Презентация: Афазия
методическая разработка (развитие речи) на тему

Хасанзянова Люция Накифовна

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ТЕМУ: «АФАЗИЯ», УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ МБДОУ №321 Г. КАЗАНИ  ХАСАНЗЯНОВОЙ ЛЮЦИИ НАКИФОВНЫ.

В ПРЕЗЕНТАЦИИ РАСКРЫВАЕТСЯ ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ ВИДОВ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, КАК АФАЗИЯ. В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АФАЗИИ, УЧЕНИЯ ОБ АФАЗИИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АФАЗИИ, ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ, КАК АЛАЛИЯ И ДИЗАРТИРИЯ. ИЗУЧЕНЫ РАЗНЫЕ ФОРМЫ АФАЗИИ.  ПОДОБРАНЫ ПРОГРАММЫ, ПРИЕМЫ И ЗАДАЧИ УСТРАНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АФАЗИИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon afaziya.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хасанзянова Люция Накифовна Афазия Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга

Слайд 2

Причины афазии Нарушение мозгового кровообращения Черепно – мозговые травмы Опухоли головного мозга Инфекционные заболевания могза и его оболочек

Слайд 3

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от: локализации поражения; величины очага поражения; особенностей остаточных элементов речи; левшества.

Слайд 4

Отличие афазии от алалии Афазия Утрата или распад сформированной речи Детская афазия – после 3 лет, когда речь уже сформирована Возникает в результате сосудистой патологии, травм и инфекционных заболеваний мозга Алалия Отсутствие или недоразвитие речи проявляется в раннем возрасте Часто возникает в результате внутриутробной патологии

Слайд 5

Отличие афазии от дизартрии Афазия Корковое расстройство высших речевых функций Нарушение всех компонентов речи Сопровождается апраксией, аграфией, алексией, акалькулией Дизартрия Подкорковое расстройство рече - двигательных механизмов Нарушение произносительной стороны речи Сопровождается нарушением общемоторных функций

Слайд 6

История развития учения об афазии 1861 , П. Брока – моторный центр речи в лобных отделах 1874, Вернике – сенсорный центр речи в височных отделах 1863, Джексон – каждая функция имеет сложную «вертикальную» организацию Либманн – апраксия артикуляционного аппарата А. Пик – апраксии аграмматизма Х. Хэд – семантическая афазия

Слайд 7

Нейропсихологическая классификация форм афазий А. Р. Лурия 1947 1. акустико – гностическая афазия 2. акустико – мнестическая афазия 3. семантическая афазия 4. афферентная моторная афазия 5. эфферентная моторная афазия 6. динамическая афазия

Слайд 8

Сравнительный анализ форм афазий Поражаются височные отделы коры головного мозга Акустико – гностическая акустико – мнестическая Поражаются нижние теменные отделы коры головного мозга Семантическая Афферентная Премоторные и заднелобные отделы коры головного мозга Эфферентная моторная динамическая

Слайд 9

Сравнительный анализ форм афазий премоторные Динамическая Эфферентная моторная постцентральные Афферентная м. Акустико – гностическая Акустико – мнестическая семантическая

Слайд 10

Акустико – гностическая сенсорная афазия Впервые описал немецкий психиатр Вернике Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины Нарушается поле 22 Основная черта – нарушение понимания речи при ее восприятии на слух Нарушается экспрессив-ная речь (парафазии) Логорея с выраженным аграмматиз-мом Нарушения чтения и письма Грубые нарушения счета

Слайд 11

Акустико – мнестическая афазия А. Р. Лурия, 1969; Л. С. Цветкова, 1975 Поражаются средние и задние отделы височной области Поля 21 и 37 В основе лежит нарушение слухо- речевой памяти Нарушение экспрессив-ной речи (трудности подбора слов) Повышенная речевая активность, нарушение общения с 2 собеседниками Аграмматизм – смешение флексий глаголов и сущ. в роде и числе Нарушается чтение и письмо (экспрессивный аграмматизм)

Слайд 12

Семантическая афазия Впервые описал Х. Хэд Поражается теменно – затылочная область доминантного полушария Поле 39 Сложный импрессивный аграмматизм Замена слова целой фразой Пространствен-но – контруктивная апраксия Нарушается понимание пословиц, поговорок, метафор Амнестические трудности в экспрессивной речи, трудности начала фразы Бедность, стереотипность письма, нарушения счетных операций

Слайд 13

Афферентная кинестетическая моторная афазия Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга Поражаются поля 7 и 40 1 вариант - выраженная апраксия артикуляционного аппарата 2 вариант – нарушение дифференцированного выбора способа артикуляций Вторичные нарушения фонематического слуха Конструктивно – пространственная апраксия Нарушение чтения и письма

Слайд 14

Эфферентная моторная кинетическая афазия Возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии Поражаются поля 44, 45 Патологическая инертность речевых стереотипов, трудности переключения с одного артикуляционного акта на другой: элизии, персеверации, контаминации, повторы Наблюдается выраженная аграфия Вторичные нарушения понимания речи

Слайд 15

Динамическая афазия Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария Полная невозможность активного развертывания высказывания, нарушение внутреннего программирования высказывания Речевые шаблоны, эхолалии, эхолалии Сохранны чтение и письмо

Слайд 16

Исследование высших корковых функций при афазии Общая способность к речевой коммуникации Понимание речи Экспрессивная речь Чтение, письмо и счет Оральный, пространственный и динамический праксис Акустический и оптический гнозис Тесты на левшество - правшество

Слайд 17

Основные положения коррекционной работы Определение сохранных и нарушенных функций речи Выбор приемов зависит от стадии восстановления речевых функций Выбор приемов предполагает восстановление нарушенных функций или реорганизацию сохранных звеньев (восстановительная терапия) Принцип работы над всеми сторонами речи При всех формах восстанавливается коммуникативная функция речи Используется принцип интериоризации

Слайд 18

Задачи коррекционной работы при акустико – гностической афазии: восстановление фонематического слуха; восстановление вторично нарушенной экспрессивной речи; восстановление навыков чтения и письма.

Слайд 19

Этапы коррекционной работы при акустико – гностической афазии Первый этап - дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (кот – машина) Второй этап – дифференциация слов, близкой слоговой структуры, но далеких по звучанию (ноги – рыба) Третий этап – дифференциация слов с дизъюнктными фонемами - (рак – мак) Четвертый этап – дифференциация слов с оппозиционными фонемами (рак – лак, дом – том) Пятый этап – подбор серий на заданный звук или букву в тексте

Слайд 20

Задачи коррекционной работы при акустико – мнестической афазии: преодоление нарушений слухоречевой памяти; восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета; преодоление амнестических трудностей; преодоление элементов экспрессивного аграмматизма.

Слайд 21

Приемы восстановления речи при акустико – мнестической афазии: показ предметов, объединенных одним смыслом; повтор серий слов (предметы, действия, качества, числа); конструирование предметов из элементов (дорисовывание, зашумление); послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов; понимание многозначности слова; составление письменных текстов.

Слайд 22

Задачи коррекционной работы при семантической афазии: преодоление трудностей нахождения названий предметов; расширение лексического и синтаксического состава речи; преодоление импрессивного аграмматизма.

Слайд 23

Приемы коррекционной работы при семантической афазии: развитие зрительно – пространственной деятельности (зрительный анализ геометрических фигур, складывание из элементов, ориентация в левом и правом, в частях света, в географической карте); сопоставление различных смысловых связей слов; описание сходств и различий синонимов, антонимов, омонимов;

Слайд 24

Приемы коррекционной работы при семантической афазии: уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки; сравнение описаний высоты, длины, логико – грамматических конструкций; уточнение разрядов, входящих в число; устное описание элементов букв для преодоления оптической алексии и аграфии.

Слайд 25

Задачи коррекционной работы при афферентной моторной афазии Преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса Преодоление аграфии и алексии Развитие вторичных нарушений понимания речи Восстановление развернутого устного и письменного высказывания

Слайд 26

Приемы работы при афферентной моторной афазии Глобальное, сопряженное произнесение Чтение автоматизированных речевых рядов Списывание и чтение про себя Зрительные диктанты и чтение вслух Запись под диктовку букв Бухштабирование Слуховой имитационный прием воспроизведения доступных звуков

Слайд 27

Приемы работы при афферентной моторной афазии По мере преодоления апраксии переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз По мере возникновения ситуативной речи переходят к восстановлению монологической речи Основные задачи – расширение словаря, предупреждение аграмматизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи

Слайд 28

Задачи коррекционной работы при эфферентной моторной афазии Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова Восстановление чувства языка Преодоление инертности выбора слов Преодоление аграмматизма Восстановление структуры устного и письменного высказывания Преодоление алексии и аграфии

Слайд 29

Приемы восстановления речи при эфферентной афазии Повторение слогов при складывании их из букв разрезной азбуки Чтение серий слов с одной слоговой структурой Повторение пословиц и поговорок с рифмующимися глаголами Ответы на вопросы по картинкам Договаривание однотипных фраз различными словами Подбор нескольких глаголов к существительным (сетки значений слов) Метод пиктограмм и графического моделирования

Слайд 30

Задачи коррекционной работы при динамической афазии Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования Создание программ высказывания с помощью внешних опор (вопросов, схем, фишек) Повышение речевой инициативы Обучение планированию текста

Слайд 31

Приемы коррекционной работы при динамической афазии Упражнения на классификацию предметов (мебель, одежда, посуда) Прямой и обратный порядковый счет Рассказы по сюжетным картинкам и серии картин с внешней опорой Ответы на вопросы по картинкам Диалоги, беседы по данным опорным словам Пересказы текстов Восстановление письменных текстов

Слайд 32

Выводы и проблемы При восстановлении речи у больных с афазией необходима предварительная неречевая работа Работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения При афазии ставится конкретная перспективная цель, работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями Программы восстановления речи носят дифференцированный характер Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неврологические основы патологии речи: афазия, алалия, дислекия, дисграфия, дизартрия.

Различные формы нарушений речи возникают нередко на фоне тех или иных нарушений деятельности нервной системы, являющейся материальным субстратом мышления, сознания и речи. Без учета состо...

Презентации по афазии

В презентации содержится практический материал, который поможет в работе логопеду....

Эфферентная моторная афазия

Описание эфферентной моторной афазии: очаг поражения, нарушение экспрессивной речи, нарушение понимания, нарушение письменной речи.Основные направления восстановительного обучения на раннем этапе.Раст...

Мультимидийная презентация: "Афазия - нарушения речи."

Данный материал предназначен для логопедов. Выполнила я его как контрольнуюработу. по теме: "Афазия - нарушение понимания речи при данном заболевании"...

Афазии у детей

В данной статье представлен современный материал о возможных речевых нарушениях у детей....

презентация по теме "Афазия, дислексия, дисграфия"

презентация "Афазия, дислексия, дисграфия"...

Презентация "Восстановление понимания речи у больных с афазией"

раскрыты основные принципы восстановления понимания речи у больных с афазией....