КАК ПРОСТО РАССКАЗАТЬ О СЛОЖНОМ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конради Нина Борисовна

 

            Предлагаю вашему вниманию несколько бесед, которые знакомят дошкольников  с образностью в программной музыке симфонических картин и в театральных постановках, о том, "как просто рассказать о сложном"....

            Данные беседы составлены с учетом новых требований к образовательной области "Музыка", они обязательно интегративны, включают в себя другие образовательные области: изобразительную деятельность, развитие речи, литературу, поэзию, экологию, хотя, надо сказать, что принцип интегративного подхода всегда являлся приоритетным в музыкальной деятельности.

            Напомним, чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в душе ребёнка и отозвался творчеством, недостаточно простого просмотра и прослушивания произведения, он должен учиться проецировать музыкальные образы на произведения живописи,   поэзии и литературы. Помните: в начале было отмечено: «Чтобы изобразить дерево, надо почувствовать себя деревом, чтобы изобразить птицу – надо почувствовать себя этой птицей», необходимо пропустить этот образ через себя, ощутить полет через взмахи крыльев, рассказать о птице не только телом, но и проговорить словами, красивым рассказом, произнести поэтические строки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

4. Беседы о том, как появились некоторые музыкальные инструменты, и как         они объединились каждый под своей "фамилией"

        Для того, чтобы говорить о программной музыке, необходимо познакомить детей с   музыкальными инструментами симфонического оркестра, который может выступать на сцене театра и как самостоятельный организм, передающий свои музыкальные образы, картины, и как аккомпанирующий, поддерживающий театральных героев, их характеры, мысли и чувства.

 

        Музыкальный руководитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир рождения музыкальных инструментов, как и откуда они появились?

        Когда- то давным - давно сложных, как сейчас, инструментов еще не существовало, и люди играли на тростниковых дудочках, которые много позже превратятся в прекрасный звучный духовой инструмент и музыканты назовут его "флейта", что в переводе с латыни обозначает "дыхание" или "дуновение". Может быть первым исполнителем на дудочке был лёгкий ветерок, нечаянно подувший в надломленную тростинку (педагог легонько дует в тростинку и рождается звук). Никто точно не знает, так ли это было, но за проникновенное, чистое, серебристое звучание этот инструмент полюбили многие народы. Её корпус стали делать не только их тростника, но и  из глины, слоновой кости и даже украшали серебром, золотом и драгоценными камнями. Она, такая маленькая, тоненькая, хрупкая со своими серебристыми переливами органично вплела свой голос в звучание других инструментов, и заняла достойное место в симфоническом оркестре  под фамилией "духовые инструменты".  

          

        Шли столетия, и однажды люди заметили, что если струны натянуть на пустотелый корпус берестяной коробочки (педагог показывает детям "рождение" инструмента, используя простые, подручные материалы) или другой предмет, даже на панцирь черепахи, то звук становился красивее. Стали делать корпуса разной формы и величины. Так появились и скрипки и гусли, цимбалы и многие другие инструменты.  (Дети пробуют натянуть леску, или тоненькую резиночку на деревянную баночку - и дёрнув за неё - рождается звук! это приводит детей в неописуемый восторг, они начинают экспериментировать с заранее заготовленными мною предметами.)  

        А как вы думаете, ребята, как могли родиться ударные инструменты: барабаны. литавры... (перед детьми лежат камешки, палочки, перевёрнутая глиняная посуда, и дети должны методом проб, исследований прийти к выводу, что древний человек бил камешек о камешек, палку о палку, стучал по раковинам, по черепкам, что так и появились инструменты под фамилией "ударные")         

                                            

        5. Почему  же так нужны  "имена" и "фамилии"  всем  инструментам?

        Ребята, у нас у всех есть имя и фамилия, у каждого в вашей семье есть своё имя, а вот фамилия одна, назовите, пожалуйста имена своих родных и потом фамилию своей семьи. Так же и музыкальных инструментов:  у каждого есть своё имя, но у определённой группы инструментов есть одна, как бы фамилия (показать слайды группы струнных, затем духовых и ударных инструментов)           

        Ребята, назовите по "именам", эти инструменты, как вы думаете, почему на одном слайде есть скрипка, арфа, контрабас, виолончель, гитара, балалайка. Что их объединяет, что у них общего? (ответы детей)

        Правильно, у всех этих инструментов есть струны, которые разливаются музыкой под руками талантливого музыканта - исполнителя, поэтому "фамилия" всех этих инструментов будет - "группа струнных инструментов", а их "имена" вы уже назвали.

        Теперь обратите внимание на следующее изображение и назовите эти инструменты по "именам" (дети называют трубу, флейту, дудочки, гобой, саксофон, кларнет, определяют что же их объединяет и дают им уже "фамилию" - духовые).

                Всё верно,  музыканты извлекают звук при помощи того, что вдувают в них воздух, поэтому и являются они  группой струнных инструментов.

        А вот и следующий слайд, дети видят барабаны, литавры, тарелки, определяют, что звук извлекается просто ударами, поэтому и название им "группа ударных инструментов". Так дети легко узнают новое, на первый взгляд трудный, непостижимый материал для дошкольников, но волноваться не стоит, дети легко запоминают музыкальные термины, так как они постоянно звучат в контекст бесед и дети несказанно рады, что умеют ими оперировать. Таким образом, пополняются не только знания, интеллект, но словарный запас дошкольников.

        На следующем занятии пусть дети поиграют в дидактическую игру "Узнай музыкальный инструмент".

        а) по внешнему виду (перед детьми выкладываются инструменты одной группы, они должны назвать их)

        б) по звуку (педагог включает музыку разных инструментов, дети должны узнать по звуку инструмент)

        В заключении можно послушать музыку любого популярного марша в исполнении симфонического оркестра, где легко можно определить по звуку играющий инструмент и дети называют его безошибочно.

        Как радостно горят у детей глаза от того, что они уже так много знают.

        По окончании занятий мы рисуем понравившиеся музыкальные инструменты: скрипку, арфу, трубу, рояль и пр.

Ветер чуть слышно поёт, липа вздыхает у сада,

Чуткая музыка всюду живёт - в шелесте трав, в шуме дубрав,

                                                          Только прислушаться надо!

Звонко струится ручей, падает гром с небосвода -

Этой мелодией вечной своей мир наполняет природа.

Тихие слёзы свои ива роняет у брода...

Тихо приветствуют ночь соловьи звоном ветвей, песней дождей

                                                          Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада.

Звонкая музыка всюду живёт - только прислушаться надо!

        6. "Принцесса Скрипка"- трогательный рассказ-беседа о волшебном инструменте.  

        Очень любят дети легенды, рассказы, стихи о Скрипке, этот инструмент они видят и слышат на концертах в детском саду, когда мы приглашаем исполнителей из Детской Школы Искусств.

        Поиграйте с  еще раз с детьми в игру: «Узнай  меня по голосу!»

        Ребята, как же вы узнали друг друга, не ошиблись? Конечно, по голосу.

        А произошло это потому, что каждый из вас имеет свою окраску голоса, не похожую ни на кого. И называется эта окраска – тембр! Тембр – это свойство, которым обладает каждый звук, не обязательно музыкальный. Это особое качество звука, звуковая окраска. У каждого человека свой, глубоко индивидуальный тембр голоса, по нему мы узнаем своих близких, друзей, любимых актеров и певцов. Определенный тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Вот и Принцесса - Скрипка, её голос не спутаешь ни с каким другим, она может плакать и смеяться, может петь и говорить... Послушайте одну старинную легенду о великом скрипичном мастере...

        Однажды, в итальянском городе Кремона один волшебник проходил мимо маленького домика, услышав изумительные по красоте музыкальные звуки, он вошел внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

        - Подари мне эту скрипку, и я исполню любое твое желание, - сказал волшебник.

          Юноша подумал, подумал, и ответил:

        - Я хочу жить вечно!

        - Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но когда ты будешь делать тысячную скрипку – ты умрешь.                                                                                                                                                                     - Я согласен! – сказал юноша.

        Шли годы... Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (а делались не только скрипки, но и виолончели, альты, контрабасы, лютни, гитары), он вдруг заболел.

        Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника, и добавил:

- Теперь я могу спокойно умереть. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому, что я вкладывал в них свою душу, любовь, старание.

        Имя  этого мастера известно всему миру – это Антонио  Страдивари…

На его инструментах  играли  и до сих пор, играют лучшие музыканты мира!

        Движенья плавные смычка приводит в трепет струны,

        Мотив журчит издалека, поёт про вечер лунный.

        Как ясен звуков перелив в них радость и улыбка,

        Звучит мечтательный мотив, ему названье - Скрипка!

        Дети рассматривают скрипку, мы принесли её из музыкальной школы, а позже пригласим и исполнителей на этом божественном инструменте...

        Какой у неё изящный корпус, с плавными закруглениями и тонкой талией! Этот инструмент появился много-много веков назад, как же изготавливают такой замысловатый инструмент? Скрипичных дел мастера изучают её секреты до сих пор, но и по сей день, не разгадана тайна божественного звучания скрипок, сделанных знаменитыми итальянскими мастерами  Страдивари, Амати, Гварнери. Но точно известно, что они очень придирчиво выбирали материал: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали "поющие", примечали, на какую ель чаще садятся певчие птицы, потом прослушивали её разными постукиваниями и в это же время прикладывали докторскую трубку, чтобы оценить певучесть дерева.

        Спиливали дерево зимой, когда оно "спит" (вспоминаем с детьми сведения из раздела ознакомления с окружающим миром, о зимнем сне деревьев), но дерево не валили, а бережно опускали на землю. В сложнейшем деле изготовления скрипок было много секретов, передававшихся только по наследству, от учителя к ученику, нередко к сыну мастера. Без их знания, без души, без таланта, как ни старайся, не наделишь скрипку волшебным  голосом.

        В заключении дети с педагогом слушают скрипичную музыку в исполнении знаменитых музыкантов: Владимира Спивакова, Юрия Башмета, перед глазами детей должны быть их портреты, фотографии в процессе сольного исполнения и с игрой в оркестре.

        

7. А теперь, дорогие мои, друзья, мы познакомимся  с удивительным миром клавишных инструментов

Музыкальных инструментов так много, просто не сосчитать, и для чего же их так много. А у Царицы Музыки должен быть выбор. Ведь каждый инструмент хорош по-своему, чего не может один, сделает другой. Вот, к примеру, Саксофон заразительно хохочет, но ему не выразить страдания так, как умеет Виолончель (предлагаем детям послушать музыкальные отрывки в исполнении саксофона и виолончели). Благодаря множеству инструментов Царица Музыки передаёт любые чувства, самые тончайшие оттенки настроения.

         

        "Клавиша" в переводе с латинского языка означает "ключик". В нарядном зале, украшенном гобеленами с изображением сцен из античных легенд, расположились по-старинному щеголоватые инструменты. Мягким, хотя и чуть глуховатым голосом гостей приветствовал старший брат Рояля - родившийся примерно в 12 веке Клавикорд. Не уступал ему скромным великолепием братец помоложе - Клавесин. Его корпус и крышка зеркально блестели, звуки же были отрывисты и малопевучи, похожи на капли дождя в солнечный день.

        И вот раздался прекрасный, не слышанный прежде прекрасный звук, который то умел греметь подобно грому,  то пел нежно как флейта, то издавал звук, похожий на рокот горной реки. Это звучал Рояль, что в переводе с французского обозначает "королевский", этот концертный инструмент снискал всемирное признание своими блестящими, безграничными способностями. А потом заиграло Пианино, по размеру гораздо меньше своего знаменитого родственника Рояля, и по форме отличается от него. Но клавиши у них совершенно одинаковые, как и выразительные возможности.  ФОТО

        Пианино ставят обычно там, где не умещается Рояль, и не нужен такой громкий звук, как в концертном зале. У этих двух инструментов есть общее название - Фортепиано, объединяющее два итальянских слова: "форте" - громко и "пиано" - тихо.

        Тихо - тихо рядом сядем,

                                          входит Музыка в наш дом!

        В удивительном наряде разноцветном, расписном.

        И раздвинутся вдруг стены,

                                          вся земля видна вокруг.

        Плещут волны речки пенной,

                                          чутко дремлют лес и луг,

        Вдоль бегут степные тропки,

                                          тают в дымке голубой...

        Это Музыка торопит, и зовёт нас за собой!

        8. "Что же может Симфонический оркестр?"

                 Познавательные беседы в группах старшего дошкольного возраста.

Сегодня мы посетим с вами большой Концертный зал консерватории (с термином "консерватория"  и классическая музыка в консерватории -  дети уже знакомы).

Усаживайтесь поудобнее, слушайте очень внимательно и перед  вами пройдут разные музыкальные картины, вы уже опытные слушатели и знаете как правильно слушать серьезную классическую музыку... Звучит произведение по выбору педагога.  

Какие же инструменты вы услышали? (ответы детей)

Это играл большой оркестр - коллектив музыкантов, исполняющий музыкальное произведение. Оркестры стали появляться очень давно, в незапамятные времена. А сейчас очень много различных оркестров играют на разных сценах концертных залов - это не только симфонические, но и в зависимости от своего состава: струнные, духовые, шумовые, оркестр русских народных инструментов, эстрадные, камерные, да всех и не перечесть!  

        Но нам сегодня важен симфонический оркестр, поговорим о нем.

        Концертный симфонический оркестр, в отличие от оперного, располагается прямо на сцене, и постоянно находится в поле зрения слушателей. В силу исторических традиций концертный и оперный симфонический оркестры долгое время отличались своим составом,  но в наши дни эти отличия почти стерлись.

        Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах от 60 до 120 и даже больше участников. Такому большому составу музыкантов для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру.

        До начала 19 века дирижер во время исполнения сам играл на каком–нибудь инструменте – например, на скрипке. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнялось, и этот факт мало-помалу вынудил дирижеров отказаться от подобного совмещения.

        Современный симфонический оркестр – это сложный многоликий инструмент. В нем около ста участников, разделенных на группы однородных инструментов:

        Струнные – скрипка, альт, виолончель, контрабас.

        Духовые – флейта, гобой, фагот, кларнет, саксофон, валторна, труба, туба, тромбон.

        Ударные – литавры, барабан, ксилофон, тарелки и т.д.

        Одиночные – арфа, орган, фортепиано.

        Такой богатый звуковой состав в оркестре может передавать самые разные настроения: рисовать перед нами самые красочные музыкальные картины, передать человеческую речь, поговорить с вами языком животных и птиц, изобразить грозу с раскатами грома, а все потому, что в его состав входят многие группы музыкальных инструментов (показ слайда).

В симфоническом оркестре все музыканты сидят на своих определенных местах, в определенном порядке. Впереди скрипки и их родственники - альты, чуть поотдаль - виолончели и контрабасы. Какую они составляют группу инструментов? (ответы детей)

        Далее располагается семейство деревянных духовых инструментов. Назовите, какие вы знаете духовые инструменты? (ответы детей: флейты, фаготы, гобои - ответы сопровождаются показом слайдов, рисунков) Рядом располагаются их родственники - медные духовые инструменты: трубы, тромбоны, валторны и пр. А дальше сидит группа ударных инструментов - это разной величины барабаны,  литавры и др.

        Но как же удается так слаженно сыграть целое произведение, и никто не отстает и не забегает вперед? Конечно, ребята, это главный человек в оркестре, его называют - дирижёр!

Дирижер (показ слайда) может заставить оркестр играть и быстро, и медленно, и тихо, и громко - как угодно! но при этом не произносит ни единого слова.

        Он пользуется только своей волшебной дирижерской палочкой. Как только он поднимет её, стукнув о пюпитр, о подставку для нот - воцарится в оркестре мертвая тишина, всё внимание на дирижера, как только он взмахнет ей - оркестр начинает играть в заданном темпе и ритме, согласованно и дружно.

        (Звучит оркестровое произведение по выбору музыкального руководителя, дети обсуждают музыкальное содержание, и называют инструменты, которые прозвучали в оркестре)

        Вот видите, дорогие мои коллеги, совсем не трудно рассказывать казалось бы о сложных вещах, таких как театр, оркестр, просто грамотно подобранный репертуар детских театральных представлений по сказкам, и образцы программной музыки по тем же сказкам и рассказам, позволяет нам просто рассказать о сложном, познакомить детей с таким великим пластом искусства, и, поверьте, это оставляет неизгладимый след в душе ребёнка, у него обязательно сформируется вкус к хорошей музыке, он будет знать, и понимать все её секреты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы просто рассказать ребёнку о сложном, необходимо реализовать следующий достаточно «хитрый» алгоритм действий.

Консультация для родителей "Чтобы просто рассказать ребёнку о сложном, необходимо реализовать следующий достаточно «хитрый» алгоритм действий."...

Чтобы просто рассказать ребёнку о сложном, необходимо реализовать следующий достаточно «хитрый» алгоритм действий.

Консультация для родителей "Чтобы просто рассказать ребёнку о сложном, необходимо реализовать следующий достаточно «хитрый» алгоритм действий."...

Почему ребенок плохо говорит (Простыми словами о сложных проблемах).

Моя попытка объяснить родителям причины речевых нарушений у детей....

"Schatten-Bauspiel – такой простой и такой сложный"

Знакомство с конструктором и опыт работы с ним....

«Простые решения в сложных ситуациях» Презентация. Авторы: педагог-психолог ГБДОУ №39 Подгорнова Т. А., учитель-логопед ГБДОУ №39 Филиппова Е. Н.

Данная презентация создана для проведения тренинга с педагогами и специалистами службы сопровождения. Тренинг  разработан на снове использования метода кейсов....

Краткий "Словарь офтальмологических терминов"(простыми словами-о сложном).

Краткий "Словарь офтальмологических терминов"(простыми словами-о сложном).Материал из Интернета....


 

Комментарии

Конради Нина Борисовна

Изображения не высвечиваются, но каждый музыкальный руководитель легко сможет подобрать свои фотографии и пособия с изображениями по данной тематике.