Постановка звука "р"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-логопед
МБОУДОД ДООСПЦ
II квалификационной категории
Михайлова Н.А.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р.
ЦЕЛЬ: закрепить звук Р в речи ребенка, посредством систематического произнесения речевого материала, содержащего данный звук. Развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти; развитие способности описывать предмет, связной речи, фонематического восприятия и аналитико-синтетических процессов.
ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, игра «Мемори», большая схема слова, нарисованная рыбка.
1. Артикуляционная гимнастика.
Для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звука Р необходимо провести зарядку:
упражнения «Лошадки», «Маляры».
(Ребенок вспоминает и самостоятельно выполняет данные упражнения под счёт логопеда.)
2. Произнесение звука Р.
- Вспомни, как правильно произносится звук Р, расскажи , что делает твой язычок.
(Ребенок рассказывает о правильной артикуляции звука Р:
язык широкий, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят. Выдыхаю сильную струю воздуха на кончик языка, чтобы он завибрировал.)
3. Повторение слоговых рядов.
Закрепим данный звук в слогах, я произношу цепочки слогов – повторяй за мной:
РА-РО-РУ-РЫ АР-ОР-УР-ЫР
РО-РУ-РА-РЫ ОР-УР-АР-ЫР
РУ-РЫ-РО-РА УР-ЫР-ОР-АР
РЫ-РА-РУ-РО ЫР-АР-УР-ОР
4. Игра «Мемори».
Давай поиграем в знакомую тебе игру «Мемори» : парные картинки раскладываем изнанкой вверх и вскрываем попарно, если изображение совпало, то возможен дополнительный ход. Выигрывает тот, кто откроет больше парных картинок. Делая каждый ход, ты будешь называть громко и чётко то, что изображено на картинке.
(Ребенок и логопед играют, пока не откроют все изображения.)
Картинки: рак, радуга, баран,муравей, пирог, перо, корова, рука, рыба, рубаха.
5. Игра «Чего не стало?»
Чтобы начать новую игру, убери все парные изображения и назови их.
(Ребенок собирает карточки, произнося слова со звуком Р.)
Посмотри и запомни расположение оставшихся картинок.
(Ребенок внимательно изучает, закрывает глаза.)
Я уберу одно изображение, скажи, чего не стало?
(Ребенок и логопед играют в игру. Если возникают затруднения, логопед описывает предмет на карточке.)
(Обратное упражнение: ребёнок описывает, что изображено на картинке, не называя сам предмет, а логопед отгадывает картинку.)
6. Упражнение на общую моторику. Игра «Займи место».
Молодец, хорошо справился с заданием, но давай немного разомнемся. Ты будешь звуком Р. Я называю слово, ты занимаешь свое место - в начале, середине или в конце.
(Ребенок стоит, перед ним на полу большая схема, обозначающая начало середину и конец слова.)
РАКЕТА УДАР
РУКА КОРОВА
ПАРТА СОРОКА
ПАРАХОД РЫБА
КОМАР РЫНОК
7. Упражнение на общую моторику. Упражнение «Парад».
Будем маршировать, как на параде и проговаривать заученные скороговорки.
РА-РА-РА – НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.
РА-РА-РА – МЫ ПОЙМАЛИ КОМАРА.
РО-РО-РО – У РОМЫ НОВОЕ ВЕДРО.
РО-РО-РО – РОМА УРОНИЛ ВЕДРО.
РУ-РУ-РУ - НОТУ ВЕРХНЮЮ БЕРУ.
РУ-РУ-РУ - Я ПОЮ, А НЕ ОРУ.
РЫ-РЫ-РЫ – БЕГУТ БАРАНЫ С ГОРЫ.
РЫ-РЫ-РЫ – ЭТО КУРЫ НЕ МОИ.
- Молодец, очень хорошо у тебя получилось, можешь сесть и отдохнуть.
8. Материал для домашнего закрепления. Заучивание новой скороговорки.
Эти скороговорки тебе уже знакомы, поэтому сложности не вызывают, а попробуй произнести вот эту:
ВЕЧЕРО НАД ОЗЕРОМ ХОДИТ БЕЛЫЙ ПАР-
ЭТО РЫБЫ В ОЗЕРЕ СТАВЯТ САМОВАР.
( Ребенок повторяет за логопедом.)
9. Оценивание, подведение итогов занятия, рефлексия:
- Молодец, ты сегодня хорошо занимался, справился со всеми заданиями, и поэтому я дарю тебе нарисованную рыбку. Напомни, пожалуйста, чем мы занимались сегодня, и расскажи, что тебе понравилось больше всего.
- Дома выучишь скороговорку и разукрасишь мой подарок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию»...
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"
Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....
Этап постановки звука. Занятие по постановке звука Р
Постановка звука Р при дислалии...
В стране Звукарии.
Игра по станциям....
Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"
Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...
Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"
Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала. Цель данного речевого ...