Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников
презентация к уроку по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Штырба Надежда Николаевна

Материал может быть полезен воспитателям, работающим в разных возрастных группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ – детский сад № 22 «Солнышко» г. Клинцы Брянской области

Литературная гостиная

 «Использование художественной литературы как средства развития

связной речи у дошкольников»

        Подготовила:

Штырба Надежда Николаевна,

Воспитатель 1 квалификационной категории

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, раздаточные материалы для игры «Рифмы-миниатюры».

  1. Теоретическая часть.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение даёт готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и

воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Произведения художественной литературы и устного народного

творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения,

отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а

также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

При чтении стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать

жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности

каждого жанра. При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями

нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения,

глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать

способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь,

развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

  1. Презентация «Стихи о зиме» (см. презентацию на диске).

Слайд 1. Название  презентации. Иллюстрация с изображением зимы.

Слайд 2. Стихотворение «Зима» Э. Мошковской.

Слайд 3-4. Стихотворение «Декабрь» С. Маршака.

Слайд 5. Стихотворение «На носу. Танины приметы» А. Усачёва.

Слайд 6-7. Стихотворение «Снежинки» А.Усачёва.

Слайд 8. Стихотворение «Карусель» В. Степанова.

Слайд 9. Стихотворение «Вот ветер, тучи нагоняя…» А.С. Пушкина.

Слайд 10. Стихотворение «Белый снег пушистый…» И. Сурикова.

Слайд 11. Стихотворение М. Стародуб.

Слайд 12. Стихотворение «Мишка, мишка, лежебока…» В. Берестова.

Слайд 13-14. Стихотворение «Дело было в январе…» А. Барто.

Слайд 15-16. Заключительные слайды.

  1. Игра «Рифмы-миниатюры» (см. Приложение 1).

Участникам предлагаются листочки с напечатанными на них двумя парами рифм. Нужно за 1 минуту сочинить либо два стихотворения по две строки, либо одно четверостишие.

Приложение 1.

мышка
шишка


Гарик
шарик


Маша
каша

дом
сом

том
ком

сыр
дыр

дул
гул

пол
гол

дочка
точка

сутки
шутки

гайка
чайка

кашка
чашка

худо
чудо

мальчик
пальчик

лук
жук

ждёт
идёт

пучок
жучок

был
мыл

пёс
нёс

ночка
дочка

лапки
тапки

раз

таз

корона
ворона

творец
дворец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стихи о зиме

Слайд 2

Жили-были в тучке точки: Точки-дочки и сыночки - Двадцать тысяч сыновей! Двадцать тысяч дочерей! Сорок тысяч белых точек – Сыновей и точек-дочек - Сразу за руки взялись И на землю понеслись. Зима. Э.Мошковская

Слайд 3

В декабре, в декабре Все деревья в серебре Нашу речку, словно в сказке За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Ёлку из лесу привёз. Ёлка плакала сначала От домашнего тепла. Утром плакать перестала, Задышала, ожила . Декабрь С.Маршак

Слайд 4

Чуть дрожат её иголки, На ветвях огни зажглись. Как по лесенке, по ёлке Огоньки взбегают ввысь. Блещут золотом хлопушки. Серебром звезду зажёг Добежавший до верхушки Самый смелый огонёк. Год прошёл, как день вчерашний. Над Москвою в этот час Бьют часы Кремлёвской башни Свой салют - двенадцать раз.

Слайд 5

Как на носу высыпают веснушки, Это примета - весна на носу. Если же нос посинел у Танюшки - Лето. Черника поспела в лесу . Нос от загара сделался бронзовым - Ждите, что осень скоро придёт. Стал от мороза немножечко розовым - Значит, друзья, на носу Новый год! На носу. Танины приметы А . Усачёв

Слайд 6

Ёжик смотрит на снежинки. "Это, - думает, - ежинки ... Белые, колючие И к тому ж - летучие". Паучок на паутинке Тоже смотрит на снежинки: "Ишь какие смелые Эти мухи белые!" Снежинки. А.Усачев

Слайд 7

Заяц смотрит на снежинки: "Это заячьи пушинки... Видно, заяц - весь в пуху - Чешет шубу наверху". Мальчик смотрит на снежинки: "Это, может быть, смешинки?.." Не поймёт он, почему Очень весело ему.

Слайд 8

На дворе карусель - То метель, то капель, То мороз, то опять Надо шубу снимать. На дворе карусель - То январь, то апрель. Никуда не пойдёшь, А пойдёшь - пропадёшь. Лучше дома сидеть, Из окошка глядеть . Карусель В.Степанов

Слайд 9

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла , рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы . А. Пушкин

Слайд 10

Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозы, И зима настала. И. Суриков

Слайд 11

С горки Санька Мчит на санках, Катенька - На снегокате , А Серёга и Андрей На чём сидят - На том скользят! Получается быстрее У Серёги и Андрея М. Стародуб

Слайд 12

Мишка , мишка, лежебока! Спал он долго и глубоко, Зиму целую проспал, И на ёлку не попал, И на санках не катался, И снежками не кидался... Всё бы мишеньке храпеть. Эх ты, мишенька - медведь Мишка , Мишка, лежебока ! В. Берестов

Слайд 13

Дело было в январе Стояла ёлка на горе, А возле этой ёлки Бродили злые волки. Вот как-то раз Ночной порой, Когда в лесу так тихо, Встречают волка под горой Зайчата и зайчиха. Дело было в январе А. Барто

Слайд 14

Кому охота в Новый год Попасться в лапы волку! Зайчата бросились вперёд И прыгнули на ёлку. Они прижали ушки, Повисли, как игрушки. Десять маленьких зайчат Висят на ёлке и молчат - Обманули волка. Дело было в январе, - Подумал он, что на горе Украшенная ёлка.

Слайд 15

Спасибо за внимание!!!

Слайд 16

Надежда Николаевна Штырба , воспитатель МДОУ – детский сад № 22 «Солнышко» г.Клинцы Брянской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы как средство развития связной речи дошкольников

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии связной речи ребенка иг...

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации ...

Художественная литература как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста

Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной з...

Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно изприоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В раннийпериод дошкольного детства происходит становление речи и ееформир...

Методические рекомендации «Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения  информ...