Фронтальное логопедическое лексико – грамматическое занятие в старшей группе. Тема: Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Цель: | - упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных; - составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет»; - закрепление понимания и употребления предлога «у»; - развитие внимания, памяти, мышления; - создание положительного эмоционального настроя в ходе занятия. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное
логопедическое лексико – грамматическое
занятие
в старшей группе № 5
(подгрупповое)
Логопед: Исаченко Л. И.
Тема: | Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у». |
Цель: | - упражнение в образовании родительного падежа единственного числа существительных; - составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет»; - закрепление понимания и употребления предлога «у»; - развитие внимания, памяти, мышления; - создание положительного эмоционального настроя в ходе занятия. |
Оборудование: | - предметные картинки – деревья (дуб, клен, береза, ель, сосна, рябина), животные (медведь, лиса, белка, пчела, змея, зебра); - сюжетные картинки – «Ваня в лесу», животные и их детеныши; - натуральные объекты – листья (клен, береза, рябина), веточки (ель, сосна), ягоды (рябина), шишки (ель, сосна). |
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Загадка: пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
- Кто это? | - Это осень. |
- Какие листья осенью? - Что делают листья осенью? | - Листья осенью желтые (красные, коричневые). - Листья осенью опадают (летят, кружатся, шуршат, сохнут, вянут). |
2. Игра «листопад» - упражнение в образовании единственного числа существительных в родительном падеже.
- Как сказать одним словом – «листья падают?» - листопад.
(Дети одевают шапочки с изображением листьев)
Мы листики осенние, На ветках мы висели. Ветер дунул – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. |
(Логопед поочередно поднимает детей).
- Какого дерева ты лист? – Я лист березы (дуба, клена и т. д.)
3. Игра «С какого дерева детки?» - закрепление употребления единственного числа существительных в родительном падеже.
- Что в корзинке? Давайте посмотрим, дети, хорошенько и запомним.
Дети проговаривают фразу:
«Это лист клена (шишка ели, шишка сосны, ягоды рябины, ветка ели, ветка сосны).
4. «Встреча с гномиком» и договаривание названий деревьев в родительном падеже в единственном числе с предлогом «у».
-Гномик любит гулять в осеннем лесу. Это он для нас приготовил корзину, чтобы мы могли ответить – «где Гномик нашел эти ягоды?»
- Гномик нашел эти ягоды - Гномик нашел этот лист - Гномик нашел эту шишку - Гномик нашел эту шишку - Гномик нашел эту веточку - Гномик нашел эту веточку | - у рябины - у клена (у березы) - у ели - у сосны - у ели - у сосны |
(Дети поочередно подходят к доске и передвигают Гномика к называемому дереву).
5. Игра «Назови детенышей животных и их маму» - закрепление употребления родительного падежа единственного числа существительных с предлогом «у».
- В лесу много животных. Гномик дружит с ними и говорит, что к осени детеныши всех животных подросли.
Логопед дает образец:
Это волчата. Это лисята. Это зайчата. Это бельчата. Это лосенок. Это козлята. Это медвежата. | - Волчата у волчицы. - Лисята у лисы. - Зайчата у зайчихи. - Бельчата у бельчихи. - Лосенок у лосихи. - Козлята у козы. - Медвежата у медведицы. |
6. Физминутка.
А сейчас и мы погуляем по лесу.
- Постоим у дуба, у березы, у ели, у тополя (дети изображают деревья).
- А теперь сделаем зарядку, которую любят делать детеныши животных:
Раз присядка, два подскок – Это зайкина зарядка. А лисята, как проснутся, Очень любят потянуться. И головкой покивать, И хвостиком повилять. А волчата – выгнуть спинку И тихонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы, Долго топчется на месте. Делаем еще разок все вместе. Слышите? Ау – ау Кто – то нам кричит в лесу. | (2 раза) |
7. Игра «Что нашел Ваня?» - закрепление употребления родительного падежа единственного числа существительных без предлога и с предлогом «у».
Логопед: Кто это? Что у Вани? Что делает Ваня? | Дети: - Это Ваня. - У Вани корзина. - Ваня собирает грибы. |
- Ребята! Помогите закончить предложения!
Ваня нашел подберезовик Ваня нашел подосиновик Ваня нашел боровик Ваня нашел сыроежку | - у березы. - у осины. - у ели. - у сосны. |
- А теперь подумайте и скажите:
У Вани есть мухомор? – У Вани нет мухомора.
У Вани есть поганка? – У Вани нет поганки.
- Почему у Вани нет мухомора и поганки? – Они ядовитые.
8. Игра «Кого испугался Ваня?» - закрепление употребления единственного числа существительных в винительном и родительном падежах.
Логопед: - Ваня в лесу встретил много животных и говорит, что испугался некоторых из них.
Дети полностью проговаривают предложения по образцу логопеда:
- Ваня увидел ворону. – Ваня испугался вороны.
(пчела, змея, мышка, белка, зебра, лиса – изображения животных демонстрируются поочередно).
Логопед:
- Подумайте, кого нет в лесу? – В лесу нет зебры.
- Почему в лесу нет зебры? – Она живет в жарких странах.
9. Игра с мячом «Эхо» - упражнение в составлении предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием «нет».
Логопед: В лесу береза. В лесу ель. В лесу дуб. В лесу клен. В лесу тополь. В лесу сосна. | Дети: - В лесу нет березы. - В лесу нет ели. - В лесу нет дуба. - В лесу нет клена. - В лесу нет тополя. - В лесу нет сосны. |
10. Подведение итогов.
Логопед: Мы хорошо погуляли в осеннем лесу. Осенью под деревьями можно найти много интересного.
Припомните, что у Гномика было в корзине?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы (5-6 лет) с фонетико-фонематическим недоразвитием речи "Путешествие в страну правильной речи". Учитель-логопед МДОУ д/с "Росинка" г. Балашова Иванова Т.Е.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИЗадачи:Образовательные.Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слово, предложение, текст.Закрепление практических умений и навыков пользо...
Закрепление винительного падежа единственного числа существительных.
Фронтальное занятие по развитию речи...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФН "Звуки С-Сь"
Конспект на закрепление правильного произношения звуков "С"-"Сь". На занятии решаются задачи развития фонематического слуха, совершенствования лексико-грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/18/picture-681301-1624038725.jpg)
Конспект разноуровневого занятия учителя-логопеда с подгруппой детей по формированию грамматических категорий. Тема: «Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогами У , С, ОТ, БЕЗ, ИЗ».
Конспект НОД по коррекции недостатков речевого развития в старшей группе для детей с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/08/picture-439204-1638973137.jpg)
Конспект фронтального логопедического занятия "Космос" (в старшей группе для детей ОНР)
Современные дети очень интересуются космосом. Сформировать азы Вселенной предстоит педагогам. Тема космоса так необъятна, как и само мировозрение....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/16/picture-234950-1523894482.jpg)
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Профессии в школе».
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-318216-1382889508.jpg)
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи
Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматических категорий речи у дошкольников 5-6 лет с ОНР...