Постановка звука "р"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Михайлова Наталья Александровна

Материалы для учителяч-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель-логопед

МБОУДОД ДООСПЦ

 II квалификационной категории

Михайлова Н.А.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р.

ЦЕЛЬ: закрепить звук Р в речи ребенка, посредством систематического произнесения речевого материала, содержащего данный звук. Развитие общей и мелкой моторики, внимания, памяти; развитие способности описывать предмет, связной речи, фонематического восприятия и аналитико-синтетических процессов.

ОБОРУДОВАНИЕ: зеркало, игра «Мемори», большая схема слова, нарисованная рыбка.

1. Артикуляционная гимнастика.

Для подготовки артикуляционного аппарата к произнесению звука Р необходимо провести зарядку:

упражнения «Лошадки», «Маляры».

(Ребенок вспоминает и самостоятельно выполняет данные упражнения под счёт логопеда.)

2. Произнесение звука Р.

- Вспомни, как правильно произносится звук Р, расскажи , что делает твой язычок.

(Ребенок рассказывает о правильной артикуляции звука Р:

язык широкий, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят. Выдыхаю сильную струю воздуха на кончик языка, чтобы он завибрировал.)

3. Повторение  слоговых рядов.

Закрепим данный звук в слогах, я произношу цепочки слогов – повторяй за мной:

РА-РО-РУ-РЫ                                       АР-ОР-УР-ЫР

РО-РУ-РА-РЫ                                 ОР-УР-АР-ЫР

РУ-РЫ-РО-РА                                 УР-ЫР-ОР-АР

РЫ-РА-РУ-РО                                 ЫР-АР-УР-ОР

4. Игра «Мемори».

Давай поиграем в знакомую тебе игру «Мемори» : парные картинки раскладываем изнанкой вверх и вскрываем попарно, если изображение совпало, то возможен дополнительный ход. Выигрывает тот, кто откроет больше парных картинок. Делая каждый ход, ты будешь называть громко и чётко то, что изображено на картинке.

(Ребенок и логопед играют, пока не откроют все изображения.)

Картинки: рак, радуга, баран,муравей, пирог, перо, корова, рука, рыба, рубаха.

5. Игра «Чего не стало?»

Чтобы начать новую игру, убери все парные изображения и назови их.

(Ребенок собирает карточки, произнося слова со звуком Р.)

Посмотри и запомни расположение оставшихся картинок.

(Ребенок внимательно изучает, закрывает  глаза.)

Я уберу одно изображение, скажи, чего не стало?

(Ребенок и логопед  играют в игру.  Если возникают затруднения, логопед  описывает  предмет на карточке.)

(Обратное упражнение: ребёнок описывает, что изображено на картинке, не называя сам предмет, а логопед отгадывает картинку.)

6. Упражнение на общую моторику. Игра «Займи место».

Молодец, хорошо справился с заданием, но давай немного разомнемся. Ты будешь  звуком Р.  Я называю слово, ты занимаешь свое место - в начале, середине или в конце.

(Ребенок стоит, перед ним на полу большая схема, обозначающая начало середину и конец  слова.)

РАКЕТА                        УДАР

РУКА                        КОРОВА

ПАРТА                        СОРОКА

ПАРАХОД                РЫБА

КОМАР                        РЫНОК

7. Упражнение на общую моторику. Упражнение «Парад».

Будем маршировать, как на параде и проговаривать заученные скороговорки.

РА-РА-РА – НАЧИНАЕТСЯ ИГРА.

РА-РА-РА – МЫ ПОЙМАЛИ КОМАРА.

РО-РО-РО – У РОМЫ НОВОЕ ВЕДРО.

РО-РО-РО – РОМА УРОНИЛ ВЕДРО.

РУ-РУ-РУ -  НОТУ ВЕРХНЮЮ БЕРУ.

РУ-РУ-РУ - Я ПОЮ, А НЕ ОРУ.

РЫ-РЫ-РЫ – БЕГУТ БАРАНЫ С ГОРЫ.

РЫ-РЫ-РЫ – ЭТО КУРЫ НЕ МОИ.

- Молодец, очень хорошо у тебя получилось, можешь сесть и отдохнуть.

8. Материал для домашнего закрепления. Заучивание новой скороговорки.

Эти скороговорки тебе уже знакомы, поэтому сложности не вызывают, а попробуй произнести вот эту:

ВЕЧЕРО НАД ОЗЕРОМ ХОДИТ БЕЛЫЙ ПАР-

ЭТО РЫБЫ В ОЗЕРЕ СТАВЯТ САМОВАР.

( Ребенок повторяет за логопедом.)

9. Оценивание, подведение итогов занятия, рефлексия:

- Молодец, ты сегодня хорошо занимался, справился со всеми заданиями, и поэтому я дарю тебе нарисованную рыбку.  Напомни, пожалуйста, чем мы занимались сегодня, и расскажи, что тебе понравилось больше всего.

- Дома выучишь скороговорку и разукрасишь мой подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

В стране Звукарии.

Игра по станциям....

Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"

Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...

Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"

Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала.    Цель данного речевого ...