Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Коммуникация», старшая группа
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Филимонова Оксана Владимировна

Пересказ сказки "Петух и собака". 

Развивать интерес к пересказыванию русских народных сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению

                                                                 образовательной области «Коммуникация»

МДОУ «ЦРР – д/с «Улыбка»

Старшая группа «Колокольчик»

Воспитатель: Филимонова Оксана Владимировна

Тема: Пересказ сказки «Петух и собака»

Цель: Развивать интерес к пересказыванию русских народных сказок

Задачи:

  1. учить детей выразительно передавать диалог действующих лиц при пересказе сказки без наводящих вопросов воспитателя
  2. учить подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным (лиса, собака)
  3. развивать умение использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения при пересказе; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде; закреплять знания об окончаниях прилагательных мужского, женского и среднего рода, закреплять умение образовывать формы родительного  падежа множественного числа существительных
  4. воспитывать положительные чувства: доброты, взаимопомощи и дружбы

Предварительная работа: выставка игрушек и книг, собаки и лисицы; наблюдения за собаками; беседа о животных

                                                                                     Планируемый результат

Знают

Умеют

Проявляют отношение

Жанр русской народной сказки;

Знают повадки и характер животных, называют клички, называют детенышей животных;

Дают описания животных;  могут дать оценку пересказам других детей; имеют представление о находчивости и взаимопомощи

Различают домашних и диких животных;

умеют отгадывать загадки;

понимают содержание сказки;

определяют характер героев;

используют интонационную выразительность в передаче диалогов персонажей

Эмоционально откликаются на содержание сказки, обращаются к личному опыту в описании животных;

Проявляют любознательность и активность при характеристике героев, согласовывают между собой роли

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности

Результат

1

2

3

4

5

6

Вводно-организационный,

4 мин

Создание положительного эмоционального настроя

Привлечь внимание детей

- Ребята, посмотрите, как много у нас гостей.

Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу.

- Ребята  послушайте загадку:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака.)

- Собаки – наши друзья

 И сегодня на занятии наши любимые игрушки – вместе с нами.

- Какие бывают собаки? (большие, маленькие, мохнатые, черные, пятнистые,  пограничные, пожарные, сторожевые)

- А по характеру какие бывают собаки?(добрые, злые, верные)

- Кто такой щенок? (детеныш собаки)

- А что умеют делать собаки? (лаять, сторожить, бегать)

- Посмотрите на картинки и скажите, какие собаки помогают человеку? (пограничные, пожарные, сторожевые, полицейские) 

- А как зовут ваших любимых собак?

- А теперь послушайте другую загадку.

Хвост пушистый

Мех золотистый

В лесу живет

В деревне кур крадет. (Лиса)

- Почему вы думаете, что это лиса?

- Чем лиса и собака похожи? (внешнее сходство) Чем отличаются? (домашняя и дикая)

- Опишите лису, какая она?

(рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно) Что она делает? (подкрадывается, ступает неслышно)

- А когда лиса увидев охотников, убегает, как еще можно сказать, что она делает?(удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится)

- Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая? (белка, собака, кошка)

- А про кого можно сказать рыжий пушистый? (бельчонок, котенок, щенок, лисенок)

Здороваются и улыбаются


Занимают свои места, отгадывают загадку, отвечают на вопросы





Отгадывают загадки, отвечают на проблемные  вопросы











Называют клички

Элемент психогимнастики








 Наводящие вопросы, сюжетные картинки, игровые упражнения,  рассматривание выставки игрушек и фотографий

Психологическая готовность


Привлечение произвольного внимания























Личная мотивация



Восприятие и усвоение нового

Слушание  и беседа по сказке «Петух и собака»


Внимательно слушать, эмоционально воспринимать содержание

- Сейчас я вам прочитаю сказку «Петух и собака»

- Понравилась вам сказка?

- О чем говорится в этой сказке? С чего все началось?  Где остановились на ночлег петух и собака? (Петух взлетел на сук. Собака залезла в дупло)

- Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? («И перышки то какие красивые, и гребень – то какой красивый, и голос – то какой звонкий!»)

- Как она с ним разговаривала? (ласково, хитро)

- Что петух ответил лисе? (Ему нельзя одному идти, у него товарищ, он ночует в дупле).

- Чем закончилась сказка?

(Лиса кинулась в дупло, а собака ее цап и поймала)


Слушают внимательно до конца, осознают содержание


Вопросы по теме сказки, по содержанию, описательные вопросы


















Осознанное представление о лести, находчивости, взаимопомощи

Любознательность и активность

Динамическая пауза

Предупреждение утомляемости

Показ физкультминутки

"Зимняя прогулка"          Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Вику кинули снежком (произвольные движения),

В Рому кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)

Выполнение игровых упражнений

Игровой прием

Эмоциональная и физическая разрядка



- А сейчас я еще раз прочитаю сказку, а вы  постарайтесь запомнить ее

Слушают, запоминают

Внесение сюжетной картинки

Повторное чтение сказки

Мотивация на деятельность

Самостоятельная деятельность

Учить последовательно пересказывать, эмоционально  передавать диалог действующих лиц

- А сейчас мы перескажем эту сказку по ролям. (Автор, собака, петух, лиса)

- Когда будете рассказывать сказку, голосом передайте, как лиса ласково разговаривала с петухом, а петух не дал себя обмануть.

Оценивая рассказы детей, обратить внимание на то, насколько полно ребята воспроизвели содержание сказки, как они интонационно передали разговор лисы и петуха.

- Чья роль вам понравилась больше и почему?

(Ребята рассказали последовательно, от начала до конца, все герои по - своему сыграли свою роль, нашли нужные слова, интонацию, чтобы передать характер своего героя)

Театрализация сказки

Распределение ролей, внесение масок персонажей

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса







Оценка творчества детей






















Заключительный этап

Рефлексия 5 мин

 Закреплять умение образовывать формы родительного  падежа множественного числа существительных









Подведение итогов деятельности

Появляется собака  из театра бибабо

- Здравствуйте ребята

- Ребята, к нам пришла необыкновенная собака. Она умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов. Спросите правильно, собака вам ответит.

- Собака отвечает: «У меня один хвост» и т. д.

Если ребенок неправильно образовал форму слова, собака молчит. Воспитатель поощряет ребенка, чтобы он образовал форму верно: ртов, бровей, ушей и т. д.

(Как сказать правильно по – другому?»)

Собака  хвалит за правильные вопросы детей, спрашивает:

 - А какую сказку вы сегодня пересказывали?  А вам понравилась сказка? Чем она вам понравилась? Как здорово, я слышала. Какие вы все молодцы.

Всем артистам и слушателям я приготовила сюрприз

Угощает, прощается с ребятами.

Обращаются к собаке с вопросами. Высказываются по поводу своего эмоционального состояния













Отвечают на вопрос, принимают угощение, прощаются.




Игровой прием, индивидуальные вопросы, сюрпризный  момент
















Беседа, обсуждение

Интерес и активность в выполнении задания

















Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Петух да собака (русская народная сказка)

Жил старичок со старушкой, и жили они в большой бедности. Всех животов у них только и было, что петух и собака, да и тех они плохо кормили. Вот собака и говорит петуху:

- Давай, брат Петька, уйдем в лес: здесь нам житье плохое.

- Уйдем, - говорит петух, - хуже не будет.

Вот и пошли они куда глаза глядят. Пробродили целый день; стало смеркаться - пора на ночлег приставать. Сошли они с дороги в лес и выбрали большое дуплистое дерево. Петух взлетел на сук, собака залезла в дупло и - заснули.

Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: «Ку-ку-ре-ку!» Услыхала петуха лиса; захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:

- Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и перышки-то какие красивые, и гребень-то какой красный, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.

- А за каким делом? - спрашивает петух.

- Пойдем ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

«Вот какое счастье привалило! - подумала лиса. - Вместо одного петуха будет два».

- Где же твой товарищ? - спрашивает она. - Я и его в гости позову.

- Там, в дупле ночует, - отвечает петух.

Лиса кинулась в дупло, а собака ее за морду - цап!.. И поймала.

- Ребята, посмотрите, как много у нас гостей.

Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу.

- Ребята  послушайте загадку:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака.)

- Собаки – наши друзья

 И сегодня на занятии наши любимые игрушки – вместе с нами.

- Какие бывают собаки? (большие, маленькие, мохнатые, черные, пятнистые,  пограничные, пожарные, сторожевые)

- А по характеру какие бывают собаки?(добрые, злые,верные)

- Кто такой щенок? (детеныш собаки)

- А что умеют делать собаки? (лаять, сторожить, бегать, прыгать)

- Посмотрите на картинки и скажите, какие собаки помогают человеку? (пограничные, пожарные, сторожевые, полицейские) 

- А как зовут ваших любимых собак?

- А теперь послушайте другую загадку.

Хвост пушистый

Мех золотистый

В лесу живет

В деревне кур крадет. (Лиса)

- Почему вы думаете, что это лиса?

- Чем лиса и собака похожи? (внешнее сходство) Чем отличаются? (домашняя и дикая)

- Опишите лису, какая она?

(рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно) Что она делает? (подкрадывается, ступает неслышно)

- А когда лиса увидев охотников, убегает, как еще можно сказать, что она делает?(удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится)

- Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая? (белка, собака, кошка)

- А про кого можно сказать рыжий пушистый? (бельчонок, котенок, щенок, лисенок)

- Сейчас я вам прочитаю сказку «Петух и собака»

- Понравилась вам сказка?

- О чем говорится в этой сказке? С чего все началось?  Где остановились на ночлег петух и собака? (Петух взлетел на сук. Собака залезла в дупло)

- Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? («И перышки то какие красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий!»)

- Как она с ним разговаривала? (ласково, хитро)

- Что петух ответил лисе? (Ему нельзя одному идти, у него товарищ, он ночует в дупле).

- Чем закончилась сказка?

(Лиса кинулась в дупло, а собака ее цап и поймала)

Хорошо, молодцы, а сейчас мы с вами немножко отдохнем, давайте сходим в парк погулять

Показ физкультминутки

"Зимняя прогулка" Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Вику кинули снежком (произвольные движения),

В Рому кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

- А сейчас я еще раз прочитаю сказку, а вы  постарайтесь запомнить ее

- А сейчас мы перескажем эту сказку по ролям. (Автор, собака, петух, лиса)

- Когда будете рассказывать сказку, голосом передайте, как лиса ласково разговаривала с петухом, а петух не дал себя обмануть.

Оценивая рассказы детей, обратить внимание на то, насколько полно ребята воспроизвели содержание сказки, как они интонационно передали разговор лисы и петуха.

- Чья роль вам понравилась больше и почему?

(Ребята рассказали последовательно, от начала до конца, все герои по - своему сыграли свою роль, нашли нужные слова, интонацию, чтобы передать характер своего героя)

Появляется собака  из театра бибабо

- Здравствуйте ребята

- Ребята, к нам пришла необыкновенная собака. Она умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов. Спросите правильно, собака вам ответит.

- Собака отвечает: «У меня один хвост» и т. д.

Если ребенок неправильно образовал форму слова, собака молчит. Воспитатель поощряет ребенка, чтобы он образовал форму верно: ртов, бровей, ушей и т. д.

(Как сказать правильно по – другому?»)

Собака  хвалит за правильные вопросы детей (молодцы ребята, вы правильно задавали вопросы),

- А какую сказку  вы сегодня пересказывали?  - А вам понравилась сказка?  - А чем она вам понравилась?

Как здорово, я слышала. Старались,  какие вы все молодцы.

И всем артистам и слушателям я приготовила сюрприз. Угощает, прощается с ребятами

                         

                          

                                     

Конспект непосредственно – организованной деятельности по освоению образовательной области «Коммуникация» в старшей группе

Тема:  Пересказ сказки «Петух и собака»

Цель: Развивать интерес к пересказыванию русских народных сказок

Задачи:

  1. учить детей выразительно передавать диалог действующих лиц при пересказе сказки без наводящих вопросов воспитателя
  1. учить подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным (лиса, собака)
  2. развивать умение использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения при пересказе; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде; закреплять знания об окончаниях прилагательных мужского, женского и среднего рода, закреплять умение образовывать формы родительного  падежа множественного числа существительных
  3. воспитывать  положительные чувства: доброты, взаимопомощи и дружбы.

Пространственно – временной ресурс: 25 - 30 мин

Оборудование: собака из театра бибабо, маски животных, картинки к сказке.

Предварительная работа: выставка игрушек и книг, собаки и лисицы; наблюдения за собаками; беседа о животных

Планируемый результат

        Знают

            Умеют

Проявляют отношение

Жанр русской народной сказки;

Знают повадки и характер животных, называют клички, называют детенышей животных;

Дают описания животных;  могут дать оценку пересказам других детей; имеют представление о находчивости и взаимопомощи

Различают домашних и диких животных;

умеют отгадывать загадки;

понимают содержание сказки;

определяют характер героев;

используют интонационную выразительность в передаче диалогов персонажей

Эмоционально откликаются на содержание сказки, обращаются к личному опыту в описании животных;

Проявляют любознательность и активность при характеристике героев, согласовывают между собой роли

                                                   

Ход занятия:

Этапы

                Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводно-организационный,

4 мин

- Ребята, посмотрите, как много у нас гостей.

Давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу.

- Ребята  послушайте загадку:

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака.)

- Собаки – наши друзья

 И сегодня на занятии наши любимые игрушки – вместе с нами.

- Какие бывают собаки? (большие, маленькие, мохнатые, черные, пятнистые,  пограничные, пожарные, сторожевые)

- А по характеру какие бывают собаки?(добрые, злые,верные)

- Кто такой щенок? (детеныш собаки)

- А что умеют делать собаки? (лаять, сторожить, бегать, прыгать)

- Посмотрите на картинки и скажите, какие собаки помогают человеку? (пограничные, пожарные, сторожевые, полицейские) 

- А как зовут ваших любимых собак?

- А теперь послушайте другую загадку.

Хвост пушистый

Мех золотистый

В лесу живет

В деревне кур крадет. (Лиса)

- Почему вы думаете, что это лиса?

- Чем лиса и собака похожи? (внешнее сходство) Чем отличаются? (домашняя и дикая)

- Опишите лису, какая она?

(рыжая, пушистая, хитрая, ловкая, осторожная)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (тихо, неслышно) Что она делает? (подкрадывается, ступает неслышно)

- А когда лиса увидев охотников, убегает, как еще можно сказать, что она делает?(удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится)

- Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая? (белка, собака, кошка)

- А про кого можно сказать рыжий пушистый? (бельчонок, котенок, щенок, лисенок)

Здороваются и улыбаются


Занимают свои места, отгадывают загадку, отвечают на вопросы


















Отгадывают загадки, отвечают на проблемные  вопросы


Восприятие и усвоение нового

Слушание  и беседа по сказке «Петух и собака»

4 мин

- Сейчас я вам прочитаю сказку «Петух и собака»

- Понравилась вам сказка?

- О чем говорится в этой сказке? С чего все началось?  Где остановились на ночлег петух и собака? (Петух взлетел на сук. Собака залезла в дупло)

- Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? («И перышки то какие красивые, и гребень – то какой красивый, и голос – то какой звонкий!»)

- Как она с ним разговаривала? (ласково, хитро)

- Что петух ответил лисе? (Ему нельзя одному идти, у него товарищ, он ночует в дупле).

- Чем закончилась сказка?

(Лиса кинулась в дупло, а собака ее цап и поймала)


Слушают внимательно до конца, осознают содержание

Беседа по вопросам сказки

Динамическая пауза

1 мин

Показ физкультминутки

"Зимняя прогулка"          Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

Там снеговика лепили (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

Веселились и резвились (прыжки).

В Вику кинули снежком (произвольные движения),

В Рому кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)-

Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Выполнение игровых упражнений

2 мин

- А сейчас я еще раз прочитаю сказку, а вы  постарайтесь запомнить ее

Слушают, запоминают

Самостоятельная деятельность

14 мин

- А сейчас мы перескажем эту сказку по ролям. (Автор, собака, петух, лиса)

- Когда будете рассказывать сказку, голосом передайте, как лиса ласково разговаривала с петухом, а петух не дал себя обмануть.

Оценивая рассказы детей, обратить внимание на то, насколько полно ребята воспроизвели содержание сказки, как они интонационно передали разговор лисы и петуха.

- Чья роль вам понравилась больше и почему?

(Ребята рассказали последовательно, от начала до конца, все герои по - своему сыграли свою роль, нашли нужные слова, интонацию, чтобы передать характер своего героя)

Театрализация сказки















Заключительный этап

Рефлексия

 5 мин

Появляется собака  из театра бибабо

- Здравствуйте ребята

- Ребята, к нам пришла необыкновенная собака. Она умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов. Спросите правильно, собака вам ответит.

- Собака отвечает: «У меня один хвост» и т. д.

Если ребенок неправильно образовал форму слова, собака молчит. Воспитатель поощряет ребенка, чтобы он образовал форму верно: ртов, бровей, ушей и т. д.

(Как сказать правильно по – другому?»)

Собака  хвалит за правильные вопросы детей (молодцы ребята, вы правильно задавали вопросы),

- А какую сказку  вы сегодня пересказывали?  - А вам понравилась сказка?  - А чем она вам понравилась?

Как здорово, я слышала. Какие вы все молодцы.

И всем артистам и слушателям я приготовила сюрприз. Угощает, прощается с ребятами

Обращаются к собаке с вопросами.      



Высказываются по поводу своего эмоционального состояния









Отвечают на вопросы,  принимают угощение, прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательных областей "Познание"и "Коммуникация"

Данная технологическая карта позволяет легко и с удовольствием провести НОД во второй младшей группе. Структура подобрана таким образом, что позволяет отразить основные моменты планирования деятельнос...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста Тема: «Птицы на нашей кормушке»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста тема: «Птицы на на...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)

Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе с элементами экспериментирования.Тема: «Мыльные забавы»

Цель:  Формировать активные поисковые действия, с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность....