Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста".
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация на тему "Включение родителей в процесс речевого развития детей дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей дошкольного возраста
Дети с задержкой речевого развития, поступая в детский сад, с большим трудом и в более длительный срок адаптируются к новым условиям. Для обеспечения благоприятной степени адаптации детей в ДОУ создана система взаимодействия всех участников процесса: воспитателей, специалистов, родителей. Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей. Она приносит более эффективный результат в коррекционной работе, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша, а специалист грамотно и последовательно руководит процессом передачи этих знаний и умений.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом всё «выправится само собой». А ведь время, наиболее благоприятное для коррекции, проходит быстро, задержка же в развитии речи потребует в дальнейшем значительно больших усилий и более длительного срока, чтобы наверстать упущенное.
Организация работы по закреплению у детей правильных речевых навыков
Очень важны в коррекционной работе с детьми систематичность и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях в работе с воспитателями и, конечно, родителями.
Родители – это не сторонние наблюдатели, а активные помощники в нелегком деле преодоления речевого недоразвития детей. Как показывает практика, наиболее высокий уровень быстрого закрепления навыков правильного произношения у детей обеспечивает организация работы с привлечением родителей и с выполнением домашних заданий.
Средством взаимосвязи между логопедом, воспитателем и родителями является индивидуальная логопедическая тетрадь ребенка. В каждой тетради имеются как общие для всех детей разделы, так и индивидуальные.
Общие разделы:
- артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки (это упражнения, необходимые для выработки определенных артикуляционных укладов, развития целенаправленного выдоха, правильного темпа речи, силы голоса и т.д.);
- пальчиковая гимнастика (различные игры на развитие мелкой моторики);
- развитие грамматического строя и связной речи (игры и упражнения на словообразование, словоизменение, построение предложений разных типов, составление рассказов и пересказов).
Индивидуальные разделы:
- развитие у ребенка понимания речи;
- звукопроизношение и слоговая структура слов (работа по постановке нарушенных звуков, автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического слуха, отработке слов различной слоговой структуры).
В конце каждой недели тетрадь выдается домой и задания обязательно закрепляются с ребенком дома.
Каждую неделю с детьми изучается какая-то лексическая тема и, соответственно, ведется работа по уточнению и обогащению словарного запаса. Можно в тетради вырезать и наклеить или нарисовать красочные картинки по теме, так как для данной категории детей очень важна наглядность в обучении. Детям нравится, когда в их тетрадях появляются новые картинки, многие с удовольствием их раскрашивают, при этом называя цвет, форму и другие качества. Это повышает интерес детей к логопедическим занятиям и домашним занятиям, в частности. При работе в тетради используются только простой и цветные карандаши (не фломастеры и не ручка), у них есть необходимый нажим для развития мелкой моторики руки.
Задания в тетради предварительно отрабатываются с логопедом и воспитателем. Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко произнести поставленный звук, назвать правильно картинки, без ошибок повторить предложения, чистоговорки, стихи и старается сам не пропускать поставленный звук в самостоятельной речи.
Как закреплять поставленный звук в повседневной речи ребенка
У детей дошкольного возраста слабо развит самоконтроль и следить постоянно за своей речью они не могут. Чтобы закрепление произносительных навыков было более продуктивным, обращайте внимание на речь ребенка в быту и постоянно поправляйте неправильное произношение (какие звуки можно поправлять, отмечается на «Экране продвижения» в уголке для родителей).
В случаях неправильного звукопроизношения высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим взрослый должен:
- нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции, например: - Следи за звуками!
- постараться предупредить ошибку в произнесении звука взглядом или жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы, и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой (губы «в улыбке» или кисть руки внизу; губы «рупором» или кисть руки поднята вверх);
- отметить отличное произношение трудного звука в словах и похвалить ребенка;
- повторить правильно несколько раз трудное слово.
То есть необходимо пристально следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, за столом, в любых диалогах со взрослым).
Методические рекомендации логопеда родителям для домашних занятий с детьми
Уважаемые родители!
Если Ваш малыш занимается у логопеда, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
Исправление звуков проводится поэтапно:
1 этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
2 этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
3 этап – автоматизация (закрепление звуков в слогах, словах, предложениях);
4 этап – дифференциация (в случае замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука в речи у детей (1 и 3) протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и четкого произнесения звука в речи ребенка, нужно много упражняться! Без домашних тренировок не обойтись!
Если звук еще не поставлен, выполняйте артикуляционную гимнастику.
Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их, определите место звука в слове (в начале, в середине или в конце слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, следите за звуками в повседневной речи ребенка.
Пожалуйста, не забывайте тетради дома после выходных и праздников!
Раз в неделю Вы можете получить консультацию у логопеда по интересующим Вас вопросам или поприсутствовать на логопедическом занятии с вашим ребенком.
Желаем успехов в обучении ребенка правильной речи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/16/picture-297570-1379345139.jpg)
Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"
Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-701219-1446646231.jpg)
Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-807519-1509465738.jpg)
Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/22/picture-634012-1432279572.jpg)
Консультация для родителей "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"
Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для ...
Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции цент...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/17/picture-864727-1592396300.jpg)
Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....