Учим детей отгадыванию загадок
материал
Учим детей отгадыванию загадок
Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать, найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 13.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим детей отгадыванию загадок
Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать, найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Система наблюдений позволяет увидеть явление в разные периоды его развития, в изменении и составить об этом явлении более полное представление. Например, ребенок в течение нескольких суток по утрам наблюдает за небосводом, и тогда ему становится понятным смысл загадки «Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется». (Солнце, месяц).
Приемы отгадывания загадок
Наряду с созданием условий, облегчающих отгадывание, следует учить детей правильно решать логическую задачу. Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:
- Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. провести анализ;
- Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. провести синтез;
- На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.
При отгадывании загадки нужно иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:
1. Установить в общем виде, что нужно искать.
2. Установить, где нужно искать.
3. Выявить все оставшиеся признаки.
4. Выдвинуть предположение-отгадку (гипотезу).
5. Объединить установленные признаки.
6. Сделать итоговый вывод.
Например: загадка «Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел». Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. Ребенок находит ответ: «Это бабочка».
Существуют два способа доказательства отгадок.
Первый способ: доказательство начинается с объявления тезиса (отгадки), после чего следует подтверждение его доводами, мотивами, аргументами (признаками). Это дедуктивный способ.
Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т.е. рассуждением, а отгадка (вывод) – логическим итогом этого рассуждения. Это индуктивный способ.
Способ доказательства зависит от содержания, композиции загадки, от своеобразия логической задачи. К первому способу доказательства удобнее обратиться, когда загадка заканчивается вопросом.
«Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?». Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед, вьюга завывает (доводы)».
Ко второму способу доказательства прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков, и нет прямого вопроса. Само построение загадки зовет к постепенному и последовательному накоплению доводов. В этом случае отгадывающий, рассуждая, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке. «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика. Зайчик и кролик, пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик (вывод)».
Одну и ту же загадку можно доказать и тем и другим способом:
«За кудрявый хохолок лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, на вкус, как сахар, сладкая». Первый способ: «Это морковка: лиса рыжая и морковка рыжая как лиса. И у лисы, и у морковки есть хвостик, только у морковки он кудрявый, зеленый, а у лисы – рыжий, пушистый». Второй способ: «У морковки есть хвостик, и у лисы хвост, только у лисы оранжевый, а у морковки – зеленый. Морковка очень сладкая, гладенькая. Это загадка про морковку».
Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, т.к. приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста способом составления и отгадывания загадок
Данная работа, это мой опыт работы, которым я хочу поделиться с другими коллегами....
открытое занятие городского уровня по обучению детей отгадыванию загадок
Ход занятияЗаставка спокойной ночи малыши на экране.Из-за ширмы появляются Хрюша и Степашка.Хрюша в шарфе, кашляет. Хрюша:- Ох, ну и ветер на улице. Я весь замёрз. Теперь точно заболею.Степашка:-Не во...
Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей
Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...
Конспект НОД по Познавательному развитию ФЭМП для детей 5 – 6 лет. Тема: Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей посредством игровой деятельности.Форма работы: игровая ситуация....
Презентация "Методика обучения детей отгадыванию и загадыванию загадок"
На первых порах загадка представляет собой краткое описание предмета. Дети учаться сравнивать и различать предметы ,определять их свойства....
Методическая разработка. Обучение детей отгадыванию и придумыванию загадок
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка,...
Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок».
Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок»....