Педагогическая гостиная "Жизнь и творчество К.Д.Ушинского"
занимательные факты по художественной литературе

Сергеева Тамара Дмитриевна

Педагоги ближе познакомятся с жизнью и творчеством К.Д.Ушинского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ushinskiy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная «Жизнь и творчество

К. Д. Ушинского»

Оборудование и материал:

1. Презентация.

2. Яблоки (яблоня)

3. Нарезанные факты, приклеены на яблочки

4. Шкатулка для цитат

5. Нарезанные цитаты, скрученные в трубочку

6. Список сказок для педагогов

7. Два конверта с пазлами «Сказки»

1 СЛАЙД. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в нашем зале. Позвольте я зачитаю несколько строк, а вы постарайтесь вспомнить кто автор.

«В сумке почтальона болтали между собой повестки и письма. А он между тем бегал по улицам и равнодушно разносил по домам радость и горе, смех и печаль, любовь и злобу, дружбу и ненависть, правду и ложь, важные известия и глупые пустые фразы.»

Так же, как и в сумке почтальона в судьбе нашего героя, бывало, всякое и с работы увольняли и новую не давали или не хотели принимать на приличное место, тогда он устраивался на мелкую должность, главное продолжать свое дело. Его страстной мечтой, записанной в личном дневнике, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек. Его идеи и труды актуальны и сегодня. Великий педагог, писатель, основоположник научной педагогики.

Догадались о ком идет речь?

Верно! Все это Константин Дмитриевич Ушинский.

В 2023 году много знаменательных дат, одна из них 200-летие со Дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, который был одним из основателей российской педагогики.

2 СЛАД К. Д. Ушинский говорил : «Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняют одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье»

И сегодня мы предлагаем Вам познакомиться с жизнью и творчеством Константина Дмитриевича Ушинского.

3 СЛАЙД Костя родился 19 февраля 1823 года (3 марта по новому стилю) в г. Тула, в дворянской семье. Отец, отставной офицер и мать были любящей парой. После рождения Константина семья из Тулы переезжает в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, куда отца назначают судьей. Все детство и отрочество проходят недалеко от города на берегу реки Десны, где глава семейства приобрел небольшое поместье.

4 СЛАЙД Мама, Любовь Степановна, сама руководила его занятиями на начальном этапе и сумела пробудить в нем любознательность, пытливость и любовь к наукам и чтению. Собранной семейством Ушинских библиотеке, завидовал весь уезд. Понимание того, что обучение должно быть воспитывающим, мальчик знал с детства. Эта заслуга матери, которая, к сожалению, рано умерла. Косте было неполных 12 лет. Константин Дмитриевич часто вспоминал маму во взрослые годы, и как говорил Ушинский :

«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни"

5 СЛАЙД А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам познакомиться поближе с нашим героем и поучаствовать в игре «История одной яблоньки». Название игры выбрано не случайно. У Константина Дмитриевича есть одноименное произведение, которое никого не оставит равнодушным, и мы рекомендуем его к прочтению с детьми старшего дошкольного возраста.

Итак, игра «История одной яблоньки»(Берем яблоню, ставим на стол)

Ваша задача сорвать спелое яблочко с дерева и поведать нам интересные факты из жизни Константина Ушинского.

(Коллеги зачитывают факты)

6 СЛАЙД Факт 1. В краткой биографии Константина Ушинского он обычно именуется писателем. Однако, это не совсем корректно – он действительно был литератором, это чистая правда. Но всё равно большую часть жизни Ушинский посвятил педагогике, став одним из основоположников научного подхода к ней в нашей стране. Поэтому педагогом он является в большей степени, нежели писателем.

7 СЛАЙД Факт 2. Первым учителем Константина Дмитриевича стала его мать, женщина образованная и интеллигентная. Она настолько хорошо и эффективно преподавала ему основы всех необходимых ребёнку наук, что тот впоследствии по результатам вступительных экзаменов в гимназию был зачислен сразу в третий класс, а не в первый.

8 СЛАЙД Факт 3. Когда в юности он учился в гимназии, ему приходилось ходить на уроки пешком, причём дорога в одну сторону занимала более часа. Но родители его жили небогато, и позволить себе кучера с экипажем, который возил бы их отпрыска на учёбу, они не могли.

9 СЛАЙД Факт 4. Несмотря на хорошие успехи в учёбе, неожиданно для всех, Константин Ушинский провалил выпускные экзамены из гимназии, а потому даже не получил аттестата о законченном среднем образовании. Но в ту эпоху подобный документ для поступления в университет не требовался, а знаний Константину Дмитриевичу хватало, поэтому поступить в высшее учебное заведение он сумел.

10 СЛАЙД Факт 5. Одно время Константин Ушинский работал профессором в Демидовском лицее города Ярославля. Но на этой должности он не задержался – недоброжелатели донесли в полицию, что молодой профессор отличается чересчур либеральными взглядами, которые к тому же не стесняется передавать своим ученикам. Так что в итоге Константина Дмитриевича попросту заставили оставить лицей.

Факт 6. После увольнения из лицея Ушинский попытался найти новую работу, которая тоже была бы связана с преподаванием. Однако, из-за “политически неблагонадёжной” репутации он 1,5 года провёл в бесплодных попытках устроиться хоть куда-нибудь – увы, доверять ему обучение нигде не хотели. В итоге, отчаявшись, он стал мелким чиновником.

11 СЛАЙД Факт 7. В середине XIX века Константин Ушинский поспособствовал ряду реформ в сфере образования. Во-первых, благодаря ему исчезло разделение на “благородных” и “неблагородных” учащихся, все стали учиться вместе. А во-вторых, преподавать многие предметы стали на русском языке, а не на французском и немецком, как раньше.

Факт 8. В 1859 году Ушинский открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.

Факт 9. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

12 СЛАЙД Факт 10. Написанные за границей Ушинским книги “Детский мир” и “Родное слово” стали первыми общедоступными учебниками на русском языке. Книги эти предназначались для начального обучения детей, и до Октябрьской революции они выдержали 146 переизданий, оказав огромное влияние на педагогику в целом.

Факт 11. Некогда детей в России учили абсолютно бессистемно, без какого-либо централизованного подхода, поэтому на одно хорошее учебное заведение приходился десяток посредственных. Именно Константин Ушинский реформировал всю отечественную педагогику, упорядочив её и приведя в единый вид. Многие его наработки не потеряли актуальности и поныне.

Факт 12. Имя Константина Ушинского носят улицы в 16 городах России и других странах, два десятка учебных заведений и Научная педагогическая библиотека Российской Академии образования. А до 2000 года казахстанское село Бакконыс называлось “Ушинское.

Спасибо коллеги. Молодцы!

13 СЛАЙД Как говорил Константин Дмитриевич:

 «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

Согласны ли вы с данным высказыванием? (ответы)

Наше мероприятие приурочено ко Дню рождения Константина Ушинского, и как Вы знаете он написал много замечательных рассказов и сказок для детей.

Если Вы обратили внимание, все это время звучит замечательная музыка. Именно эта музыка помогала Ушинскому в его творчестве.

И сейчас мы с Вами проверим насколько хорошо Вы знакомы с творчеством Константина Дмитриевича, а заодно и подвигаемся.

14 СЛАЙД  Игра «Сказки и рассказы К. Ушинского»

Ваша задача назвать одно из произведений Ушинского и передать мяч коллеге из другой команды.

Будьте внимательны, произведения не должны повторяться.

15 СЛАЙД   (Список произведений) Сказки и рассказы К. Ушинского

Охотник до сказок

Орел и кошка

Орел

Орёл и ворона

Осень

Петух и кот

Плутишка кот

Петушок с семьёй

Петух да собака

Проказы старухи-зимы

Пчелы и мухи

Пчелки на разведках

Птицы

Поездка из столицы в деревню

Паук Ручей

Разные сказки

Страшная коза

Спор воды с огнем

Слепая лошадь

Сумка почтальона

Спор животных

Спор деревьев

Трусливый Ваня

Уточки

Ученый медведь

Утренние лучи

Умей обождать

Четыре желания

Чужое яичко

Храбрая собака

Хлеб Хавронья

Молодцы! Отлично справились! Присаживайтесь пожалуйста.

16 СЛАЙД. Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам сыграть еще в одну игру, которую мы назвали «Литературная мастерская».

Ваша задача процитировать нашего героя, а при желании можно и прокомментировать.

(Берем шкатулку с цитатами. Коллеги берут цитаты, зачитывают вслух).

Спасибо, коллеги. Замечательные цитаты, согласитесь?

И так, продолжим.

Константин Ушинский полагал, что с раннего возраста надо знакомить детей с народной культурой, произведениями устного народного творчества.

Большую роль в педагогической системе Ушинского играла естественная история.

Писатель полагал, что «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».

Именно поэтому, Ушинский автор многочисленных коротких рассказов про времена года, про животных, про растения и человека. Эти произведения систематизируют и дополняют уже имеющиеся знания ребенка о мире.

И сейчас, мы предлагаем вам почувствовать себя детьми и снова немного поиграть.  (На столах лежат конверты).

Ваша задача открыть конверт, собрать на полу пазлы и угадать какая сказка изображена. (Звучит музыка).

Кто собрал пазлы и готов ответить?

Молодцы! Отлично справились. Присаживайтесь на места, пожалуйста.

Уважаемые коллеги, сегодня мы говорили о жизни и творчестве Константина Дмитриевича Ушинского, но о нашем герое, основателе русской педагогики, мы вспоминаем и в течение всего года, так:

17 января - Международный день наставничества. Как известно, Ушинский был великим наставником для тысяч людей. В своих книгах он подробно описывал педагогические и воспитательные механики.

25 января - День студента. Ушинский преподавал в Гатчинском сиротском институте, в Смольном институте благородных девиц в Петербурге и др. Он прилагал много усилий, чтобы сделать жизнь студентов лучше. Вполне логично в День студента вспомнить прогрессивные идеи Ушинского.

24 мая - День славянской письменности и культуры. Ушинский был одним из сильнейших преподавателей русской словесности в России XIX века.

1 июня - День защиты детей. Ушинский знаменит своими трудами, посвященными воспитанию детей.

1 сентября - День знаний. Константин Ушинский стремился повысить доступность образования для всех слоев населения России. Причем ключевой "точкой сборки" реформ он считал не вузы, а начальную школу. Школа как главный источник позитивных преобразований общества – одна из базовых идей Ушинского.

8 сентября - Международный день распространения грамотности. Константин Ушинский был сильным преподавателем русской словесности. А распространение грамотности он считал жизненно необходимым для всех, включая крестьян и рабочих.

5 октября - День учителя. Константин Дмитриевич основатель русской педагогики.

Завершить наше мероприятие мы хотим высказыванием Константина Дмитриевича Ушинского :

«Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека».

Уважаемые коллеги, благодарим Вас за активное участие и надеемся, что Вы с пользой провели время.

Цитаты:

• Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей.

• Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

• Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу с своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакою привычкою, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других.

• Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас.

• Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.

• Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.

• Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

• Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме   терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.

• О требованиях к педагогу.

Педагогом может быть тот:

«кто имеет целостность, беззаветную искренность души»;

«кто не торгуется с самим собой»;

«кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души».

• Педагог должен понимать душу (ребенка) во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания прежде, чем он приступит к практике.

• В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания.

• Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер. Вот почему и в школьном воспитании самое важное дело – выбор воспитателя».

• Прежде всего народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, (несущих в себе) лучшие свойства народа, его чистейшие привязанности и просветивших их истинно христианским европейским образованием. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского"

Вашему вниманию предлагается педагогический проект по развитию связной речи детей с использованием методов активизации детского творчества, построенный на произведениях К.Д. Ушинского....

Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского».

Познакомить детей с творчеством К.Д.Ушинского. Формировать связную речь. Через знакомство с произведениями К.Д Ушинского формировать реалистическое отношение детей к природе. Воспитывать гуманное отно...

Статья «Творчество К.Д. Ушинского и речь детей как объект изучения и воспитания»

Речь является мощнейшим фактором развития личности, благодаря которому мы человека можем назвать человеком. Роль речи в жизни человека как познавательного процесса неоценима, так как она тесным образо...

Краткосрочный проект "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского"

Знакомство детей с творчеством К.Д. Ушинского, чтение его произведений, конструирование на тему одного  из рассказов, игра-тетрализация...

Статья в газету детского сада "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского"

Краткое описание реализации темы. Статья в газету...

Педагогический проект «Знакомство с творчеством К.Д Ушинского»

Цель проекта: Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, животных, поз...

Педагогический проект «Знакомство с творчеством К. Д. Ушинского»

Педагогический проект: "Знакомство с творчеством К.Д.Ушинского".Цель проекта: создать условия для формирования связной речи и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей посре...