 2010.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 4, 2004.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 6, 2007.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 3, 2008.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 9, 2011.
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 8, 2011
- Дошкольное воспитание. – М.,№ 5, 2011.
- Диагностический журнал. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – В.: Учитель, 2010.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль.1997.
- Кашин В.Б. Введение в теорию коммуникации.: Учеб.пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
- Кравцова Е., Берешковская Е. Ребенок внутри общения. Дошкольное образование. – М., 2005.
- Ломов Б. Ф. Проблема общения. – М., 1981.
- Лешли Д. Работа с маленькими детьми. – М. 1991.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., Издательство. Речь. 2006.
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет. Автореферат докт. Дис. – М.1974.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М. 1986.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – М.: Педагогика, 1974.
- Лямина Г.М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М., 1981.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2009.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. – М. Мозаика-Синтез., 2005.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. Изд-во Скрипторий. – М. 2011.
- . Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками./Под ред. Рузской А.Г. – М., 1989.
- Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. /под ред. Сохиной Ф.А. – М., 1976.
- Ребенок в детском саду. Науч. метод.журнал. – М., № 2. 2001.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических училищ и вузов. – М., 1997.
- Сухина Е.М. Развитие навыков межличностного взаимодействия и коммуникативной компетенции у дошкольников. – Томск. 2002.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М,. 2000
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.,1981.
- Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). Лютова. Е.К., Монина Г.Б. – СПб. Изд. «Речь». 2006.стр 25.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи. – М.2010.
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2005.
- Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». Планы занятий- 2-е изд., испр. и доп- М:Мозайка - синтез, 2010.
- Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки». Развивающие игры – занятия для детей раннего возраста.- М.2011.
- Е.А. Янушко. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. – «Мозаика-синтез». – М.2011.
- М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики от 0 до 3 лет), - М., 2009 г.
- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в первой младшей группе детского сада, - М., 2012 г.
- В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», - М., 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Художественно-эстетическое и речевое развитие детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр в условиях реализации ФГОС ДО ».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема: «Художественно-эстетическое и речевое развитие детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр в условиях реализации ФГОС ДО »....
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Проект...
План по самообразованию на тему: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народным фольклором»
План работы по самообразованиювоспитателя МБДОУ № 50 города НевинномысскаУс Татьяны Николаевны. Тема: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с народны...
Презентация «Речевое развитие детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
Презентация...
Комплекс методик по речевому развитию детей раннего возраста посредствам общения со сверстниками и взрослыми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данный комплекс методик разработан для детей 2-3 летнего возраста. Методики собраны из различных источников литературы и интернет ресурсов. Игры и игры-занятия, потешки и стишки для режимных мо...
Самообразование "Речевое развитие детей раннего возраста посредством обогащения сенсорного развития"
Огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С.Выгодский....
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством литературного развития и знакомства с фольклором».
Цель проекта:Для педагогов:- создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи, сказки)...