Развитие речи дошкольников, через пальчиковые игры.
картотека по развитию речи по теме

 

Расскажи мне, и я забуду, покажи мне,

 и я   запомню,

 дай мне действовать самому, и я пойму.

Восточная мудрость.

        Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, неотъемлемое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырём основным видам речевой деятельности.  Сократ говорил: «Заговори, чтоб я тебя увидел».

       Основная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь детям в освоении разговорной речи. В практической работе по развитию речи успешно используются, пальчиковые игры, фольклорные игры, музыкальные игры.

       Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Массируя  мизинец  можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

        В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

          Ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

          Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

      Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.

Прилагаю картотеку пальчиковых игр, карточки формата А6.

Источник: "Дошкольная педагогика" Январь , 2011 г.; Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А. Н. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щи. (М. Бородицкая)

Чищу овощи для щей.

(вертикальные движения руками словно отряхиваем от земли)

Сколько нужно овощей?

Три картошки,

(Загибаем три пальца на левой руке)

Две морковки,

( загибаем ещё два пальца)

Луку полторы головки,

( загибаем пальцы на правой руке)

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок,

Потеснись-ка ты капуста,

( раздвигаем руки в стороны)

От тебя в кастрюле густо.

Раз! ( выставляем большие пальцы рук)

Два! (указательные)

Три! (хлопаем)

Огонь зажжён,

Кочерыжка выйди вон!

(Руки на поясе, правая рука показывает на дверь)

Как живёшь?

- Как живёшь?

- Вот так! (показать большой палец)

-Как идёшь?

- Вот так! (прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь?

- Вот так! (согнуть руки в локтях и сделать движения как при беге)

- Ночью спишь?

- Вот так! (руки под щёку)

-Как берёшь?

- Вот так! (ладонь в кулачок)

- А  даёшь?

- Вот так! (ладонь раскрыть)

- А грозишь?

- Вот так! (погрозить соседу пальцем)

- А молчишь?

- Вот так! (прикрыть рот ладонями)

Сороконожки.

Две сороконожки    

  руки скрещены, пальцы

Бежали по дорожке

каждой руки « бегут» по

Всё бежали и бежали

предплечью, затем по плечу

Всё друг дружку догоняли.

другой руки и сцепляются в

Как друг дружечку догнали,

крепкий замок на затылке,

Так друг дружечку обняли,

при последних словах игры

Что едва ли их разняли!

 дети разнимают руки.

Смешные человечки.

(Дети делятся на пары)

Бежали мимо речки    («человечки» -пальчики)

Смешные человечки    (бегают по дорожкам -     рукам детей, стоящим напротив др. др.)

Прыгали – скакали       (пальчики прыгают по плечам др. др.)

Солнышко встречали.  ( Ласково положить руки на щёки рядом стоящего друга.)  

Забрались на мостик   (сложить «мостик» из рук, постучать кулачками.)

И забили гвоздик.

Потом бултых в речку!  (Наклониться и свободно покачать руками.)

Где же человечки?        (Спрятать пальчики под мышки др. др.)

Пальчики уснули.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.

Раз, два, три, четыре, пять – захотели поиграть.

Разбудили дом соседей, там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять, десять – веселятся все.

Но пора обратно всем: 10, 9, 8, 7.

6 калачиком свернулся,

5 зевнул и отвернулся.

4, 3, 2, 1 – снова в домике мы спим.

Кто в кулачке?

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может, быть сверчок?

(пальцы сжаты в кулак)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Этот пальчик? Ай-ай-ай!

(выставить вперёд большой палец).

Замок.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог? (соединить пальцы в замок)

Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в стороны).

Покрутили… (волнообразные движения кистями, ).

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками др. о др.).

И открыли! (пальцы разъединить).

Паучок.

На изогнутый сучок, сломанной осинки (лев. рука вытянута, ладонь опущена вниз).

Опустился паучок (пальцами пр. р. от плеча лев. р. выполняют вниз перебирающие движения).

С крестиком на спинке. (указательный палец лев. р. чертит крестик на тыльной стороне пр. р.).

Свил уютный гамачок, (лев. ладонь округлена, изображает гамачок. пальцы пр. р. собраны вместе опустить их в «гамачок»).

Сам в сторонку (руки за спину)

И молчок. (указательный палец пр. р. Подносят к губам).

Лодочка.

Две ладошки я прижму (две ладони соединить лодочкой)

И по морю поплыву. (выполнять волнообразные движения)

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса я подниму (выпрямить ладони и поднять их вверх)

Синим морем поплыву. (затем имитировать движения волн и рыбок)

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Подними ладошки игра – подражание

(руки лежат на коленях)

Подними ладошки выше и сложи

 над головой.

Что же вышло? вышла крыша,

А под крышей мы с тобой.

(руки возвратить на колени)

Подними ладошки выше, поскорее помаши.

Что же вышло? Птички вышли.

Птички очень хороши.

(руки возвратить на колени).

Подними ладошки выше,

Изогни скорей дугой.

Что же вышло? Гуси вышли-

Вот один, а вот другой.

(руки возвратить на колени).

Подними ладошки выше,

Пальчики скорей согни.

Что же вышло? Мишки вышли.

Здесь их два, а в сказке три.

(руки возвратить на колени).

В какой сказке медведя три?

Вспомни, громко говори!

Г. П. Попова

Строим дом

(руки сжаты в кулачки, большой палец поднят вверх – это молоток. Молоток заколачивает гвозди, движения сверху вниз большим пальцем, сначала прямым, затем изогнутым).

Целый день тук, да тук,

Раздаётся звонкий стук,

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживём!

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

(Все показывают готовые домики, сжатые кулачки.)

Этот дом для Светы,

Он большой и светлый,

Здесь живёт Алёша,

Мальчик он хороший.

В этом доме Маша,

Солнышко ты наше.

Этот для Марата,

Будет он богатый…



Предварительный просмотр:

ПАУЧОК

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,

Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.
 

Чтобы погулять на ветке.

ВЕТЕР

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.(2 р)

кисти прижаты др. к др. основаниями, пальцы растопырены. Раскачиваем руками в разные стороны.
А под пальмой краб сидит,
И клешнями шевелит.(2р)
Ладони прижаты др. к др. боковыми частями, пальцы согнуты, растопырены (клешни), шевелим ими.

Чайка над водой летает,
И за рыбками ныряет.(2р)
Ладони соединены большими пальцами, остальные сжаты, разведены в стороны. «Машем» ими в воздухе.

А под пальмой краб сидит,
И клешнями шевелит.(2р)

Ладони сомкнуты и чуть округлены; волнообразные движения

Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.(2р)
Ладони основаниями прижаты др. к др., пальцы согнуты. « Открываем и закрываем рот крокодила».

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит…(2р)

Перевернув руки на др. сторону, повторяем движения.

ПЯТЬ УТЯТ

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят,
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,

Одна из рук - "мама утка" - Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

На берегу его мама ждёт,

киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
И сразу пятеро утят,
Вернулись к мамочке назад.

УЛИТКА 

В домике она сидит,

Одна из рук - "цветочек". Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка  ползёт ,
Потихонечку вперёд.
Улитка" раскачивается из стороны в сторону.
На цветочек заползёт,
"Улитка" заползает на "цветочек".
Лепесточки погрызёт.
"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.

"улитка" сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
"Цветочек" закрывается, пряча "улитку"


РЫБКИ

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!”
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко”.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
А третья сказала: “Мне хочется спать!”
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала. Чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: “Здесь крокодил!
Запястья соединены; ладони раскрываются
и соединяются (рот).
Плывите скорей, Чтобы не проглотил!”
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).


ЧАСЫ

Перебираем пальчиками ("бежим") от колен до макушки
Мышь полезла в первый раз. Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,
 
Один хлопок над головой. 
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на пол. 
Мышь полезла второй раз,
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
Два хлопка. 
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз


Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
Три хлопка.
 Мышь скатилась кувыком.

             ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка печатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. 
Гнездо в ней устроив, 
Складываем ладоши "ковшом"
Мышат позвала.
"Зовущий" жест
Им корочку хлеба дала покусать.
Большим  пальцем  по очереди стучим по остальным пальцам.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим - гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному ).

и отправила спать. 
Ладони кладём под щёку (спим). 


КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых,
И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). 

ТАРАКАНЫ

За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза)
Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими

Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман.

Бежим пальцами рук по туловищу, имитируют заползание  "за шиворот".
За буфетом под пакетом девять тараканов.

Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.
За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза) 
Движения повторяются, теперь  «тараканов» не 10, а 9.

У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2р).

Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.(2р.)

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка,

Шёрсточка  везде.(2р.)
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2р.)
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

ПОРОСЯТА

"идём"по коленям каждым пальчиком

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Мизинцы.

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.

Безымянные.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 
"
Фонарики".

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Средние.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
Указательные.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
Большие.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

ДВА КОЗЛИКА

На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные пальцы.
Как-то раз к кому-то в гости,
Шёл козлёнок через мостик,

Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
 
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить,
И другого пропустить.
Долго козлики сражались

Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!

На слово "бух" - хлопаем в ладоши.
И с моста в водичку - плюх!

Роняем руки на колени

ЗАЙЦЫ

. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”

Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали

“Давайте помолчим!”,

Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:

"Он может сделать “Бах”?"

“Бах” - выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.
Нажав ружья курок,

Бежим пальчиками по коленям

И десять серых зайцев припустились наутёк.

            РАЗМИНКА
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим

И немножко помолчим.
Прижимаем указательные пальцы к губам

Плечиками мы покрутим,
И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками

Мы ногами поболтаем,
И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста.
Далее темп ускоряется.

Головами покиваем,

...
Плечиками мы покрутим,
...

ВЕСНА

Пальцы - щепоткой. Качаем ими.
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.

Ладони -"ковшом",  руки вверх, раскрываем ладони, боковые части - прижаты, пальцы растопырены.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.

Встаёт пораньше солнце

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок.

волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из- под старой травки

Ладони - "ковшом".

Уже глядит цветок...

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты .
А из под старой травки ,
Уже глядит цветок

Раскрылся - колокольчик
Пальцы сжаты в кулак.
В тени там, где сосна,

Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,  Динь-динь, пришла весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры"

Цель: использование пальчиковых игр, на занятиях по развитию речи детьми 3-4 лет. Задачи:научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности;развивать мелкую моторику пальцев рук...

Конспект открытого занятия по развитию речи через пальчиковые игры в старшей группе «Прогулка в зоопарк»

Тема «Прогулка в зоопарк»Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по теме «Животные зоопарка». Закрепить приемы аппликации в технике торцеван...

Проект «Развитие речи через пальчиковые игры»

Формировании   и развитии речи дошкольников, с включением  в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Наиболее продуктивными для решения поставленной про...

Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику

Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику...