Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Коммуникация», старшая группа
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
Пересказ сказки "Петух и собака".
Развивать интерес к пересказыванию русских народных сказок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_po_osvoeniyu.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению
образовательной области «Коммуникация»
МДОУ «ЦРР – д/с «Улыбка»
Старшая группа «Колокольчик»
Воспитатель: Филимонова Оксана Владимировна
Тема: Пересказ сказки «Петух и собака»
Цель: Развивать интерес к пересказыванию русских народных сказок
Задачи:
- учить детей выразительно передавать диалог действующих лиц при пересказе сказки без наводящих вопросов воспитателя
- учить подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным (лиса, собака)
- развивать умение использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения при пересказе; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде; закреплять знания об окончаниях прилагательных мужского, женского и среднего рода, закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных
- воспитывать положительные чувства: доброты, взаимопомощи и дружбы
Предварительная работа: выставка игрушек и книг, собаки и лисицы; наблюдения за собаками; беседа о животных
Планируемый результат
Знают | Умеют | Проявляют отношение | |||
Жанр русской народной сказки; Знают повадки и характер животных, называют клички, называют детенышей животных; Дают описания животных; могут дать оценку пересказам других детей; имеют представление о находчивости и взаимопомощи | Различают домашних и диких животных; умеют отгадывать загадки; понимают содержание сказки; определяют характер героев; используют интонационную выразительность в передаче диалогов персонажей | Эмоционально откликаются на содержание сказки, обращаются к личному опыту в описании животных; Проявляют любознательность и активность при характеристике героев, согласовывают между собой роли | |||
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вводно-организационный, 4 мин | Создание положительного эмоционального настроя Привлечь внимание детей | - Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. - Ребята послушайте загадку: Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака.) - Собаки – наши друзья И сегодня на занятии наши любимые игрушки – вместе с нами. - Какие бывают собаки? (большие, маленькие, мохнатые, черные, пятнистые, пограничные, пожарные, сторожевые) - А по характеру какие бывают собаки?(добрые, злые, верные) - Кто такой щенок? (детеныш собаки) - А что умеют делать собаки? (лаять, сторожить, бегать) - Посмотрите на картинки и скажите, какие собаки помогают человеку? (пограничные, пожарные, сторожевые, полицейские) - А как зовут ваших любимых собак? - А теперь послушайте другую загадку. Хвост пушистый Мех золотистый В лесу живет В деревне кур крадет. (Лиса) - Почему вы думаете, что это лиса? - Чем лиса и собака похожи? (внешнее сходство) Чем отличаются? (домашняя и дикая) - Опишите лису, какая она? (рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная) - Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно) Что она делает? (подкрадывается, ступает неслышно) - А когда лиса увидев охотников, убегает, как еще можно сказать, что она делает?(удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится) - Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая? (белка, собака, кошка) - А про кого можно сказать рыжий пушистый? (бельчонок, котенок, щенок, лисенок) | Здороваются и улыбаются Занимают свои места, отгадывают загадку, отвечают на вопросы Отгадывают загадки, отвечают на проблемные вопросы Называют клички | Элемент психогимнастики Наводящие вопросы, сюжетные картинки, игровые упражнения, рассматривание выставки игрушек и фотографий | Психологическая готовность Привлечение произвольного внимания Личная мотивация |
Восприятие и усвоение нового Слушание и беседа по сказке «Петух и собака» | Внимательно слушать, эмоционально воспринимать содержание | - Сейчас я вам прочитаю сказку «Петух и собака» - Понравилась вам сказка? - О чем говорится в этой сказке? С чего все началось? Где остановились на ночлег петух и собака? (Петух взлетел на сук. Собака залезла в дупло) - Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? («И перышки то какие красивые, и гребень – то какой красивый, и голос – то какой звонкий!») - Как она с ним разговаривала? (ласково, хитро) - Что петух ответил лисе? (Ему нельзя одному идти, у него товарищ, он ночует в дупле). - Чем закончилась сказка? (Лиса кинулась в дупло, а собака ее цап и поймала) | Слушают внимательно до конца, осознают содержание | Вопросы по теме сказки, по содержанию, описательные вопросы | Осознанное представление о лести, находчивости, взаимопомощи Любознательность и активность |
Динамическая пауза | Предупреждение утомляемости | Показ физкультминутки "Зимняя прогулка" Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (махи руками), А потом с горы катились (волнообразные движения руками), Веселились и резвились (прыжки). В Вику кинули снежком (произвольные движения), В Рому кинули снежком, В Мишу кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой)- Побежим скорей домой (возвращаемся на места) | Выполнение игровых упражнений | Игровой прием | Эмоциональная и физическая разрядка |
- А сейчас я еще раз прочитаю сказку, а вы постарайтесь запомнить ее | Слушают, запоминают | Внесение сюжетной картинки Повторное чтение сказки | Мотивация на деятельность | ||
Самостоятельная деятельность | Учить последовательно пересказывать, эмоционально передавать диалог действующих лиц | - А сейчас мы перескажем эту сказку по ролям. (Автор, собака, петух, лиса) - Когда будете рассказывать сказку, голосом передайте, как лиса ласково разговаривала с петухом, а петух не дал себя обмануть. Оценивая рассказы детей, обратить внимание на то, насколько полно ребята воспроизвели содержание сказки, как они интонационно передали разговор лисы и петуха. - Чья роль вам понравилась больше и почему? (Ребята рассказали последовательно, от начала до конца, все герои по - своему сыграли свою роль, нашли нужные слова, интонацию, чтобы передать характер своего героя) | Театрализация сказки | Распределение ролей, внесение масок персонажей | Осознание себя как участника познавательного творческого процесса Оценка творчества детей |
Заключительный этап Рефлексия 5 мин | Закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных Подведение итогов деятельности | Появляется собака из театра бибабо - Здравствуйте ребята - Ребята, к нам пришла необыкновенная собака. Она умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов. Спросите правильно, собака вам ответит. - Собака отвечает: «У меня один хвост» и т. д. Если ребенок неправильно образовал форму слова, собака молчит. Воспитатель поощряет ребенка, чтобы он образовал форму верно: ртов, бровей, ушей и т. д. (Как сказать правильно по – другому?») Собака хвалит за правильные вопросы детей, спрашивает: - А какую сказку вы сегодня пересказывали? А вам понравилась сказка? Чем она вам понравилась? Как здорово, я слышала. Какие вы все молодцы. Всем артистам и слушателям я приготовила сюрприз Угощает, прощается с ребятами. | Обращаются к собаке с вопросами. Высказываются по поводу своего эмоционального состояния Отвечают на вопрос, принимают угощение, прощаются. | Игровой прием, индивидуальные вопросы, сюрпризный момент Беседа, обсуждение | Интерес и активность в выполнении задания Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. |
Петух да собака (русская народная сказка)
Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:
- Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое.
- Уйдем, - говорит петух, - хуже не будет.
Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться - пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и - заснули.
Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: «Ку-ку-ре-ку!» Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.
- А за каким делом? - спрашивает петух.
- Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.
«Вот какое счастье привалило! - подумала лиса. - Вместо одного петуха будет два».
- Где же твой товарищ? - спрашивает она. - Я и его в гости позову.
- Там, в дупле ночует, - отвечает петух.
Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду - цап!.. И поймала.
- Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. - Ребята послушайте загадку: Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака.) - Собаки – наши друзья И сегодня на занятии наши любимые игрушки – вместе с нами. - Какие бывают собаки? (большие, маленькие, мохнатые, черные, пятнистые, пограничные, пожарные, сторожевые) - А по характеру какие бывают собаки?(добрые, злые,верные) - Кто такой щенок? (детеныш собаки) - А что умеют делать собаки? (лаять, сторожить, бегать, прыгать) - Посмотрите на картинки и скажите, какие собаки помогают человеку? (пограничные, пожарные, сторожевые, полицейские) - А как зовут ваших любимых собак? - А теперь послушайте другую загадку. Хвост пушистый Мех золотистый В лесу живет В деревне кур крадет. (Лиса) - Почему вы думаете, что это лиса? - Чем лиса и собака похожи? (внешнее сходство) Чем отличаются? (домашняя и дикая) - Опишите лису, какая она? (рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная) - Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно) Что она делает? (подкрадывается, ступает неслышно) - А когда лиса увидев охотников, убегает, как еще можно сказать, что она делает?(удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится) - Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая? (белка, собака, кошка) - А про кого можно сказать рыжий пушистый? (бельчонок, котенок, щенок, лисенок) |
- Сейчас я вам прочитаю сказку «Петух и собака» - Понравилась вам сказка? - О чем говорится в этой сказке? С чего все началось? Где остановились на ночлег петух и собака? (Петух взлетел на сук. Собака залезла в дупло) - Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? («И перышки то какие красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий!») - Как она с ним разговаривала? (ласково, хитро) - Что петух ответил лисе? (Ему нельзя одному идти, у него товарищ, он ночует в дупле). - Чем закончилась сказка? (Лиса кинулась в дупло, а собака ее цап и поймала) Хорошо, молодцы, а сейчас мы с вами немножко отдохнем, давайте сходим в парк погулять |
Показ физкультминутки "Зимняя прогулка" Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (махи руками), А потом с горы катились (волнообразные движения руками), Веселились и резвились (прыжки). В Вику кинули снежком (произвольные движения), В Рому кинули снежком, В Мишу кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой)- Побежим скорей домой (возвращаемся на места)! |
- А сейчас я еще раз прочитаю сказку, а вы постарайтесь запомнить ее |
- А сейчас мы перескажем эту сказку по ролям. (Автор, собака, петух, лиса) - Когда будете рассказывать сказку, голосом передайте, как лиса ласково разговаривала с петухом, а петух не дал себя обмануть. Оценивая рассказы детей, обратить внимание на то, насколько полно ребята воспроизвели содержание сказки, как они интонационно передали разговор лисы и петуха. - Чья роль вам понравилась больше и почему? (Ребята рассказали последовательно, от начала до конца, все герои по - своему сыграли свою роль, нашли нужные слова, интонацию, чтобы передать характер своего героя) |
Появляется собака из театра бибабо - Здравствуйте ребята - Ребята, к нам пришла необыкновенная собака. Она умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов. Спросите правильно, собака вам ответит. - Собака отвечает: «У меня один хвост» и т. д. Если ребенок неправильно образовал форму слова, собака молчит. Воспитатель поощряет ребенка, чтобы он образовал форму верно: ртов, бровей, ушей и т. д. (Как сказать правильно по – другому?») Собака хвалит за правильные вопросы детей (молодцы ребята, вы правильно задавали вопросы), - А какую сказку вы сегодня пересказывали? - А вам понравилась сказка? - А чем она вам понравилась? Как здорово, я слышала. Старались, какие вы все молодцы. И всем артистам и слушателям я приготовила сюрприз. Угощает, прощается с ребятами |
Конспект непосредственно – организованной деятельности по освоению образовательной области «Коммуникация» в старшей группе
Тема: Пересказ сказки «Петух и собака»
Цель: Развивать интерес к пересказыванию русских народных сказок
Задачи:
- учить детей выразительно передавать диалог действующих лиц при пересказе сказки без наводящих вопросов воспитателя
- учить подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным (лиса, собака)
- развивать умение использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения при пересказе; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде; закреплять знания об окончаниях прилагательных мужского, женского и среднего рода, закреплять умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных
- воспитывать положительные чувства: доброты, взаимопомощи и дружбы.
Пространственно – временной ресурс: 25 - 30 мин
Оборудование: собака из театра бибабо, маски животных, картинки к сказке.
Предварительная работа: выставка игрушек и книг, собаки и лисицы; наблюдения за собаками; беседа о животных
Планируемый результат
Знают | Умеют | Проявляют отношение |
Жанр русской народной сказки; Знают повадки и характер животных, называют клички, называют детенышей животных; Дают описания животных; могут дать оценку пересказам других детей; имеют представление о находчивости и взаимопомощи | Различают домашних и диких животных; умеют отгадывать загадки; понимают содержание сказки; определяют характер героев; используют интонационную выразительность в передаче диалогов персонажей | Эмоционально откликаются на содержание сказки, обращаются к личному опыту в описании животных; Проявляют любознательность и активность при характеристике героев, согласовывают между собой роли |
Ход занятия:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводно-организационный, 4 мин | - Ребята, посмотрите, как много у нас гостей. Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. - Ребята послушайте загадку: Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака.) - Собаки – наши друзья И сегодня на занятии наши любимые игрушки – вместе с нами. - Какие бывают собаки? (большие, маленькие, мохнатые, черные, пятнистые, пограничные, пожарные, сторожевые) - А по характеру какие бывают собаки?(добрые, злые,верные) - Кто такой щенок? (детеныш собаки) - А что умеют делать собаки? (лаять, сторожить, бегать, прыгать) - Посмотрите на картинки и скажите, какие собаки помогают человеку? (пограничные, пожарные, сторожевые, полицейские) - А как зовут ваших любимых собак? - А теперь послушайте другую загадку. Хвост пушистый Мех золотистый В лесу живет В деревне кур крадет. (Лиса) - Почему вы думаете, что это лиса? - Чем лиса и собака похожи? (внешнее сходство) Чем отличаются? (домашняя и дикая) - Опишите лису, какая она? (рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная) - Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно) Что она делает? (подкрадывается, ступает неслышно) - А когда лиса увидев охотников, убегает, как еще можно сказать, что она делает?(удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится) - Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая? (белка, собака, кошка) - А про кого можно сказать рыжий пушистый? (бельчонок, котенок, щенок, лисенок) | Здороваются и улыбаются Занимают свои места, отгадывают загадку, отвечают на вопросы Отгадывают загадки, отвечают на проблемные вопросы |
Восприятие и усвоение нового Слушание и беседа по сказке «Петух и собака» 4 мин | - Сейчас я вам прочитаю сказку «Петух и собака» - Понравилась вам сказка? - О чем говорится в этой сказке? С чего все началось? Где остановились на ночлег петух и собака? (Петух взлетел на сук. Собака залезла в дупло) - Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? («И перышки то какие красивые, и гребень – то какой красивый, и голос – то какой звонкий!») - Как она с ним разговаривала? (ласково, хитро) - Что петух ответил лисе? (Ему нельзя одному идти, у него товарищ, он ночует в дупле). - Чем закончилась сказка? (Лиса кинулась в дупло, а собака ее цап и поймала) | Слушают внимательно до конца, осознают содержание Беседа по вопросам сказки |
Динамическая пауза 1 мин | Показ физкультминутки "Зимняя прогулка" Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (махи руками), А потом с горы катились (волнообразные движения руками), Веселились и резвились (прыжки). В Вику кинули снежком (произвольные движения), В Рому кинули снежком, В Мишу кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой)- Побежим скорей домой (возвращаемся на места)! | Выполнение игровых упражнений |
2 мин | - А сейчас я еще раз прочитаю сказку, а вы постарайтесь запомнить ее | Слушают, запоминают |
Самостоятельная деятельность 14 мин | - А сейчас мы перескажем эту сказку по ролям. (Автор, собака, петух, лиса) - Когда будете рассказывать сказку, голосом передайте, как лиса ласково разговаривала с петухом, а петух не дал себя обмануть. Оценивая рассказы детей, обратить внимание на то, насколько полно ребята воспроизвели содержание сказки, как они интонационно передали разговор лисы и петуха. - Чья роль вам понравилась больше и почему? (Ребята рассказали последовательно, от начала до конца, все герои по - своему сыграли свою роль, нашли нужные слова, интонацию, чтобы передать характер своего героя) | Театрализация сказки |
Заключительный этап Рефлексия 5 мин | Появляется собака из театра бибабо - Здравствуйте ребята - Ребята, к нам пришла необыкновенная собака. Она умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов. Спросите правильно, собака вам ответит. - Собака отвечает: «У меня один хвост» и т. д. Если ребенок неправильно образовал форму слова, собака молчит. Воспитатель поощряет ребенка, чтобы он образовал форму верно: ртов, бровей, ушей и т. д. (Как сказать правильно по – другому?») Собака хвалит за правильные вопросы детей (молодцы ребята, вы правильно задавали вопросы), - А какую сказку вы сегодня пересказывали? - А вам понравилась сказка? - А чем она вам понравилась? Как здорово, я слышала. Какие вы все молодцы. И всем артистам и слушателям я приготовила сюрприз. Угощает, прощается с ребятами | Обращаются к собаке с вопросами. Высказываются по поводу своего эмоционального состояния Отвечают на вопросы, принимают угощение, прощаются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательных областей "Познание"и "Коммуникация"
Данная технологическая карта позволяет легко и с удовольствием провести НОД во второй младшей группе. Структура подобрана таким образом, что позволяет отразить основные моменты планирования деятельнос...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области "Коммуникация" по теме "В гостях у бабушки Иры" во второй младшей группе.
Развлечение во второй младшей группе "В гостях у бабушки Иры"...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста Тема: «Птицы на нашей кормушке»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста тема: «Птицы на на...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура» для детей 2 младшей группы. «Репка».
Используемые технологии:· Технологии по образовательной и изобразительной деятельност...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)
Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе с элементами экспериментирования.Тема: «Мыльные забавы»
Цель: Формировать активные поисковые действия, с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность....