Познавательно - речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме
Развитие речи и эксперименты тесно связаны между собой. В процессе исследовательских экспериментов развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы. Дошкольники в процессе экспериментов учаться ставить задачи, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы и простые умозаключения.
Цель: развитие связаной речи и познавательной активности детей. Для решения целей и задач созданны предметно - пространственая среда, соблюдаются правила проведения экспериментов. План разработан в соответствии с темами недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pznavatelno_-_rechevoe_razvitie_detey_ml._gruppy_cherez_opytno_-_eksperimert._deyateln.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают возможность общения друг с другом. Она соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира.
Развитие речи и экспериментирование тесно связанны между собой. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то же время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. В процессе исследования – эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы.
Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения.
Экспериментальная деятельность основана на интересе детей, доставляет им радость, удивление, вызывает чувство удовлетворения от проделанной работы.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение опытно – экспериментальной деятельности в практику нашей группы. Работа с детьми младшего дошкольного возраста по данной теме, реализуется через воспитательно - образовательную программу дошкольного учреждения, разработанную на основе комплексной программы «Успех», а именно через образовательные области: «Познание», « Коммуникация», «Художественное творчество».
Для того чтобы процесс организации экспериментов в группе стал доступным были изучены требования программы, ФГТ, требования СанПиН к организации предметно – пространственной среды, соответствующая литература.
Цель: развитие связной речи и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
2. Развивать связную речь, словарь в процессе знакомства со свойствами предметов и явлений.
3. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов.
4. Побуждать рассуждать, задавать вопросы, обращаться с просьбами.
5. Способствовать формированию наблюдательности, развивать активность, самостоятельность.
6. Способствовать обогащению собственного опыта.
Реализация задач возможна только при активном участии родителей воспитанников. С их помощью в группе создана необходимая
предметно – пространственная среда:
Место для хранения посуды (стаканчики, воронки, баночки, ведерки…);
Место для приборов;
Место для природного и бросового материала;
«Волшебная грядка» - место для выращивания и наблюдения за растениями,
Стол « вода – песок»,
Место для темы недели.
Для самостоятельных исследований разработаны различные схемы проведения опытов; рисунки – символы (ладошки, глаза, нос, рот, ухо), подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.
При работе с детьми соблюдаются следующие правила:
Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
Не сдерживать инициативу детей.
Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно (или могут научиться делать) - зона ближайшего развития.
Не спешить выносить оценочные суждения.
Для поддержания интереса к экспериментированию используются сюрпризные моменты; приход героя – куклы – «Каркуша», «Капитошка», «Мамонтенок»...
Исследования обязательно интегрируются с другими видами деятельности: наблюдением на прогулке, чтением, играми, продуктивной деятельностью. Это позволяет закрепить представления о предметах и явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
План опытно – экспериментальной деятельности группы разработан в соответствии с темами недели. Каждая тема проходит через все возможные образовательные области.
Например, тема «Чудеса на грядке».
Непосредственная образовательная деятельность.
Экспериментально – исследовательская деятельность «Красящие вещества овощей и фруктов».
Беседа об овощах и фруктах.
Заучивание стихотворения В. А. Шипунова «Яблоко и червячок» (познание, коммуникация).
Лепка «Угощение для Степашки» (художественное творчество).
Совместная деятельность взрослого и детей в режимные моменты.
- на прогулке организуется уборка урожая на огороде (расширяются знания детей об овощах, развиваются трудовые навыки, навыки совместной деятельности, взаимопомощи, коммуникация, социализация).
- Во время обеда обратить внимание на цвет борща, цвет ему придает свекла, морковь придает золотистый цвет супу...
- Мультимедийная игра «Овощи и фрукты», разработанная воспитателем группы.
- Вечер «Загадки и отгадки».
В работе с родителями:
Консультация «Эксперименты с детьми на кухне».
«Осенний праздник».
Самостоятельная игровая деятельность детей:
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Разложи овощи и фрукты в вазы», «Чудесный мешочек».
Драматизация русской народной сказки «Репка».
Литература:
1. Березина Н. О., Бурлакова И. А. Успех Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - Москва. Просвещение. 2011.
2. Костюченко М. П. Окружающий мир Интегрированные занятия с детьми 4 – 7 лет. - Волгоград. 2013.
3. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. - Москва. 2010.
4. Мурудова Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Детство – пресс. 2010.
4. Коробова М. В. Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Просвещение. 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целена...
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте ...
Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...
Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
Я знаю, что это знают все педагоги, но хотелось напомнить, что использование фольклора в работе с детьми помогают развивать речь, обогащают словарный запас, расширяют воображение. Колыбельные песенки,...
Развитие любознательности и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» китайская пословица...
Развитие любознательности и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» китайская пословица...
«Повышение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
В статье рассказано о пользе и необходимости экспериментальной деятельности в работе с детьми....