Моя работа
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Современная мнемотехника-это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «СВЕТЛЯЧОК»
Электронный шаблон портфолио
Воспитателя Морозовой Л. В.
с. Дивеево – 2011 г.
Содержание
- Введение.......................................................................................3
- Актуальность темы......................................................................4
- Цели и задачи…………………………………………………...5
- Организация процесса деятельности с детьми……………….6
- Методы мнемотехники ………………………………………..8
- Структура мнемотехники……………………………………..10
- Этапы работы с мнемотаблицами………………………….....13
- Основные направления по развитию связной речи………….14
- Результаты работы…………………………………………......14
- Заключение……………………………………………………..15
- Список используемой литературы……………………………17
Приложения
- Мониторинг усвоения программы.
- План деятельности с детьми, работы с родителями.
- Консультации с родителями.
- Консультации с воспитателями.
- Конспекты занятий.
- Фотографии.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету”
К. Д. Ушинский
1. Введение.
Ни для кого не секрет, что у детей в наше время существует множество проблем в речи. Это, прежде всего скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Поэтому педагогическое воздействие просто необходимо. Надо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие к их жизненному опыту.
Великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
2. Актуальность темы.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи.
Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
3. Цели и задачи мнемотехники.
Цель моей работы – формирование у дошкольников связной речи.
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.
Реализуя данную тему, я поставила перед собой следующие задачи:
помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
развивать мелкую моторику у детей.
4. Организация процесса деятельности с детьми.
Основная форма работы — обучение детей на занятиях. Занятия проводила с начала учебного года. Для того чтобы занятия дали ожидаемый эффект, их надо правильно организовать. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.
Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей.
Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следя за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. Когда дети знакомятся с новым материалом, продолжительность занятия может быть 10—12 минут, так как усвоение нового требует от малыша значительного напряжения; занятия, посвященные повторным упражнениям, можно продлить до 15 мин во второй младшей группе, а в средней группе до 20 мин. Педагог следит за поведением детей на занятии и при появлении у них признаков утомления (частое отвлечение, ошибки в ответах на вопросы, повышенная возбудимость и пр.) прекращает занятие. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям.
Для усвоения материала использовала следующие методы и приемы: 1.Наглядный;
2. Сопоставления;
3. Словесный;
4. Показ и объяснение;
5. Словесная инструкция.
Занятия часто начинают с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей.
В своей работе с детьми придерживалась следующих принципов:
Принцип дифференцированного подхода
Я помню о том, что ребенок – уникальная личность. Стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
Принцип сотрудничества
Даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Если ребенок не справляется с каким либо заданием, я предлагаю: «Давай, я тебе помогу», «Давай попробуем вместе». Например, прочитать стихотворение по картинкам.
Принцип психологического комфорта каждого ребенка
Проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях.
В младших группах очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!». В среднем возрасте я следила за тем, чтобы дети старались самостоятельно выполнять задание, например: составление рассказа «Осень» по картинкам.
5. Методы мнемотехники.
Выделяются основные методы мнемотехники:
1. Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
2. Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
-обозначение (кошка);
-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);
-оживление (уже увидели, чем она занимается);
-обогащение деталями (где кошка находится);
-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);
-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
3.Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
4.Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д.
5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.
Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.
При применении в работе элементов мнемотехники у детей расширяется словарный запас, развивается смекалка, тренируется внимание, а самое главное – улучшается память.
6. Структура мнемотехники.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Я начала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Работу я начала со второй младшей группы. Я показывала детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учила их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение проводила в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».
Здесь я и решила использовать предметную модель, которая формирует умение воспроизвести представление об объекте, например: я показываю карточки с изображением кошки (мнемоквадраты) : кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; затем я показываю карточки с изображением мышки, собаки, человека и помогаю детям осознать, и сказать о том, что делает кошка, когда видит мышку, собаку, как человек относится к кошке, то есть побуждаю детей говорить о том, что видят на карточке, таким образом отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь. Во время рассказывания сказки я так же стала изображать ее содержание с помощью схем на фланелеграфе, что вызвало интерес у детей и желание рассказать о каком-то герое (по моей просьбе). Например: показываю на оранжевый кружок и спрашиваю: Кто это? (Лиса)
Лиса какая? (рыжая, оранжевая, хитрая, красивая и т. д.)
Что она делала у зайца в избушке? ( Она там жила, сидела…) А так же предлагаю рассказать о том что говорили собаки, когда встретили зайца (показываю на мнемоквадраты), а зайчик что ответил? и т.д. Дети, глядя на модели быстро ориентировались и отвечали на вопросы. Сначала я, конечно, выставляла на фланелеграф по одной картинки с персонажами сказки, но со временем заменила их на мнемодорожки и увидела в глазах детей интерес и желание самостоятельно манипулировать этими схемами, при этом озвучивая свои действия, но все-таки отдельными фразами. Еще мы использовали модели при заучивании наизусть стихов и потешек, выкладывая содержание на фланелеграфе, что способствовало более быстрому запоминанию текста.
Вот, пожалуй и все, что мы успели сделать в младшей группе. Дети научились быстро запоминать характерные речевые обороты из сказок, передавать некоторые интонации при этом, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их, выделять признаки, качества, сравнивать игрушки, употребляя знакомые слова с противоположным значением (большой – маленький, длинный – короткий, толстый - тонкий); Действия предмета или с предметом. То есть от отдельных словарных упражнений дети стали переходить к составлению связного высказывания. Они стали более самостоятельными в выборе деятельности, более общительными со взрослыми и между собой, активными.
В следующем году мне следовало научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С.Л.Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др.- наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность
последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Если во второй младшей группе я брала для развития связной речи мнемоквадраты и мнемодорожки, то в средней группе я решила использовать мнемотаблицы и коллажи. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Опираясь на методику, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я давала цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т.д. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т.М., Воробьевой В.К., Ткаченко Т.А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы в месте с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Хотелось бы еще рассказать еще о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.
7. Этапы работы с мнемотаблицами.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из 3-х этапов:
1этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ рассказа, рассказывание стихотворения, загадывание загадки и т. д. по заданной теме. Опираясь на данную методику, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, предметах быта и природный объектах. Для систематизирования знаний о сезонных изменениях, были созданы мнемотаблицы по блокам: зима, весна, лето, осень, а также таблицы для заучивания стихотворений и загадывания загадок.
8. Основные направления по развитию связной речи.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц.
Мнемотаблицы я использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов. Решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Развитие мелкой моторики рук;
3.Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
9. Результат работы.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов:
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появился интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
10. Заключение.
Большую помощь в работе над своей темой мне оказывают родители. Я провела собрание на тему «Особенности и проблемы речевого развития у детей средней группы» в форме круглого стола, где родители принимали активное участие. Подвела итог анкетирования на тему «Развитие речи и речевого общения». Родители согласились, что развитию речи детей необходимо уделять постоянное внимание, разговаривать с детьми на разные темы. Кроме того порекомендовала родителям через наглядную агитацию некоторые игры для детей «Игротека в кругу семьи», например: «Только веселые слова», «Слова-мячики» и т.д. Не осталась без внимания родителей и консультация «Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам развития речи детей». Здесь я советовала родителям не только интересоваться достижениями своих детей в детском саду но и делиться опытом своей семьи по развитию речи детей.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, дает свои результаты:
- Дети быстрее научились произносить звуки;
- Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
– Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
– Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
- Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.
- Научились составлять рассказы из трёх, четырёх и более предложений, используя их различные конструкции. Особенно удаются рассказы по серии сюжетных картинок.
– Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
– Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам. Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Поэтому, чем раньше будем учить детей пересказывать или рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка.
11.Список используемой литературы.
- Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
- Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.
- Белоусова Л. Веселые встречи. — СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.
- Венгер Л. Угадай, как нас зовут, — М.: «Просвещение», 1994.
- Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.
- Логинова В. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб.: «Акцент», 1997.
- Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. — М.: «Рипол Классик», 2000.
- Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.
- Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.
- Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.
- Ушакова О. Развитие речи и творчество дошкольников. — М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.
- Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников // «Дошкольная педагогика». — 2006 (июль—август).
- Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 2005.
Мониторинг усвоения программы
Мониторинг развития связной речи у детей 2 – ой младщей группы.
|
Начало года 55% 36% 7% |
Конец года 73% 25% 0% |
Вывод. При обследовании речи детей второй младшей группы получены следующие результаты: на начало учебного года на высоком уровне было 55% детей, а к концу года уровень развития речи повысился до 73%. Значительно расширился словарный запас, улучшилось звуковое произношение, дети легко идут на контакт со взрослыми и сверстниками, умеют выслушать и понять заданный вопрос, правильно на него ответить.
Мониторинг развития связной речи в средней группе.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Начало года 28% 44% 28% Конец года 65% 27% 8% |
Вывод. На начало учебного года высокий уровень знаний, умений и навыков по развитию речи вырос с 28% до 65%, средний понизился на 17%, а низкий уровень понизился с 28% до 8%. Программа по развитию речи выполнена на 91%.
Значительно увеличился словарный запас детей , в основном за счёт слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие место в собственном опыте ребёнка, активно сопровождают речью свою деятельность. Дети активно участвуют в диалогической речи, беседе, умеют рассказывать невероятные истории, что является следствием развития фантазии. Дети научились составлять рассказы по сюжетной картинке, описывать игрушку.
Календарно – тематическое планирование.
2011 – 2012 г.
Сроки | Работа с детьми | Количество | Работа с родителями |
Сентябрь | А. Барто «Мишка» | 1 | Консультация «Знакомство с мнемотехникой» |
Октябрь | «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок» | 1 | Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников с помощью мнемоквадратов» |
Ноябрь | Составление сказки «Рукавичка» | 1 | Консультация «Как составить сказку с использованием мнемоквадратов» |
Декабрь | Составление рассказа «Заяц» | 1 | Выставка «Мнемоквадраты для сказок» (участники выставки – родители). |
Январь | Составление рассказа «О зиме» | 1 | Родительское собрание «Развитие речи третьего – четвёртого года жизни с использованием мнемоквадратов» |
Февраль | Заучивание стихотворения И. Токмакова «Медведь» | 1 | Рекомендации по развитию речи. |
Март | Составление рассказа «Весна» | 1 | Досуг «Мнемоквадраты из сказок» |
Апрель | «В гости к весеннему солнышку» | 1 | Консультация «Из мнемоквадратов на мнемодорожку» |
Май | Составление рассказа «Волк» | 1 | Родительское собрание «Мнемодорожки для развития речи детей» |
2012 – 2013 г.
Сроки | Работа с детьми | Количество | Работа с родителями |
Сентябрь | «Лесная сказка» | 1 | Консультация : «Что такое знаки кодирования и для чего они нужны?» |
Октябрь | Составление рассказа «Осень» | 1 | Информационная ширма: «Как составить мнемотаблицу?» |
Ноябрь | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» | 1 | Консультация «Развитие речи детей четвертого- пятого года жизни с использованием мнемотаблиц» |
Декабрь | Составление описательного рассказа по схеме. | 1 | Родительское собрание «Что такое мнемотехника и где её можно применять?» |
Январь | Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима» | 1 | Папка – передвижка «Какие мнемотаблицы можно применять с детьми дома» |
Февраль | Заучивание стихотворения О. Высоцкий «Снежный кролик» | 1 | Консультация «Моделирование сказок» |
Март | Рассказывание сказки «Теремок» | 1 | Папка – передвижка «Заучивание стихов с использованием мнемотаблиц» |
Апрель | «Описание мягкой игрушки. Дикие животные» | 1 | Консультация «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей» |
Май | Составление рассказа «Лягушка» | 1 | Консультация «Развиваем память с помощью мнемотаблиц» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...