Педагогический проект "Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского"
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Сокольская Татьяна Сергеевна

Вашему вниманию предлагается педагогический проект по развитию связной речи детей с использованием методов активизации детского творчества, построенный на произведениях К.Д. Ушинского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt_po_ushinskomu.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

1. Автор-разработчик: Сокольская Т.С.,воспитатель.

2. Тема: «Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского»

3. Интеграция образовательных  областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение  художественной  литературы»,  «Социа-
лизация», «Художественное творчество».

4. Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.

5. Актуальность темы:

Формирование связной речи – одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа – это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я  опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта.  

6. Цель проекта: Формировать связную речь  и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского.

7. Задачи проекта:

- Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского;

- Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей, развивать мелкую моторику;

- Воспитывать гуманное отношение к природе.

8. Возраст участников проекта: дети 5-7 лет;

9.Продолжительность проекта: 4 месяца;

10. Основные формы реализации проекта:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- пересказ произведения;

- пальчиковые игры;

- подвижные игры;

- продуктивная деятельность.

11. Обеспечение проекта:

1. Материально-техническое: демонстрационный материал, раздаточный материал, иллюстрации, книги, альбомы, элементы костюмов, игрушки, природные материалы, оборудование и материалы для продуктивной деятельности.

2. Учебно-методическое:

1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда.)

2.Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. Москва, издательство «ГНОМ и Д», 2007.

3.Лопухина И. С. Логопедия,550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

4.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

5.Ушинский К. Д. Любимые сказки.  – М.: ЭКСМО, 2011.

6. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995.

12. Принципы реализации проекта:

- Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

- Интеграция;

- Координация деятельности воспитанников;

- Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

13. Предполагаемый результат:

- улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики;

- повышение педагогической культуры родителей;

- повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

- формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

14. Продукт проектной деятельности:

- Выставка работ детского творчества по рассказам К. Д. Ушинского;

- картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

- иллюстрации к рассказам писателя;

- консультация для родителей «Книга и ребёнок».

15. Презентация проекта:

-  Игра-драматизация по рассказу К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».

Перспективный план реализации педагогического проекта

«Творчество Константина Дмитриевича Ушинского»

Участники проекта:

дети коррекционной группы с речевым недоразвитием; воспитатели; логопед; родители

Перспективный план реализации педагогического проекта

Январь

  1. Неделя

 4 неделя

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3.Этюд импровизация.

4. Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери  признак».

6. Дидактическая игра «Составь предложение».

7.Физкультминутка «Русская песенка».

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Пересказ рассказа детьми.

10. Продуктивная деятельность:  рисование  «Времена года».

 11. Поисковая работа (совместно с родителями) – найти пословицы и поговорки о временах года.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Умей обождать».

2.Работа над содержанием рассказа.

3.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

5. Этюд «Петушок и курочка».

6. Пальчиковая игра «Птицы».

7. Работа с иллюстрацией.

8. Упражнение «Переделываем сказку».

9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса», «Зайкина избушка», «Курочка Ряба».

8. Продуктивная деятельность: отрывная аппликация «Птицы».

 

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение сказки К.Д.Ушинского «Два плуга».

2.Пояснение детям незнакомых слов.

3.Работа над содержанием сказки.

4. Рассматривание изображений сельскохозяйственных инструментов.

5.Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста  детьми с опорой на схему.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы  – сказочники».

9. Продуктивная деятельность: лепка любого понравившегося детям сельскохозяйственного инструмента.

1.Чтение  рассказа «Спор животных К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

 4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?».

5. Этюд - импровизация.

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Наблюдение за домашними животными.

11. Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

1.Чтение сказки К.Д.Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется».

2.Пояснение детям незнакомых слов.

3.Работа над содержанием сказки.

4. Этюд «Лиса и журавль».

5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста с опорой на схемы.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы –сказочники».

9. Пальчиковая гимнастика «Звери».

10. Продуктивная деятельность: лепка посуды для журавля и лисы.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Васька».

2. Работа над содержанием текста.

3.Повторное чтение рассказа.

5. Пальчиковая гимнастика «Котик Васька».

6. Дидактическая игра «Продолжи предложение».

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Физкультминутка «На лежанке дремлет кот».

9. Загадывание загадок про кота.

10. Продуктивная деятельность: аппликация «Кошки на окошке».

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Мышки».

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Исправь предложение».

4. Дидактическая игра «Назови ласково».

5. Пальчиковая гимнастика «Маленькая мышка по городу бежит».

6. Физкультминутка «Мышки в норочках сидели».

7. Повторное чтение рассказа.

8. Пересказ текста детьми.

9. Работа со скороговорками.

10. Продуктивная деятельность: дети схематически изображают мышек.  

1. Чтение произведения К.Д.Ушинского «Гусь и журавль».

2. Работа над содержанием текста.

3. Упражнение «Доскажи словечко».

4. Повторное чтение рассказа.

 5. Этюд «Походки».

6. Дидактическая игра «Подбери словечко».

5. Сравнительный анализ сказки Ушинского и русских народных сказок.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Упражнение «Найдите общее и различия».

8. Продуктивная деятельность: коллективная работа «Гусь и журавль». Дети конструируют из природного материала сцену к рассказу К. Д. Ушинского.  

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Бишка».

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Повторное чтение рассказа и инсценировка.

5.Дидактическая игра «Цепочка слов».

6.Конструирование  из геометрических фигур собаки.

7. Пересказ текста детьми.

8. Наблюдение за собакой.

9. Продуктивная деятельность: лепка «Бишка».

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Играющие собаки».

2. Работа над содержанием текста.

3. Работа с иллюстрацией (закрепление пространственных представлений).

4. Повторное чтение рассказа и инсценировка.

5.Дидактическая игра «Чей, чья?».

6.  Пересказ текста детьми.

7. Продуктивная деятельность: рисование домик для собак.

8. Поисковая работа с родителями «Какие бывают породы собак?»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Петушок с семьёй».

2. Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Пояснение незнакомых слов.

5. Работа над содержанием рассказа.

6.Повторное чтение текста.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

9. Дидактическая игра «Подбери словечко».

10. Дидактическая игра «Придумайте предложение».

11. Наблюдение за домашними птицами.

12. Продуктивная деятельность: предложить детям вылепить из пластилина петушка, курочек, цыплят.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского ««Неладно скроен, да крепко  сшит».

2. Работа над содержанием рассказа.

3.  Физкультминутка «Звери».

4. Дидактические игры «Измените слово».

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7.Этюд «Я – ёжик».

8. Продуктивная деятельность: аппликация «Ёжики».

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчела и мухи».

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3.Этюд импровизация.

4.Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери  словечко».

6.Физкультминутка «Пчёлки».

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Сравнительный анализ текстов К. Чуковского «Муха-Цокотуха»,

В. Сутеева «Теремок».

9. Разучивание пальчиковой гимнастики «Полосатая пчела».

10. Продуктивная деятельность:  Коллективное рисование  «Цветочная полянка».

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Гуси».

2. Работа над содержанием рассказа.

3.  Физкультминутка «Гуси, гуси».

4. Дидактические игры «Измените слово», «4-й лишний».

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7.Создание проблемной ситуации «Помогите медвежонку».

8. Этюд «Я – гусь».

9. Продуктивная деятельность: оригами «Гуси».

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение произведения «Уточки» К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Загадки.

5. Дидактическая игра «Придумай предложение».

6.Подвижная игра «Домашние птицы».

7.Повторное чтение рассказа. Выстраивание графического плана рассказа.

8. Пересказ текста детьми по графическому плану.

9. Продуктивная деятельность: рисование «Уточки».

1.Чтение сказки К.Д.Ушинского «Два козлика».

2. Работа над содержанием рассказа.

3.  Упражнение «Хорошо - плохо».

4. Упражнение «Диалог козликов».

5.Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем».

4.Творческая доработка текста (создание вариантов ситуаций для составления нового рассказа).

 5. Дидактические игры «Подбери словечко».

5. Работа с иллюстрацией.

6. Работа с пословицами и поговорками.

7. Продуктивная деятельность: создание схем мимики козликов.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Дятел».

2.Работа над содержанием рассказа.

3.  Физкультминутка «Мы - дятлы».

4. Дидактическая игра «Чёрный ящик».

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Пальчиковая игра «Птицы».

7. Наблюдение за дятлом.

8. Продуктивная деятельность:

- выложить дятла, гусеницу, козявку, бабочку из геометрических фигур;

- изобразить рассказ «Дятел» методом аппликации;

- создание альбома «Лесные птицы».

9. Поисковая работа (совместно с родителями) «Какие птицы живут в наших лесах?»

1.Чтение  рассказа «Спор деревьев» К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Этюд «Мы -деревья»

5. Дидактическая игра «4-й лишний».

6. Дидактическая игра  «Хорошо - плохо».

7. Повторное чтение рассказа с выстраиванием графического плана.

8. Пересказ текста детьми по графическому плану.

9. Сравнительный анализ двух рассказов «Спор животных» и «Спор деревьев».

10. Наблюдение за деревьями.

11.Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое дерево

Июнь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Чтение рассказа «Ветер и солнце»  К.Д.Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3.  Физкультминутка «Солнышко».

4. Дидактическая игра «Какое, какой, какие?».

5. Упражнение «Придумай загадку»

6. Наблюдение за ветром, за солнцем.

7. Продуктивная деятельность: предложить детям нарисовать сюжет из рассказа.

1.Чтение  рассказа «Пчёлки на разведках» К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

 4. Дидактическая игра «4-й лишний».

5. Дидактическая игра с мячом «Наоборот».

6. Физкультминутка «Полосатая пчела».

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10.Наблюдение за насекомыми.

11. Продуктивная деятельность: коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе».

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Жалобы зайки».

2. Беседа по содержанию рассказа.

3.Физкультминутка «Зайчик».

4. Дидактическая игра «Подбери словечко».

5. Этюд «Зайчик».

6. Пальчиковая игра «Весёлый зайчик».

7. Работа с иллюстрацией.

8.Упражнение «Переделываем сказку».

9.  Продуктивная деятельность: объёмная аппликация из мятой бумаги «Зайчата».

1. Рассказывание сказки К.Д. Ушинского «Козёл».

2.Загадки.

3. Работа с иллюстрацией.

4.  Работа над содержанием рассказа.

5. Физкультминутка «Давай, коза, попрыгаем».

6.  Повторное чтение текста с установкой на пересказ и выстраиванием плана.

7. Пересказ текста детьми с опорой на схему.

8. Дидактическая игра «Назови ласково».

9. Дидактическая игра «Придумайте предложение».

10. Продуктивная деятельность: предложить детям выполнить коллективную аппликацию «Козлята».

Июль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи».

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

 4.Этюд импровизация.

5.Пересказ текста детьми с опорой на схему.

6. Дидактическая игра «Подбери красивые слова».

7.Физкультминутка «Солнышко».

8. Работа с пословицами и поговорками.

9. Продуктивная деятельность: коллективная аппликация «Портрет солнышка».

10.Поисковая работа (совместно с родителями) – придумать загадки о солнышке, подобрать и выучить зазывалки о нём.

1.Чтение  рассказа ««Лиса Патрикеевна» К.Д. Ушинского.

2.  Беседа с детьми о повадках лисы.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «4-й лишний».

5. Дидактическая игра с мячом «Наоборот».

6. Физкультминутка «Полосатая пчела».

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Продуктивная деятельность: коллективное творчество из природного материала «Пчёлки на работе».

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Коровка».

2. Беседа с детьми о пользе домашних животных.

3. Дидактическая игра с мячом «Назови детёныша».

4. Этюд «Я – коровка».

5. Дидактическая игра «Семейка слово».

6. Работа с иллюстрацией.

7. Повторное чтение рассказа с выстраиванием графического плана.

8. Пересказ текста  детьми с опорой на схему.

9. Работа с пословицами и поговорками.

10. Продуктивная деятельность: создание композиции «Коровка на лугу».

1. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Ворона и рак».

2. Работа над содержанием текста.

3. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

4. Повторное чтение рассказа.

5. Физминутка «Птицы».

6. Сравнительный анализ сказки Ушинского и сказки Л. Толстого «Ворона и лиса».

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Найдите общее и различия».

9. Наблюдение за вороной.

10. Продуктивная деятельность: коллективная работа «Ворона и рак».

Этапы работы над проектом:

  1. Целеполагание.

Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта.

  1. Разработка проекта:

- доведение до участников проекта важности данной проблемы;

- составление перспективного плана мероприятий;

- материально-техническое оснащение проекта;

- организация работы по созданию условий для реализации проекта;

- организация методической работы;

     3. Выполнение проекта.

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта.

  1. Презентация проекта.
  2. Определение задач для новых проектов.

Методы проекта:

  1. Мониторинг.
  2. Цикличность.
  3. Системность.
  4. Наблюдение.
  5. Игры.
  6. Экспериментирование.

Непосредственная образовательная деятельность
Тема: Пересказ сказки К.Д.Ушинского «Две косы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение  художественной  литературы»,  «Социа-
лизация», «Музыка».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

   Цели: 

Коррекционно-образовательная:

- учить детей составлять пересказ логично, последовательно и близко к тексту;

Коррекционно-развивающая:

- активизировать словарь по теме;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать трудолюбие и чувство гордости за свой труд.

   Планируемые результаты: умеет составлять пересказ последовательно и близко к тексту, умеет согласовывать прилагательные с существительными, составляет сложноподчиненные предложения, закреплены знания о творчестве писателя, актуализирован словарь по теме «орудия труда», с уважением  относится к труду взрослых.

Материалы и оборудование:  магнитная доска, предметные картинки с изображением «косы-труженицы» и «косы-бездельницы».

Предварительная работа: чтение текстов А. Шибаева «Лучше дела не найти», Б. Заходера «Слесарь», Г.А. Ладонщикова «Самокат», беседа  по содержанию текстов. Игры: «Кому что нужно для работы?», «Назови инструмент». Беседа о технике безопасности при работе с разными инструментами.

Содержание
организованной деятельности детей

  1. Организационный момент: педагог: «Сядет тот, кто скажет, кому что нужно для работы? Ответы детей:

         - Косарю нужна – коса.

         - Повару нужна поварёшка.

         - Дворнику нужна метла.

         - Лесорубу - …

         - Парикмахеру - ….и т.д.

 - Дети, мы с вами сегодня  познакомимся с произведением К.Д. Ушинского и узнаем, чем отличаются орудия труда в рассказе. 

2.  Пальчиковая гимнастика «Пила»:

Остро, остро наточила

Зубы крепкие пила

И к работе приступила,

Пилит всё теперь она.

   4.Чтение рассказа с последующим обсуждением.

Объяснение малопонятных слов и выражений: сенокосная пора, сарай, навес, косовица, страдная пора.

- Что такое коса? Для чего нужна коса?

- Как выглядели косы в рассказе?

- Чем они похожи и чем отличаются?

 - Почему одну косу можно назвать труженицей, а вторую – бездельницей?

- Какую косу для работы выбрали бы вы?

- Можно ли так сказать о людях: человек-труженик, человек-бездельник?

-Кого больше уважают?

   5. Физкультминутка «Плотник».  Дети с воспитателем встают в круг и выполняют движения соответствующие тексту.

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает рамы и полы.

Топором, рубанком,

Выстругивает планки.

Сделал подоконники без сучка-задоринки.

      7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

8. Пересказ рассказа детьми. 

 Воспитатель читает рассказ, затем дети по очереди составляют предложения и  пересказывают текст.

 9. Итог:  «Дети, чему мы сегодня научились? Почему две косы выглядели по-разному? Объясните: о каком человеке говорят «труженик», а о каком «бездельник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского».

Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского. Формировать связную речь. Через знакомство с произведениями К.Д Ушинского формировать реалистическое отношение детей к природе. Воспитывать гуманное отно...

Статья «Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания»

Речь является мощнейшим фактором развития личности, благодаря которому мы человека можем назвать человеком. Роль речи в жизни человека как познавательного процесса неоценима, так как она тесным образо...

Краткосрочный проект "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского"

Знакомство детей с творчеством К.Д. Ушинского, чтение его произведений, конструирование на тему одного  из рассказов, игра-тетрализация...

Статья в газету детского сада "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского"

Краткое описание реализации темы. Статья в газету...

Педагогический проект «Знакомство с творчеством К.Д Ушинского»

Цель проекта: Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, животных, поз...

Педагогическая гостиная "Жизнь и творчество К.Д.Ушинского"

Педагоги ближе познакомятся с жизнью и творчеством К.Д.Ушинского....

Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского»

Педагогический проект: "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского".Цель проекта: создать условия для формирования связной речи и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей посре...