«Познавательно – речевое развитие».
план-конспект занятия (развитие речи, младшая группа) по теме
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц – схем, в которые заложена определенная информация. (Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации). Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, её объема, внимания, образного мышления, на развитие творческого познания; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов, графической аналогии в образы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности. «Познавательно – речевое развитие».
МДОУ Детский сад «Алёнка»
Вторая младшая группа «Дружная семейка»
Воспитатель первой квалификационной категории: Емельянова Валентина Ивановна
Тема: «Про любимого котенка»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
Воспитывать интерес к НОД.
Способствовать включению каждого малыша в содержательную деятельность, стремлению к проявлению инициативы.
Способствовать углублению знаний об особенностях, характеризующих кошку и котят.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии составлять небольшой рассказ.
Активизировать в речи прилагательные.
Упражнять в правильном произношении звуков (М, А, У), (И, С, К).
Учить выразительно выполнять упражнения в играх – имитациях.
Предварительная работа. Заучивание народной потешки «Кисонька – мурысонька», песенки «Кошка», рассматривание картины «Кошка с котятами», дидактическая игра «Где чей малыш?», изготовление дидактического материала – алгоритма рассказа.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы | Результат |
Психологический настрой – 1 мин. | Приветствие, установление зрительного, слухового контакта | Эмоциональная поддержка детей | Участие в приветствии | Вводно – организационное слово воспитателя | Психологическая готовность |
Мотивационно – побудительный – 3 мин. | Формирование представлений о предстоящей работе | Знакомство с предстоящей работой | Восприятие и принятие поставленной задачи | Использование сюрпризного момента | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация 2 – 3 мин. | Формирование умения составлять рассказ | Составление рассказа | Включение в деятельность воспитателя | Использование алгоритма рассказа | Составление образца рассказа |
Усвоение нового 5 - 6 мин. | Поощрение стремление к проявлению инициативы | Эмоциональный настрой на самостоятельную работу | Самостоятельная деятельность | Составление рассказа с помощью алгоритма | Рассказы детей |
Физкультминутка и заключительный этап 1- 2 мин. | Предупреждение утомляемости детей. Активизация в речи прилагательных. | Совместная деятельность с детьми | Совместна деятельность с воспитателем | Подвижная игра «Кошка с котятами» | Снятие физического напряжения |
Ход НОД
-Ребята, посмотрите на гостей. Сколько их? Если кто - то еще не поздоровался с ними, давайте поздороваемся.(Здороваются!)
(Сюрпризный момент.) (Стук в дверь. Приходит кошка с конвертом.)
-Как можно сказать про кошку? Какая бывает кошка? (Большая, пушистая, красивая, ловкая, умная, ловкая и т. д.).
-Давайте все вместе споем песенку про кошку:
Есть у кошки глазки,
Есть у кошки ушки,
Есть у кошки лапки –
Мягкие подушки.
Кошка, кошка, не сердись,
Не царапай деток –
Брысь!
-А теперь пора и посмотреть, что же она принесла нам! (Смотрим).
-Дети, да она принесла нам рассказ про Таню! Хотите послушать? (Воспитатель рассказывает детям рассказ).
«Пришла Таня с прогулки грустная. Пушок потерялся.
-Ребята. Как вы думаете, кто бы это мог быть Пушок? (Гусенок, хомячок, котенок и т.д.).
-Таня назвала Пушком котенка. Стала она своего котенка звать: «кис-кис-кис», а он не слышит. Помогите, ребята, Тане, позовите Пушка (дети произносят «кис-кис-кис»).
Вдруг за дверью кто – то замяукал. Как замяукал? (Мяу-мяу).
Открыла Таня дверь, а это Пушок вернулся.
-Ребята, как вы думаете, каким был Пушок? (Маленький, пугливый, глупый, веселый, игривый, шустрый, непослушный, забавный, беленький и т.д.).
-Ребята, какое настроение было у Тани, когда Пушок потерялся? (Грустное, печальное, расстроенное и т.д.).
-А когда Пушок вернулся? (Радостное, веселое, хорошее и т.д.).
-Ребята, вам рассказ понравился про Таню и её котенка? (Да).
- Кто хочет рассказать? А что бы вам было легче составить рассказ, смотрите на схему. (Воспитатель еще раз рассказывает рассказ с дополнениями, дети повторяют.)
Пришла Таня с прогулки грустная, печальная, расстроенная. Пушок потерялся. Пушок еще маленький, глупый, беспомощный, забавный. Стала Таня его звать: «кис-кис-кис». Вдруг за дверью послышалось: «мяу-мяу». Открыла Таня дверь, а это Пушок вернулся. Таня обрадовалась, стала веселая. И они с Пушком стали играть. (Несколько детей повторяют рассказ).
-Молодцы, а теперь давайте поиграем. Я буду кошкой. Какая бывает кошка? (Большая, мягкая, умная и т.д.). А вы все будете мои котята. Какие вы будете? (Маленькие, веселые, игривые, шустрые и т.д.).
Как у нашей кошки
Подросли ребята,
Подросли ребята,
Пушистые котята.
Спинки выгибают,
Хвостиком играют.
А у них на лапках
Острые царапки.
Длинные усищи,
Зеленые глазища.
Очень любят умываться,
Лапкой ушки почесать
И животик полизать.
Улеглись на бочок
И свернулись в клубок,
А потом прогнули спинки.
Убежали из корзинки!
-Ребята, какое у вас настроение? (Веселое, радостное и т. д.). Послушайте, наша гостья - кошка хочет что – то сказать. (Говорит воспитателю на ушко).
-Ей пора домой. Она всем говорит до свидания! А мы давайте ей скажем: « Спасибо за сюрприз и до свидания!». Гостям тоже скажем: «До свидания!»
Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности. «Познавательно – речевое развитие».
МДОУ Детский сад «Алёнка»
Вторая младшая группа «Дружная семейка»
Воспитатель первой квалификационной категории: Емельянова Валентина Ивановна
Тема: «Сочиняем сказку».
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи: Воспитывать интерес к НОД.
Способствовать включению каждого малыша в содержательную деятельность, стремлению к проявлению инициативы.
Совершенствование умения сочинять короткие сказки, используя мнемомотаблицу, соблюдая последовательность.
Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (А), (У), учить четко артикулировать их. Способствовать развитию речевого дыхания.
Учить согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе. Использование предлогов «за», «под», «перед».
Предварительная работа. Беседы об осени, ситуативные беседы, опираясь на личный опыт детей, игры: «Идем в лес за грибами», «Кто любит грибы?», рассматривание картинок с изображением грибов, чтение: В. Сутеев «Под грибом», изготовление дидактического материала – алгоритма рассказа.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы | Результат |
Психологический настрой – 1 мин. | Приветствие, установление зрительного, слухового контакта | Эмоциональная поддержка детей | Участие в приветствии | Вводно – организационное слово воспитателя | Психологическая готовность |
Мотивационно – побудительный – 3 мин. | Формирование умения вести диалог, развивать воображение | Постановка вопросов | Ответы | Загадывание загадки | Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу |
Физкультминутка 1 – 2 мин. | Предупреждение утомляемости детей. | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с воспитателем | Словесная игра «Мы по лесу шли…» | Снятие физического напряжения |
Актуализация 2 мин. | Формирование умения составлять рассказ | Составление рассказа | Включение в деятельность воспитателя | Использование алгоритма рассказа | Составление образца рассказа |
Усвоение нового 5 - 6 мин. | Поощрение стремление к проявлению инициативы | Эмоциональный настрой на самостоятельную работу | Самостоятельная деятельность | Составление рассказа с помощью алгоритма | Рассказы детей |
Заключительный 1 – 2 мин. | Решение проблемной ситуации | Создание проблемной ситуации | Участие в ситуативном диалоге, рассуждения | Постановка вопроса | Поощрение правильного решения |
Ход НОД
-Ребята отгадайте загадку: «Стоит Антошка – шляпка, да ножка».
-Что это? (Гриб) (Работа с фланелеграфом).
-Где растут грибы? (В лесу).
-Сколько грибов растет в лесу? (Много грибов растет в лесу).
-Представьте себе, что мы в лесу собираем грибы. Расскажите, где вы нашли гриб? (Работа с фланелеграфом).
-За пенечком, под деревом, перед кустом. (Дети повторяют слова с предлогами).
-Ребята, кто знает как собирают грибы? (Сорвать шляпку, вырвать из земли, срезать ножом). (Дети обсуждают каждый вариант и решают, что лучше всего срезать ножом и положить в корзинку).
Физкультминутка .
Мы по лесу шли
И грибок нашли.
Раз – грибок, два – грибок,
Положили в кузовок.
-А теперь давайте все вместе сочиним сказку про девочку, которая пошла в лес за грибами.
-Вспомните, с каких слов начинаются почти все сказки? (Жили – были).
-Давайте вместе придумаем , как зовут нашу девочку? (Дети предлагают имена, воспитатель выбирает какое – нибудь одно имя. Воспитатель выкладывает алгоритм сказки и рассказывает).
Жила – была девочка Аня. Взяла Аня корзинку и пошла в лес. В лесу грибов много – много. Набрала Аня полную корзинку грибов и пошла домой. (Дети по схеме повторяют сказку).
-Молодец, Аня, много грибов собрала и не заблудилась.
-Ребята, а когда кто – то заблудится в лесу, как надо кричать?
-А-у, а-у., а-у. (Дети повторяют хором и индивидуально, тихо и громко, еще громче).
- Дети, а зачем так надо кричать? (Что бы услышали и помогли выйти из леса).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития
В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей с технологией речевого развития во второй младшей группе
«Поход в кукольный театр»...
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Сообщение к семинару по познавательно-речевому развитию «Развитие познавательно-речевой активности через использование развивающих игр»
Сообщение к семинару по познавательно-речевому развитию...