Педагогический проект "Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского"
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Вашему вниманию предлагается педагогический проект по развитию связной речи детей с использованием методов активизации детского творчества, построенный на произведениях К.Д. Ушинского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedproekt_po_ushinskomu.docx | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
1. Автор-разработчик: Сокольская Т.С.,воспитатель.
2. Тема: «Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского»
3. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социа-
лизация», «Художественное творчество».
4. Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.
5. Актуальность темы:
Формирование связной речи – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа – это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта.
6. Цель проекта: Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского.
7. Задачи проекта:
- Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского;
- Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей, развивать мелкую моторику;
- Воспитывать гуманное отношение к природе.
8. Возраст участников проекта: дети 5-7 лет;
9.Продолжительность проекта: 4 месяца;
10. Основные формы реализации проекта:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- пересказ произведения;
- пальчиковые игры;
- подвижные игры;
- продуктивная деятельность.
11. Обеспечение проекта:
1. Материально-техническое: демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги, альбомы, элементы костюмов, игрушки, природные материалы, оборудование и материалы для продуктивной деятельности.
2. Учебно-методическое:
1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда.)
2.Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. Москва, издательство «ГНОМ и Д», 2007.
3.Лопухина И. С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
4.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
5.Ушинский К. Д. Любимые сказки. – М.: ЭКСМО, 2011.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.
12. Принципы реализации проекта:
- Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;
- Интеграция;
- Координация деятельности воспитанников;
- Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.
13. Предполагаемый результат:
- улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики;
- повышение педагогической культуры родителей;
- повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта
- формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.
14. Продукт проектной деятельности:
- Выставка работ детского творчества по рассказам К. Д. Ушинского;
- картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;
- иллюстрации к рассказам писателя;
- консультация для родителей «Книга и ребёнок».
15. Презентация проекта:
- Игра-драматизация по рассказу К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».
Перспективный план реализации педагогического проекта
«Творчество Константина Дмитриевича Ушинского»
Участники проекта:
дети коррекционной группы с речевым недоразвитием; воспитатели; логопед; родители
Перспективный план реализации педагогического проекта
Январь | |||
| 4 неделя | ||
1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания». 2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией. 3.Этюд импровизация. 4. Пересказ текста детьми. 5. Дидактическая игра «Подбери признак». 6. Дидактическая игра «Составь предложение». 7.Физкультминутка «Русская песенка». 8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 9. Пересказ рассказа детьми. 10. Продуктивная деятельность: рисование «Времена года». 11. Поисковая работа (совместно с родителями) – найти пословицы и поговорки о временах года. | 1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Умей обождать». 2.Работа над содержанием рассказа. 3.Физкультминутка «Вышла курочка гулять». 4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?». 5. Этюд «Петушок и курочка». 6. Пальчиковая игра «Птицы». 7. Работа с иллюстрацией. 8. Упражнение «Переделываем сказку». 9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса», «Зайкина избушка», «Курочка Ряба». 8. Продуктивная деятельность: отрывная аппликация «Птицы».
| ||
Февраль | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1.Чтение сказки К.Д.Ушинского «Два плуга». 2.Пояснение детям незнакомых слов. 3.Работа над содержанием сказки. 4. Рассматривание изображений сельскохозяйственных инструментов. 5.Повторное чтение рассказа с подсказками детей. 6. Пересказ текста детьми с опорой на схему. 7. Работа с пословицами и поговорками. 8. Упражнение «Мы – сказочники». 9. Продуктивная деятельность: лепка любого понравившегося детям сельскохозяйственного инструмента. | 1.Чтение рассказа «Спор животных К.Д. Ушинского. 2. Работа над содержанием рассказа. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?». 5. Этюд - импровизация. 7. Повторное чтение рассказа. 8. Выстраивание графического плана рассказа. 9. Пересказ текста детьми по графическому плану. 10. Наблюдение за домашними животными. 11. Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое домашнее животное. | 1.Чтение сказки К.Д.Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется». 2.Пояснение детям незнакомых слов. 3.Работа над содержанием сказки. 4. Этюд «Лиса и журавль». 5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей. 6. Пересказ текста с опорой на схемы. 7. Работа с пословицами и поговорками. 8. Упражнение «Мы –сказочники». 9. Пальчиковая гимнастика «Звери». 10. Продуктивная деятельность: лепка посуды для журавля и лисы. | 1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Васька». 2. Работа над содержанием текста. 3.Повторное чтение рассказа. 5. Пальчиковая гимнастика «Котик Васька». 6. Дидактическая игра «Продолжи предложение». 7. Пересказ текста детьми с опорой на схему. 8. Физкультминутка «На лежанке дремлет кот». 9. Загадывание загадок про кота. 10. Продуктивная деятельность: аппликация «Кошки на окошке». |
Март | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Мышки». 2. Работа над содержанием текста. 3. Упражнение «Исправь предложение». 4. Дидактическая игра «Назови ласково». 5. Пальчиковая гимнастика «Маленькая мышка по городу бежит». 6. Физкультминутка «Мышки в норочках сидели». 7. Повторное чтение рассказа. 8. Пересказ текста детьми. 9. Работа со скороговорками. 10. Продуктивная деятельность: дети схематически изображают мышек. | 1. Чтение произведения К.Д.Ушинского «Гусь и журавль». 2. Работа над содержанием текста. 3. Упражнение «Доскажи словечко». 4. Повторное чтение рассказа. 5. Этюд «Походки». 6. Дидактическая игра «Подбери словечко». 5. Сравнительный анализ сказки Ушинского и русских народных сказок. 6. Работа с пословицами и поговорками. 7. Упражнение «Найдите общее и различия». 8. Продуктивная деятельность: коллективная работа «Гусь и журавль». Дети конструируют из природного материала сцену к рассказу К. Д. Ушинского. | 1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Бишка». 2. Работа над содержанием текста. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Повторное чтение рассказа и инсценировка. 5.Дидактическая игра «Цепочка слов». 6.Конструирование из геометрических фигур собаки. 7. Пересказ текста детьми. 8. Наблюдение за собакой. 9. Продуктивная деятельность: лепка «Бишка». | 1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Играющие собаки». 2. Работа над содержанием текста. 3. Работа с иллюстрацией (закрепление пространственных представлений). 4. Повторное чтение рассказа и инсценировка. 5.Дидактическая игра «Чей, чья?». 6. Пересказ текста детьми. 7. Продуктивная деятельность: рисование домик для собак. 8. Поисковая работа с родителями «Какие бывают породы собак?» |
Апрель | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй». 2. Загадки. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Пояснение незнакомых слов. 5. Работа над содержанием рассказа. 6.Повторное чтение текста. 7. Пересказ текста детьми с опорой на схему. 8.Физкультминутка «Вышла курочка гулять». 9. Дидактическая игра «Подбери словечко». 10. Дидактическая игра «Придумайте предложение». 11. Наблюдение за домашними птицами. 12. Продуктивная деятельность: предложить детям вылепить из пластилина петушка, курочек, цыплят. | 1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского ««Неладно скроен, да крепко сшит». 2. Работа над содержанием рассказа. 3. Физкультминутка «Звери». 4. Дидактические игры «Измените слово». 5. Работа с иллюстрацией. 6. Работа с пословицами и поговорками. 7.Этюд «Я – ёжик». 8. Продуктивная деятельность: аппликация «Ёжики». | 1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчела и мухи». 2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией. 3.Этюд импровизация. 4.Пересказ текста детьми. 5. Дидактическая игра «Подбери словечко». 6.Физкультминутка «Пчёлки». 7. Работа с пословицами и поговорками. 8. Сравнительный анализ текстов К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Сутеева «Теремок». 9. Разучивание пальчиковой гимнастики «Полосатая пчела». 10. Продуктивная деятельность: Коллективное рисование «Цветочная полянка». | 1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Гуси». 2. Работа над содержанием рассказа. 3. Физкультминутка «Гуси, гуси». 4. Дидактические игры «Измените слово», «4-й лишний». 5. Работа с иллюстрацией. 6. Работа с пословицами и поговорками. 7.Создание проблемной ситуации «Помогите медвежонку». 8. Этюд «Я – гусь». 9. Продуктивная деятельность: оригами «Гуси». |
Май | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1.Чтение произведения «Уточки» К.Д. Ушинского. 2. Работа над содержанием рассказа. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Загадки. 5. Дидактическая игра «Придумай предложение». 6.Подвижная игра «Домашние птицы». 7.Повторное чтение рассказа. Выстраивание графического плана рассказа. 8. Пересказ текста детьми по графическому плану. 9. Продуктивная деятельность: рисование «Уточки». | 1.Чтение сказки К.Д.Ушинского «Два козлика». 2. Работа над содержанием рассказа. 3. Упражнение «Хорошо - плохо». 4. Упражнение «Диалог козликов». 5.Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем». 4.Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа). 5. Дидактические игры «Подбери словечко». 5. Работа с иллюстрацией. 6. Работа с пословицами и поговорками. 7. Продуктивная деятельность: создание схем мимики козликов. | 1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Дятел». 2.Работа над содержанием рассказа. 3. Физкультминутка «Мы - дятлы». 4. Дидактическая игра «Чёрный ящик». 5. Упражнение «Придумай загадку» 6. Пальчиковая игра «Птицы». 7. Наблюдение за дятлом. 8. Продуктивная деятельность: - выложить дятла, гусеницу, козявку, бабочку из геометрических фигур; - изобразить рассказ «Дятел» методом аппликации; - создание альбома «Лесные птицы». 9. Поисковая работа (совместно с родителями) «Какие птицы живут в наших лесах?» | 1.Чтение рассказа «Спор деревьев» К.Д. Ушинского. 2. Работа над содержанием рассказа. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Этюд «Мы -деревья» 5. Дидактическая игра «4-й лишний». 6. Дидактическая игра «Хорошо - плохо». 7. Повторное чтение рассказа с выстраиванием графического плана. 8. Пересказ текста детьми по графическому плану. 9. Сравнительный анализ двух рассказов «Спор животных» и «Спор деревьев». 10. Наблюдение за деревьями. 11.Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое дерево |
Июнь | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1. Чтение рассказа «Ветер и солнце» К.Д.Ушинского. 2. Работа над содержанием рассказа. 3. Физкультминутка «Солнышко». 4. Дидактическая игра «Какое, какой, какие?». 5. Упражнение «Придумай загадку» 6. Наблюдение за ветром, за солнцем. 7. Продуктивная деятельность: предложить детям нарисовать сюжет из рассказа. | 1.Чтение рассказа «Пчёлки на разведках» К.Д. Ушинского. 2. Работа над содержанием рассказа. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Дидактическая игра «4-й лишний». 5. Дидактическая игра с мячом «Наоборот». 6. Физкультминутка «Полосатая пчела». 7. Повторное чтение рассказа. 8. Выстраивание графического плана рассказа. 9. Пересказ текста детьми по графическому плану. 10.Наблюдение за насекомыми. 11. Продуктивная деятельность: коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе». | 1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Жалобы зайки». 2. Беседа по содержанию рассказа. 3.Физкультминутка «Зайчик». 4. Дидактическая игра «Подбери словечко». 5. Этюд «Зайчик». 6. Пальчиковая игра «Весёлый зайчик». 7. Работа с иллюстрацией. 8.Упражнение «Переделываем сказку». 9. Продуктивная деятельность: объёмная аппликация из мятой бумаги «Зайчата». | 1. Рассказывание сказки К.Д. Ушинского «Козёл». 2.Загадки. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Работа над содержанием рассказа. 5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем». 6. Повторное чтение текста с установкой на пересказ и выстраиванием плана. 7. Пересказ текста детьми с опорой на схему. 8. Дидактическая игра «Назови ласково». 9. Дидактическая игра «Придумайте предложение». 10. Продуктивная деятельность: предложить детям выполнить коллективную аппликацию «Козлята». |
Июль | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи». 2. Работа над содержанием рассказа. 3. Работа с иллюстрацией. 4.Этюд импровизация. 5.Пересказ текста детьми с опорой на схему. 6. Дидактическая игра «Подбери красивые слова». 7.Физкультминутка «Солнышко». 8. Работа с пословицами и поговорками. 9. Продуктивная деятельность: коллективная аппликация «Портрет солнышка». 10.Поисковая работа (совместно с родителями) – придумать загадки о солнышке, подобрать и выучить зазывалки о нём. | 1.Чтение рассказа ««Лиса Патрикеевна» К.Д. Ушинского. 2. Беседа с детьми о повадках лисы. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Дидактическая игра «4-й лишний». 5. Дидактическая игра с мячом «Наоборот». 6. Физкультминутка «Полосатая пчела». 7. Повторное чтение рассказа. 8. Выстраивание графического плана рассказа. 9. Пересказ текста детьми по графическому плану. 10. Продуктивная деятельность: коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе». | 1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Коровка». 2. Беседа с детьми о пользе домашних животных. 3. Дидактическая игра с мячом «Назови детёныша». 4. Этюд «Я – коровка». 5. Дидактическая игра «Семейка слово». 6. Работа с иллюстрацией. 7. Повторное чтение рассказа с выстраиванием графического плана. 8. Пересказ текста детьми с опорой на схему. 9. Работа с пословицами и поговорками. 10. Продуктивная деятельность: создание композиции «Коровка на лугу». | 1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Ворона и рак». 2. Работа над содержанием текста. 3. Дидактическая игра «Доскажи словечко». 4. Повторное чтение рассказа. 5. Физминутка «Птицы». 6. Сравнительный анализ сказки Ушинского и сказки Л. Толстого «Ворона и лиса». 7. Работа с пословицами и поговорками. 8. Упражнение «Найдите общее и различия». 9. Наблюдение за вороной. 10. Продуктивная деятельность: коллективная работа «Ворона и рак». |
Этапы работы над проектом:
- Целеполагание.
Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта.
- Разработка проекта:
- доведение до участников проекта важности данной проблемы;
- составление перспективного плана мероприятий;
- материально-техническое оснащение проекта;
- организация работы по созданию условий для реализации проекта;
- организация методической работы;
3. Выполнение проекта.
Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта.
- Презентация проекта.
- Определение задач для новых проектов.
Методы проекта:
- Мониторинг.
- Цикличность.
- Системность.
- Наблюдение.
- Игры.
- Экспериментирование.
Непосредственная образовательная деятельность
Тема: Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Две косы»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социа-
лизация», «Музыка».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту;
Коррекционно-развивающая:
- активизировать словарь по теме;
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать трудолюбие и чувство гордости за свой труд.
Планируемые результаты: умеет составлять пересказ последовательно и близко к тексту, умеет согласовывать прилагательные с существительными, составляет сложноподчиненные предложения, закреплены знания о творчестве писателя, актуализирован словарь по теме «орудия труда», с уважением относится к труду взрослых.
Материалы и оборудование: магнитная доска, предметные картинки с изображением «косы-труженицы» и «косы-бездельницы».
Предварительная работа: чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.
Содержание
организованной деятельности детей
- Организационный момент: педагог: «Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы? Ответы детей:
- Косарю нужна – коса.
- Повару нужна поварёшка.
- Дворнику нужна метла.
- Лесорубу - …
- Парикмахеру - ….и т.д.
- Дети, мы с вами сегодня познакомимся с произведением К.Д. Ушинского и узнаем, чем отличаются орудия труда в рассказе.
2. Пальчиковая гимнастика «Пила»:
Остро, остро наточила
Зубы крепкие пила
И к работе приступила,
Пилит всё теперь она.
4.Чтение рассказа с последующим обсуждением.
Объяснение малопонятных слов и выражений: сенокосная пора, сарай, навес, косовица, страдная пора.
- Что такое коса? Для чего нужна коса?
- Как выглядели косы в рассказе?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- Почему одну косу можно назвать труженицей, а вторую – бездельницей?
- Какую косу для работы выбрали бы вы?
- Можно ли так сказать о людях: человек-труженик, человек-бездельник?
-Кого больше уважают?
5. Физкультминутка «Плотник». Дети с воспитателем встают в круг и выполняют движения соответствующие тексту.
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает рамы и полы.
Топором, рубанком,
Выстругивает планки.
Сделал подоконники без сучка-задоринки.
7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
8. Пересказ рассказа детьми.
Воспитатель читает рассказ, затем дети по очереди составляют предложения и пересказывают текст.
9. Итог: «Дети, чему мы сегодня научились? Почему две косы выглядели по-разному? Объясните: о каком человеке говорят «труженик», а о каком «бездельник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского».
Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского. Формировать связную речь. Через знакомство с произведениями К.Д Ушинского формировать реалистическое отношение детей к природе. Воспитывать гуманное отно...
Статья «Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания»
Речь является мощнейшим фактором развития личности, благодаря которому мы человека можем назвать человеком. Роль речи в жизни человека как познавательного процесса неоценима, так как она тесным образо...
Краткосрочный проект "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского"
Знакомство детей с творчеством К.Д. Ушинского, чтение его произведений, конструирование на тему одного из рассказов, игра-тетрализация...
Статья в газету детского сада "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского"
Краткое описание реализации темы. Статья в газету...
Педагогический проект «Знакомство с творчеством К.Д Ушинского»
Цель проекта: Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, животных, поз...
Педагогическая гостиная "Жизнь и творчество К.Д.Ушинского"
Педагоги ближе познакомятся с жизнью и творчеством К.Д.Ушинского....
Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского»
Педагогический проект: "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского".Цель проекта: создать условия для формирования связной речи и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей посре...