конспект итогового занятия по развитию связной речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

в конспекте занятия представлена  работа по составлению рассказа по серии сюжетных картин, которая включает в себя подготовительные задания по наращиванию словаря, умению подбирать слова-признаки, действия, также умению составлять предложения с отработанными словами .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_pro_shchenka.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

на тему:

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

 «КАК ЩЕНОК НАШЕЛ ДРУЗЕЙ»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

КРЮЧИХИНА Е.А.


 Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.  
Задачи:
—    уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;
—    учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слов- подсказок логопеда;
—    учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка;
—    развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;
—    стимулировать мыслительную и речевую активность;
—    учить детей работать сообща, помогать друг другу;
—    воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к животным.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы, мяч.
                                                             Ход занятия

I.Интеллектуальная разминка

 1.Припоминаем и называем детенышей домашних животных, затем слушаем стихотворение-загадку:

Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул

Напустил в прихожей лужу

И хвостом слегка вильнул

Я чесал его за ухом

Щекотал ему живот,

Стал он самым лучшим другом

 И теперь у нас живет.

Рассматривание игрушечного щенка, называние частей его тела.

2. ЛИ с мячом «подбери действие»

Щенок- что делает?-играет, спит, лает, скулит, грызет.

3. ЛИ «подбери признак»- щенок какой- пушистый, ласковый, толстый, забавный.

                                               II.Основная часть занятия

  1. Вступительное слово: сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на 4-х картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.
    2. Беседа по содержанию каждой картины.

Картина 1- какое время года изображено на этой картине. Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит?

 

Картина 2-кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? что у них в руках? Почему девочки остановились? Почему щенок опустил голову? Что почувствовали девочки по отношению к щенку? как почувствовал  себя щенок?

 

Картина 3-  кого вы видите на этой картине? где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? что он делает? как смотрят девочки на щенка?

Что изображено на картине, висящей на стене?

Картина 4- что делают девочки на этой картине? что делает щенок? почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как они смотрят на щенка?

  1. Физкультминутка

У собаки мокрый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Хвостик закорючкой

Шерстка пестрая

Зубки острые.

  1. Игра на внимание «Запомни и назови»-логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к картинам.

  1. Упражнение в договаривании  предложениий с опорой на картины и выполнение двухступенчатой инструкции логопеда

Придумайте подходящий конец каждому предложению.

Наступила поздняя…..

Девочки сидели…..

Уже почти все листья…

Щенок сладко спал, а девочки….

Во дворе гулял…..

Щенок не знал, куда ему идти и сидел….

Щенок поел и сразу….

Подружки решили забрать….

Дома девочки…..

Две девочки увидели…..

Теперь у подружек появился настоящий…..

  1. ДИ «Путаница»

Установление причинно- следственных связей смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по  ССК.

Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинками и перепутал  их порядок. Просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа.
Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продолжите мои предложения.

  1. Припоминание предложений  из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

  1. Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.

    Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы), к каждой картине.
    Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...
    Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, привели домой)...
    Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...
    Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)...
  2. Придумывание названия рассказу  или подбор из предложенных логопедом вариантов. Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Осенью во дворе. Как девочки нашли друга. Девочки и щенок. Как щенок нашёл друзей. Щенок на горке. Как щенок спал. Щенок и корова. И т.п.

III. Подведение итогов занятия

Логопед задаёт детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.
Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей с ТНР "Подарок для мамочки"

Занятие посвящено составлению рассказа по серии сюжетных картин с пропуском звена. Расчитано на детей подготовительной группы с ТНР...

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Конспект итогового занятия по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР.

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации

Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень» для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с включением лингвистических заданий в подготовительной группе «Золотая осень» для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием реч...