Конспект совместной организованной образовательной деятельности в средней группе на тему: «В мире посуды: посуда и её назначение; свойства материалов, из которых сделана посуда».
план-конспект занятия (средняя группа)

Цель: расширение представлений детей об истории возникновения и свойствах посуды; закрепить знания детей о видах посуды, ее назначении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_laboratorii.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной организованной образовательной деятельности  

в средней группе

на тему:

«В мире посуды: посуда и её назначение;

 свойства материалов, из которых сделана посуда».

                                                                                Подготовила:

                                                                                   воспитатель

 высшей квалификационной категории  

МДОУ «Детский сад № 15»

                                                                                     Шкодина Н.Ф.

                                                                               

Саратов

2020

Тема: «В мире посуды: посуда и её назначение; свойства материалов, из которых сделана посуда».

Возрастная группа: средняя группа.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическое развитие»

Вид деятельности: экскурсия, работа в лаборатории

Форма организации детей: групповая, фронтальная. 

Цель: расширение представлений детей об истории возникновения и свойствах посуды; закрепить знания детей о видах посуды, ее назначении.

Предварительная работа с детьми: беседа об истории появления посуды, наблюдение за подачей пищи, мытья посуды; сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Напоим гостей чаем», «У Кати день рожденье». Знакомство со столовой, кухонной и чайной посудой, беседа об использовании посуды, из чего она сделана, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», стихотворения К. Нефёдовой «Для чего нужна посуда?» загадки о посуде.

Словарная работа: деревянная, стеклянная, пластмассовая, бумажная, глиняная, серебряная, золотая, фарфоровая, столовая, кухонная и чайная, прочная, хрупкая посуда.

Задачи:

Обучающие: 

-расширение представлений детей об истории возникновения и свойствах посуды;

-закрепить знания детей о видах посуды, ее назначении.

Развивающие:

-развивать диалогическую и монологическую речь, упражнять в подборе прилагательных, образовании однокоренных слов;

- развивать ретроспективный взгляд на предметы (ориентироваться в прошлом и настоящем посуды);

-развивать пространственное воображение и художественное мышление;

-способствовать развитию умения делать выводы, умозаключения,  рассуждать и доказывать.

Воспитывающие: 

-воспитывать интерес к истории, навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность;

-воспитывать любознательность, художественный вкус, эстетическое восприятие окружающего мира.

Ожидаемые результаты:

Иметь представление:

Знать:

Уметь:

-о свойствах материалов, из которых сделана посуда;

-о видах и назначении посуды;

-о сменах эпох с развитием человека и его потребностей.

 - об истории возникновения и использования посуды;

-правила поведения в музее.

-употреблять новые слова в речи: ставцы, музей, экспонат.

-проявлять инициативу с целью получения знаний.

Ресурсы и оборудование для создания образовательных ситуаций ООД: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, помещение музея.

Наглядный материалы, раздаточный материал, атрибуты, инвентарь, костюмы:

Для воспитателя: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация.

Для детей: стакан деревянный, стеклянный, бумажный, пластмассовый, пластиковый, карточки с изображением свойств посуды, фартуки для работы в лаборатории, экспонаты (деревянная ложка, стакан, миска, позолоченная тарелка и столовые приборы, фарфоровый кофейный набор), сундук, стол с хохломской росписью

Используемая литература: Журнал «Дошкольное образование»

Интернет-ресурсы: vospitatel.com, doshloinik.ru

Организация и методика проведения:

I часть.   Организационный   момент (помещение музея)

В: Здравствуйте, ребята. А где мы сейчас находимся? (В музее)

В: Ребята, скажите, для чего нужна посуда?

Д: Из посуды едят и пьют.

Д: В посуду еду кладут.

Д: В посуде варят, жарят и пекут.

В: Ребята, а вы хотите узнать много интересного о посуде? (Да) Экскурсоводы Ксения и Ева подготовили для нас экскурсию.

II  часть. Основная. Экскурсия по музею, работа в лаборатории и с интерактивной доской

Экскурсия

Здравствуйте, уважаемые гости. Меня зовут Ксения, а меня Ева. Сегодня мы  будем вашими экскурсоводами. Вы находитесь в музее «Большая история маленького детского сада». Сегодня мы поговорим  с вами о том, как появилась посуда. Слова «посуда» у наших предков не было. То, из чего можно было есть, называли "судно". А то, из чего можно было пить, называли "сосуд". Первое упоминание слова «посуда» появилось давным-давно-300 лет назад.

Первую посуду на Руси изготавливали из разных пород дерева, у которых были особые свойства. Например, считали, что лекарственные отвары сохраняют свои целебные свойства только в посуде из осины или дуба. А изделия из ольхи использовали в качестве оберегов. Считалось, что пока такие предметы хранились на кухне, дом был защищен от злых людей.

Ева достает из сундука деревянную ложку, кружку, миску , ставит по очереди на стол, показывает детям и называет их.

Самыми распространенными изделиями из дерева были ложки, невысокие кружки, которые называли «ставы», или «ставцы», миски, хлебницы и солонки. Посуда сначала была простая, без особой красоты. Чуть позже деревянную посуду стали украшать резьбой и 
росписью. Из деревянной посуды ели бедные люди, которые занимались земледелием, скотоводством и другими видами физического труда.

Ксюша:

Самую дорогую посуду делали из серебра и золота. Из этих металлов производили чаши, кубки, из которых пили на пирах и на больших праздниках. Богатые люди хвалились своей дорогой посудой перед гостями. Ксюша показывает позолоченное блюдо и столовые приборы. Такая посуда очень ценилась, была предметом роскоши, передавались из поколения в поколение. Она украшалась узорами, фамильными надписями. Каждая ложка имела свое назначение, их отдельно изготавливали для варенья, меда, кофе, соли, чая. Предметы сервиза украшали листиками, фигурками, узорами. Посуда из серебра и золота считалась символом богатства, хорошего вкуса, изящества. Драгоценная посуда имела не только прямое назначение. Часто она использовалась в качестве дорогих подарков, а так же служила одной из самых почетных наград в Русском государстве.

Ребята, а вы знаете как появилась фарфоровая посуда?

Ксюша показывает фарфоровый сервиз

Посуда из фарфора появилась очень давно в Китае. Китайцы не хотели раскрывать секрет изготовления фарфора. Многие ученые пытались разгадать эту тайну. И только лишь 250 лет назад немецкий ученый разгадал тайну изготовления фарфоровой посуды. Фарфоровая посуда - это белая, легкая, хрупкая  посуда из глины. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе. Фарфоровая посуда символизирует роскошь и богатство. Одним из важных достоинств чайных сервизов из фарфора является их поразительная способность сохранять тепло напитков.

В: Спасибо экскурсоводам за интересный рассказ. О посуде, из каких материалов рассказали нам Ксюша и Ева? (Дерево, золото, серебро, фарфор)

В: А сейчас ребята я предлагаю вам отправиться в лабораторию.

Дети надели фартуки, сели за столы. На столах у каждого ребенка набор карточек со свойствами посуды и один из стаканов из разных материалов.

В: Ребята, что вы увидели в лаборатории? (Стаканы и карточки)

В: Предлагаю Вам провести исследование свойств стаканов в нашей лаборатории. Перед вами находятся стаканы и карточки. Положите со своим стаканом только те карточки, которые раскрывают свойства материала, из которого этот стакан сделан.

Пластмассовая посуда легкая, но готовить в ней нельзя, она расплавится. Стеклянная посуда хрупкая, она может лопнуть от горячей пищи. Металлическая посуда тяжелая, в ней можно готовить, а в фарфоровой посуде готовить нельзя, в ней только подают готовое блюдо. Глиняная посуда – тяжелая, готовить в ней можно в печке или в духовке. Дети по желанию подходят берут предмет и называют свойства материала: металл – тяжелый, прочный, твердый; глина – толстая, непрозрачная; стекло – прозрачное, тонкое, гладкое, хрупкое и т. д.

Мы с ребятами проводили опыты. Брали предметы из разных материалов и оставляли их в воде. Дети, что мы брали?

Д: Деревянные брусочки, металлические пластины, стекло, бумагу.

Л: Что случилось с деревянным брусочком, после того, как он долго пролежал в воде?

Д: Он почернел и разбух.

Л: А если деревянную ложку положить в воду и оставить её там , что будет с ложкой?

Д: Деревянная ложка почернеет, разбухнет и сгниет. Л: А что стало с гвоздями, которые мы оставили в воде?

Д: Они заржавели.

Л: Правильно, ребята! А если металлический нож или вилку оставить в воде, что будет с ними?

Д: Металлические предметы в воде заржавеет.

Л: Правильно! А еще, мы оставляли в воде бумагу разной толщины. Что произошло с бумагой?

Д: Бумага намокла и развалилась.

Л: Ребята, а если бумажную посуду оставить, что с ней будет?

Д: Бумажная посуда намокает и распадается.

Ребята! Какой вывод мы сделаем: деревянную, металлическую и бумажную посуду оставлять в воде нельзя. · Л: А сейчас Федора Егоровна, Вы узнаете, почему все чашки и блюдца у Вас раскололись.

Ребята, вспомните, что будет, если металлическую посуду уронить?

Д: С металлической посудой ничего не случится. Она прочная.

Д: Стеклянная посуда хрупкая.

В: Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

  • Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
  • Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.
  • Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

В: Ребята, я вам предлагаю поиграть в интерактивную игру, чтобы вспомнить виды посуды.

Интерактивная игра «Посуда»

В: Ребята, вам необходимо расставить правильно посуду на нужную полку.

III часть. Заключительная.

-Молодцы, ребята!

На этом наше путешествие закончено. Что вы узнали нового, интересного?

Вам понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ«ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЬ»...

Конспект НОД Тема: «Посуда и её назначение. Свойства материалов, из которых сделана посуда» Образовательная область «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей

Программные задачиРечевое развитие·        Совершенствовать глагольный словарь ребенка;·        Закреплять умение детей в образова...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности в средней группе Тема: "Цветочная поляна"

Конспект итоговой  организованной образовательной деятельности в средней группе Тема: "Цветочная поляна"...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Грибочки»

Учить детей создавать в рисовании образ грибов; располагать  изображение по всему листу бумаги, рисовать крупно, во весь лист. Вызвать у детей интерес к рисованию  - грибов; Учить рассм...

Конспект НОД «Посуда и её назначение. Свойства материалов, из которых сделана посуда»

Основные задачи:Продолжать учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных;Продолжать учить детей отвечать на вопрос полным предложением;Закреплять умение детей в образовании ...

Конспект ОД по речевому развитию в средней группе Тема «В мире посуды»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе составления описательного рассказа о посуде с опорой на мнемотаблицуЗадачи: создание условий для:Расширения представлений о посуде и ее назначени...