КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
конспект познавательного занятия по развитию речи для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_pticy.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района
КОНСПЕКТ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
НА ТЕМУ:
«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
(подготовительная группа)
Воспитатель
МДОУ №30 «Снегурочка»
Яковлева Е.Н.
г. Альметьевск, РТ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, закрепить знания частей тела птиц, условий их жизни. Формировать у детей обобщающие понятия по теме «Птицы», активизировать глаголы по этой теме. Формировать навыки составления предложения по опорной картинке. Упражнять в образовании прилагательных от однокоренных существительных, образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Способствовать развитию речевой активности, отрабатывать четкую дикцию.
Словарная работа: перелет, вереница, клин, стайка, вожак, насекомоядные, зерноядные, водоплавающие.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Чтение природоведческой литературы - энциклопедии «Птицы», журналов «Муравейник», «Филя», энциклопедии о животных А. Бремма, методическое пособие Т. А. Шорыгиной «Птицы. Какие они?», проведение экскурсий в парк, наблюдение за поведением птиц в природе, рассматривание иллюстраций с изображениями перелетных птиц, зарисовки на эту тему, беседы с детьми.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Скажите, птицы – кто это?
Дети: - Живые существа, животные.
Воспитатель: - Правильно, птицы это животные. На земле кроме птиц есть другие животные?
Дети: - Есть!
Воспитатель: - Да, их очень много и они все очень разные. Несмотря на это, у них у всех много общего, например: у всех животных есть голова, есть хвост, есть глаза и т.д. Чем же птицы отличаются от всех других животных?
Дети: - У них есть крылья, у них не шерсть, а перья, есть клюв…
Воспитатель: - Итак, птицы это такие животные, у которых есть клюв, есть крылья и тело покрыто перьями. А что могут делать птицы?
Дети: - Летать, клевать, прыгать, высиживать яйца, петь, плавать, кормить птенцов и т.д.(активизация глаголов по теме)
Воспитатель: - Скажите, а птицы на нашей планете живут только в одном месте?
Дети: - Нет!
Воспитатель: - Правильно, птицы живут всюду. Выходите, становитесь в круг, я предлагаю вам поиграть в игру «Земля – планета птиц».
Игра с птичкой.
1 ребенок: «Птицы живут в лесу». (передает птичку рядом стоящему). 2 ребенок: «Это лесные птицы; птицы живут на болоте». (передает птичку следующему). 3 ребенок: «Это болотные птицы; птицы живут…» и т.д.
Воспитатель: - Чем же питаются птицы?
Дети: - Насекомыми, червячками, зернышками.
Воспитатель: - Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами, т.е. насекомыми. Что это за птицы?
Дети: - Это птицы насекомоядные.
Воспитатель: - А птицы, которые питаются зернами, семечками?
Дети: - Это зерноядные птицы.
Воспитатель: - А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков?
Дети: - Это хищные птицы.
Воспитатель: - Я загадаю вам загадки:
1. Курлычет он, к нам прилетая,
Живет в болотах и лугах,
Он птица серая, большая
На длинных тоненьких ногах.
(журавль)
2. В черной в крапинку рубашке
Щеголяет эта пташка,
Прилетает к нам весной,
Домик обживает свой.
(скворец)
3. Летят, как самолетики,
Изящны и легки –
Раздвоенные хвостики,
Собой невелики.
(ласточки)
Воспитатель: - Птицы, названия которых вы отгадали, как можно назвать одним словом?
Дети: - Перелетные.
Воспитатель: - Ребята, а кто еще знает загадки о перелетных птицах?
Дети загадывают загадки. (2-3 ребенка )
Во время отгадывания предложить детям объяснить, почему они назвали ту или иную птицу, выдвигать другую версию, побуждая находить доказательства правильного ответа в тексте загадки
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, почему этих птиц называют перелетными, когда, зачем улетают на юг? Какие птицы улетают первыми, какие за ними, какие последними, объясните почему? (активизировать слова: перелет, насекомоядные, водоплавающие зерноядные; предложить объяснить, почему не улетают хищные птицы)
Воспитатель: - Давайте представим, что мы перелетные птицы и отправимся в далекий перелет. Кто какой птичкой будет? (Дать образец ответа: «Я буду кукушкой. Мне нравится эта птичка потому, что она спасает лес от прожорливых мохнатых гусениц».)
Дети надевают полумаски.
Воспитатель: - Прежде, чем лететь, давайте познакомимся, давайте придумаем себе имена.
Упражнение «Назови ласково».
Воспитатель говорит: «У моей птички полосатое брюхо, поэтому меня будут звать Полосатенькое Брюшко. А у тебя, иволга, желтая спина. Как тебя будут звать ? («Желтенькая Спинка») и т. д.
Воспитатель: - А как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок, они как-то строятся?
Дети: - Гуси, утки, лебеди летят вереницей. Журавли – клином. Ласточки, скворцы, трясогузки – стайкой. А кукушки – поодиночке.
Физминутка «Построимся как птицы».
Воспитатель показывает схему и говорит: «Полетим как утки». Дети строятся. «Как вы построились? Правильно, вереницей. Как вы построились, Настя? Как вы построились, Радик? (индивидуальные ответы детей) Аналогично по другим схемам. На каждой схеме один кружок другого цвета – отличный от остальных. Это вожак. Предложить детям дать объяснение, что означает это слово, для чего нужен вожак.
Воспитатель: - Ну, пора в дорогу, путь предстоит неблизкий. Давайте полетим вереницей, как утки. Вот, Люба у нас уточка, она будет вожак нашей стаи, за ней и полетим. (дети строятся вереницей и «летят» по залу под фонограмму)
Воспитатель: - Летели птицы, летели, проголодались. Давайте посмотрим вниз, на землю. Я вижу, там внизу реку. А чуть дальше болото, а еще дальше – лужок, а там насекомых всяких полным-полно. Кто куда полетит на обед?
В разных частях зала располагаются иллюстрации с изображением реки, болота, лужайки с насекомыми. «Птички» летят к месту кормежки и объясняют, почему туда полетели. Например: «Мы прилетели на болото потому, сто мы болотные птицы. Мы питаемся лягушками, мелкими водными обитателями, корешками болотных растений».
Воспитатель: - Ну, подкрепились, пора лететь дальше. Давайте теперь полетим как трясогузки, скворцы, ласточки – стайкой. Давайте нашим вожаком будет Илюша.
Под музыку дети движутся по залу, имитируя полет птиц( в ходе «полета» предложить заменять на время уставшего вожака).
Воспитатель: - Вдруг поднялся сильный ветер, темные тучи затянули небо, налетела буря. Что же делать бедным птичкам? Нужно срочно спускаться на землю, прятаться от бури. Где же будем прятаться?
Дети: - В траве, под кустами, под ветками деревьев…
Фонограмма бури. Дети останавливают движение, приседают на пол, прячут голову. В это время выставляется декорация сельского домика. Буря затихает, птички поднимают голову. Из-за домика появляется бабушка.
Бабушка: - Ой, что творится у меня в саду! Несчастные птички попали в бурю! Бедняжки, ну идите поближе к дому. Садитесь возле меня, отдохните, обогрейтесь, обсохните. Какие вы все разные, некоторых я знаю, а другие мне незнакомы. Вот что это за птичка? (Спрашивает у нескольких детей. Они называют птичек, полумаски которых надели.) Вот я книгу про вас читала, но много в ней слов непонятных. Объясните.
Упражнение «Почему так называется».
По просьбе бабушки дети дают объяснение словам: длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, пестроголовая, трудолюбивая, водоплавающая, сладкоголосая, быстрокрылая, остроклювая.
Бабушка: - Вот внучек мой фотографировал как-то пицц и принес мне снимки. Только я на них ничего понять не могу. Может вы мне расскажите.
Упражнение «Рассмотри и назови».
Бабушка раздает фотографии , на которых изображены части тела разных птиц. Дети должны ответить, что изображено, например: «На этой фотографии изображено крыло ласточки».
Воспитатель: - Ну. Пташечки, пора нам лететь дальше. Полетим клином, как журавли. ( дети строятся клином, имитируют полет птиц) Впереди я вижу прекрасную теплую страну, давайте спускаться. Вот мы и прилетели. (снимают полумаски)
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а куда же все таки улетают птицы на зиму?
Дети: - В теплые страны, в Африку…(предположения детей; подвести их к пониманию того, что птицы зимуют в каких-то конкретных уголках Земли – в Индии, в Африке, на побережье Средиземного моря; использовать для показа карту мира). Ребята, весной мы ждем прилета птиц. А как вы думаете, на юге, в теплых странах, в Африке, например, люди ждут их? Почему?
Дети: - Птицы красивые, ими можно любоваться, они радуют людей своим пением, помогают спасать урожай…
Воспитатель: - Правильно, птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением и т.д. Подведем итог сегодняшнего занятия. Понравилось вам занятие? Почему? Что больше всего понравилось, что нового вы узнали? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы»
Образовательные области:-«Коммуникация», «Познание»...
Занятие "Перелетные птицы"
Неплохое занятие...
конспект занятия " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы"
Игры и упражнения по теме...
Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы. Домашние птицы»
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, уточнить названия...
План-конспект логопедического занятия Тема занятия: “Перелетные птицы”.
План-конспект логопедического занятияТема занятия: “Перелетные птицы”. Цель: Обобщение представлений о перелетных птицах.Задачи:• активизировать и расширять предметный, глагольны...
Конспект занятия в старшей группе Тема занятия: Перелетные птицы. Весна.
Задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания детей о видах птиц, упра...