Посуда
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Рекунова Елена Викторовна

Занятие по развитию речи в средней группе. Тема "Посуда". Дети знакомятся с разнообразием посуды и сервизов, сервировкой стола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. Тема «Посуда».

Коррекционно-образовательные цели.

Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда. Уточнение и расширение словаря по теме (чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож, пить, есть, варить, жарить, новый, красивый). Совершенствование грамматического строя речи (образование имён существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени), слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие диалогической речи, речевого дыхания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности.

Оборудование. Предметные картинки с изображением посуды, игра «У белочки в гостях».

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Посуда», проведение беседы о её назначении.

  Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика. (дети выполняют знакомые упражнения).

3. Пальчиковая гимнастика. «Помощники».

Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об

  кулачок и хлопают в ладоши.

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.  

Чайник, чашку, ковшик, Загибают пальчики, по одному, на

  ложку каждое название посуды.

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

4. Работа по теме.

 Игра «У белочки в гостях».

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Это белочка.

Логопед. Белочка ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будите выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить её на стол. (Обращается к первому ребенку.) Возьми желтый чайник и поставь его на стол, Влад.

  Ребёнок выбирает картинку и закрепляет её на игровом поле.

Логопед. Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник?

Влад. Заваривать чай.

Логопед. Возьми красную чашку и поставь её перед чайником, Даша.

  Ребёнок выбирает картинку и закрепляет её на игровом поле.

Логопед. Хорошо. Для чего нужна чашка?

Даша. Пить чай.

Логопед. Возьми белую вазу и поставь её за чайник, Шодиёр.

  Ребенок выбирает картинку и закрепляет её на игровом поле.

Логопед. Правильно. Зачем нужна ваза?

Шодиёр. Ставить цветы.

Логопед. Возьми синюю сахарницу и поставь её около чайника, Настя.

  Ребенок выбирает картинку и закрепляет её на игровом поле.

Логопед. Верно. Для чего нужна сахарница?

Настя. Насыпать сахар.

Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо помогли белочке. Она благодарит вас.

5. Игра « Что изменилось?».

Логопед. Продолжим игру. Посмотрите ещё раз на картинку и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза.(Убирает со стола жёлтый чайник и ставит на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Дети. Красный чайник.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Жёлтого чайника.

Логопед. Правильно. Посмотрите на стол ещё раз, закройте глаза.(Убирает со стола сахарницу и ставит на место её молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Дети. Зелёный молочник.

Логопед. Чего не стало?

Дети. Синей сахарницы.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательны.

6. Физминутка. « Посуда».

Вот большой стеклянный чайник, Надули животики, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник. другую изогнули – «носик».

Вот фарфоровые чашки, Присели, Руку на пояс.

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками круг.

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Легли, вытянулись.

Он посуду нам принёс.

6. Работа в тетради

Примечание: Картинки на тему посуда, Вы можете найти в нашей галерее.

Конспект занятия в средней группе "Уроки вежливости"

Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников; закрепить знания о чайной посуде и способе сервировки стола к чаю.

Материал, оборудование: игрушки (на каждого ребёнка) посажены на стулья; большой игрушечный медведь, книга, Заяц и Ёжик- куклы из кукольного театра, 2 игрушечных набора чайной посуды, скатерти, бумажные салфетки.

Активизация словаря:хвастливый, грубый, жадный, вежливый.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. Оказывается, и у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Сегодня я приглашаю вас в Школу игрушек на уроки вежливости. Проходите пожалуйста. (Подходя к каждой игрушке, воспитатель берёт её в руки и от её имени приветствует детей: здравствуйте, доброе утро, я рад вас видеть, проходите пожалуйста, располагайтесь поудобнее, чувствуйте себя как дома…) (Передаёт игрушки всем детям).

Утро в школе игрушек начинается с необычной зарядки, ученики вспоминают вежливые слова. Будете им помогать?

Игровое упражнение «Вежливая зарядка»

Зайчик, что нужно сказать, если обращаешься к кому-нибудь с просьбой? Собачка, какие слова приветствия ты знаешь? Котик, что говорят друг другу на прощание? …какие слова говорят перед сном?...какие слова благодарности ты знаешь?...чего желают во время еды?...что ты скажешь, если вдруг обидел кого-то?

Молодцы, отлично справились с заданием, садитесь вместе со своими друзьями на стульчики. Сейчас я познакомлю вас с Медведем, которому учение в Школе игрушек даётся нелегко(достаёт медведя, говорит за него).

Медведь: Я всё могу: могу плясать, и рисовать, и петь, Могу стоять на голове, до Марса долететь,

Могу допрыгнуть до Луны, могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны, не закрывая глаз…

Могу я целый день не врать, могу…Но не хочу!

Воспитатель: Вам понравился рассказ Медведя? Хотите с ним дружить? (Ответы детей) Почему? Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хвалиться. Но Мишка не только хвастун, послушайте:

Мишка злым сегодня был: оттолкнул братишку,

И сестрёнке нагрубил, и уткнулся в книжку.

(Мишка отворачивается, закрывает морду книгой). Как можно назвать такого Мишку? Правильно, грубиян.

Медведь: Ребята, я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать?

Воспитатель: Давайте поможем медведю, расскажем, что должен делать каждый ребёнок и медвежонок, чтобы быть вежливым. (ответы детей). Правильно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых и не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь, не разговаривают громко, не дразнят товарищей, уступают друг другу.

Медведь: Я понял, это очень плохо быть грубым, хвастливым…, а ещё каким?

Воспитатель:Сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду, а вы подумайте и ответьте, как называют людей, которые поступают так, как девочка Маша? Принесла сегодня Маша длинношеего жирафа. Целый день с жирафом этим поиграть хотели дети:

Он бы был подъёмным краном, угостился бы бананом,

Чтоб жирафчик мог поспать, приготовили кровать.

Но взяла в охапку Маша длинношеего жирафа,

Утащила в уголок, чтоб никто отнять не мог.

 

Медведь:Вот так Маша! Вот так жадина! Никогда я так делать не буду. А как бы вы поступили, ребята? (ответы детей) Спасибо вам, ребята, что помогли мне понять, что быть хвастливым, грубым и жадным плохо. А сейчас мне пора, до свидания! (Дети прощаются с медведем, желают ему быть вежливым, добрым, скромным)

Воспитатель:А сейчас в школе игрушек урок музыки. Давайте потанцуем вместе с игрушками под песню «Чебурашка».

Воспитатель: А сейчас урок театра.

Инсценировка сказки «Ёжик и Зайчонок»

Воспитатель: Жили-были Ёжик и Зайчонок, жили они дружно. Но однажды Ёжик и Зайчонок не стали, как обычно играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо мириться!

Ёжик:Я с Зайчонком мириться не буду! Он невежливый. Я сказал ему: «Здравствуй!», а он не ответил.

Зайчонок:А, зачем отвечать, я тебя вчера видел.

Ёжик:Но я же сегодня сказал «Здравствуй»

Зайчонок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель: Зайчик, ты хочешь, чтобы Ёжик заболел?

Зайчонок:Нет, я не хочу, чтобы он болел.

Воспитатель:А что же ты для него «Здравствуй» пожалел? Ведь «Здравствуй» это значит будь здоров, не болей!

Зайчонок:Ёжик тоже не очень-то вежлив. Когда он ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»

Воспитатель:Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!

Зайчонок:Прости меня, Ёжик, я всегда буду здороваться.

Ёжик:И ты прости меня, Зайчонок, я всегда буду вежливым.

Воспитатель:Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь. Вот и закончился ещё один урок в Школе игрушек. А чем будут заниматься игрушки дальше, вы догадаетесь, если выполните задание. Садитесь за столы.

Игра «Собери картинку» (Детям предлагается собрать целую картинку из частей. На картинках изображены предметы чайной посуды: чашка с блюдцем, заварочный чайник, сахарница…) Ну что догадались, чем сейчас будут заниматься игрушки? Верно, прищло время пить чай. Но прежде я хочу, чтоб вы напомнили игрушкам, как вести себя за столом.

Игра «Как вести себя за столом» (Воспитатель предлагает выполнить задание: при перечислении вариантов поведения отметить хлопками в ладоши правильные).

Глотать большие куски;

Не чавкать;

Ковырять в зубах пальцами;

Класть в рот небольшие куски;

Чавкать;

Вытирать рот рукавом;

Спешить;

Пить залпом;

Выплёвывать косточки на стол;

Хорошо пережёвывать пищу;

Не говорить с полным ртом;

Чистить зубы зубочисткой;

Пользоваться салфеткой;

Дуть на суп;

Бросать салфетку на пол.

Теперь, я думаю игрушкам всё понятно. Давайте поможем им накрыть на стол. Давайте разделимся на две команды. (Дети выбирают фишки с картинками «Самовар» и «Чайник»)

Игра-соревнование «Кто быстро и правильно накроет стол»

Воспитатель подводит итоги игры, исправляет ошибки, объясняет как сделать правильно.

Воспитатель:Игрушки сейчас будут пить чай, а нам пришло время прощаться со Школой игрушек. (До свидания, всего доброго, мы будем без вас скучать…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Посуда. Виды посуды"

В данной презентации рассказывается о посуде, ее видах и применении...

ООД. ИГРУШКИ И ПОСУДА. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИГРУШКИ И ПОСУДА

уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь....

ООД,ИГРУШКИ И ПОСУДА. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИГРУШКИ И ПОСУДА

уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь....

конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда»  «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....

Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда"

Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда"  в подготовительной группе. Надеюсь этот матриал пригодится в работе...

Конспект совместной организованной образовательной деятельности в средней группе на тему: «В мире посуды: посуда и её назначение; свойства материалов, из которых сделана посуда».

Цель: расширение представлений детей об истории возникновения и свойствах посуды; закрепить знания детей о видах посуды, ее назначении....