Интеграционное занятие по развитию речи "В сказочном лесу"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Грабовец Нина Васильевна

 

Развитие образности речи с помощью лексических и грамматических упражнений, обучение подбору к словам антонимов, синонимов; обогащение словаря эпитетами, сравнениями, фразеологизмами; развивитие интонационной выразительности речи; формирование культуры речи (активизация использования вежливых слов и выражений, воспитание интереса к языковому богатству).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение г. Москвы

детский сад № 800

Конспект

интегрированного занятия

по развитию речи

для воспитателей детского сада

и родителей группы.

Тема: «В сказочном лесу»

Проведено 14 ноября 2010 г.

Составила и провела воспитатель

Грабовец Н. В.

Цель. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, учить подбирать к словам антонимы, синонимы; обогащать словарь эпитетами, сравнениями, фразеологизмами; развивать интонационную выразительность речи; формировать культуру речи (активизировать использование вежливых слов и выражений, воспитывать интерес к языковому богатству).

Материалы и оборудование.  Шапочки лесных животных, избушка Бабы-Яги, «ручеёк», шишка, детали «мостика», деревья, пенёк, чугунок.

Ход занятия. Дети стоят у входа в музыкальный зал (на некоторых шапочки лесных животных), который оформлен как сказочный лес (деревья, ручей, избушка на курьих ножках и т. п.). Звучит волшебная музыка.

Воспитатель. Вы любите сказки? (Да). Хотите попасть в неё? (Да). Тогда повторяте за мной:

Здравствуй, мудрая страна,

Что отсюда не видна!

Явись ниоткуда,

Пусть свершится чудо!

Встань на пути,

Нас к себе впусти!

Дети входят в зал, осматриваются.

Воспитатель. Что это? Куда мы попали? (В сказочный лес). А кто живёт в лесу? (Ответы). Вот я вижу лису, белочку, ёжика, медведя, волка, зайца. Давайте послушаем, о чём они говорят.

Диалоги сказочных зверей.

Лиса.

Был бы, ёж, ты хорош,

Только в лапы не возьмёшь.

Ёж.

Не хорош? Ну и что ж...

Без иголок я не ёж.

Белочка.

Зайчик, зайчик, где ты был?

Зайчик.

Я на речке хвостик мыл.

Вымыл, вымыл да упал,

Снова хвостик замарал!

Ёж. Ты куда идёшь, медведь?

Медведь. Да на пчёлок поглядеть.

Ёж. А зачем несёшь бачок?

Медведь. Так... Повешу на сучок.

Зайчик. Белка, где твой склад грибов?

Белочка. По карманам у дубов!

Зайчик. Где домишко твой?

Белочка. В сосне.

Зайчик. А постель?

Белочка. Постель на мне.

Воспитатель. Мы приглашаем вас, зверята, на прогулку по лесу. (Идём по лесу, садимся). Дети, а вы любите, когда вам читают книги? Какие произведения мы с вами читали на занятиях, в свободное время? (Сказки, рассказы, стихи, считалки, потешки). Тогда вам не трудно будет догадаться, о каких литературных героях я буду говорить.

Договаривайте за мной:

Дядя (Стёпа)

Доктор (Айболит)

Князь (Гвидон, Владимир)

Царь (Салтан)

Царевна (Лягушка)

Иван (Царевич)

Илья (Муромец)

Финист (Ясный Сокол)

Мальчик (С пальчик)

Папа (Карло)

Девочка (Снегурочка)

Воспитатель. А кто ещё живёт в сказочном лесу? (Леший, Баба Яга, Кикимора). Ребята, а вы не испугаетесь, если мы кого-нибудь из них встретим? (Нет).

Баба Яга. А я давненько за вами подсматриваю. Чего надо? (Мы пришли сказочный лес посмотреть).

Баба Яга. Ага! В гости, значит, пожаловали! И не боитесь? (Нет).

Воспитатель. Вы узнали, кто это? (Ответы). Давайте поздороваемся с Бабой Ягой (Здороваются).

       Баба Яга. Ну, здравствуйте, здравствуйте! Ишь, какие вежливые! И много вы слов таких знаете? Или только одно?

Воспитатель. Наши дети много вежливых слов знают!

Баба Яга. Ну что ж, если хотите ко мне в сказочный лес войти, придётся через глубокий ручей мостик из вежливых слов построить, а я посмотрю, как это у вас получится.

Игровая ситуация «Дорожка вежливых слов».

Баба Яга выдаёт по одной дощечке за каждое вежливое слово, дети с помощью воспитателя выкладывают мостик через «ручей»,  проходят на «полянку», где перед избушкой полукругом стоят стульчики, в стороне — фланелеграф.

Баба Яга. Ладно, ладно, молодцы. Много хороших слов знаете. Я тоже постараюсь их запомнить на всякий случай. Так и быть, проходите, присаживайтесь. А вы в лес — то не боитесь ходить? (Нет).

Воспитатель. Мы и пословицы про храбрость знаем. («Волков бояться — в лес не ходить», «Смелость города берёт», «Трус и таракана принимает за великана» и др.)

Ой — ой — ой, какие умные! И что это такое — пословица? С чем её едят?

Дети. Это короткое высказывание, которое нас чему-то учит, даёт совет. Оно известно многим людям. Пословицы придумывает народ, они передаются из уст в уста, от человека к человеку.

Воспитатель. Дети, назовите пословицы и объясните, чему они учат?

Лексическое упражнение «Назови и объясни пословицу»

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (учит быть трудолюбивым)

Ученье — свет, а неученье — тьма. (чтобы жить лучше, нужно многое знать, многому учиться)

Любишь кататься — люби и саночки возить. (о трудолюбии)

Терпенье и труд всё перетрут (о необходимости преодолевать трудности)

Семь раз отмерь, один раз отрежь (прежде чем что-то сделать или сказать, надо всё хорошо обдумать)

Воспитатель. Да, много вы пословиц знаете, да какие все умные пословицы! А сказки любите? (Да). Сейчас проверим. Скажите, кто сказки сочиняет? (Народ, писатель). А почему вы их любите?Что в них хорошего? (В них много приключений, волшебства, и добро всегда побеждает зло).

Баба Яга. Ох, засиделась я с вами, все ноги затекли. Выходите-ка на полянку, косточки разомнём.

Динамическая пауза

В тёмном лесе есть избушка,

Встала задом наперёд.

В той избушке есть старушка -

Бабушка Яга живёт.

(Дети хороводом идут по кругу, поворачиваются сначала спиной к центру круга, потом лицом в круге).

Нос крючком, глаза в полоску

И, как уголь, всё горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят!

Ух, сердитая какая! (Показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам, резко выпрямляют пальцы, хмурятся, широко раскрывают пальцы над головой, хмурятся).

И поломана нога,

Не простая — костяная...

Вот вам Бабушка Яга!

(Прыгают на одной ноге, прихрамывают, топают, разводят руки в стороны).

Баба Яга. Да, ничего не скажешь — молодцы! И говорить, и играть умеете! Да уж больно у вас всё красиво да правильно... Я, лесная бабушка, только сегодня добрая, а вообще-то я противная, люблю всё делать наоборот. А ну-ка, где тут моя большая шишка? Я буду говорить слова, а тот, кому я эту шишку дам, должен сказать наоборот. Вот, например, скажу я слово «далеко», а ты ответишь... (близко).

Игра «Наоборот» (подбор антонимов)

Высоко — низко, старый — новый (молодой), сладкий — горький, холодный — горячий, белый — чёрный и др.

Воспитатель.  Дети, нравится вам в сказочном лесу? (Да).

Баба Яга. И мне тоже всё понравилось, только долго быть доброй я не могу!

Воспитатель.  Да что ты, что ты?!

Бабушка Яга, не сердись!

Лучше ты, бабусенька,

Ребятам улыбнись!

Баба Яга. Ой — ой — ой! Как это? Бабусенька... Да меня так ласково ещё никто не называл! А мне это очень — очень понравилось. Давайте-ка ещё разок скажите так же ласково да нежно.

Упражнение «Скажи ласково»

Дети по очереди говорят добрые слова, интонационно подчёркивая их.

Воспитатель.  А ещё мы тебе подарим красивый цветок. Ведь всем известно, что от красоты добреют!

Баба Яга. Ну-ка, ну-ка, что за цветок такой?

Воспитатель. Сейчас мы с ребятами его для тебя вырастим.

Игра «Слово — цвет» (подбор синонимов)

Воспитатель называет цвет, дети по очереди берут лепестки и, давая другое название цвету, собирают цветок на фланеграфе (оранжевый — апельсиновый, светло-синий — васильковый, ярко-зелёный — изумрудный, ярко-красный — алый, тёмно-красный — вишнёвый, коричневый — шоколадный, золотисто-жёлтый — пшеничный, сине-зелёный — цвет морской волны).

Баба Яга. Да, согласна, красивый цветок расцвёл у меня на поляне, редкий! Надо и мне «по амбарам помести, по сусекам поскрести», может, и для вас отыщется что-нибудь на память от Бабушки Яги, гости всё-таки ... Ох, чегой-то я расчувствовалась. (Заходит в свою избушку, достаёт чугунок). Раз, два, три! Чугунок, вари! (внутри чупа-чупсы или другие сладости). Ну, вот и всё. Не поминайте лихом!

Дети. Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи «Сказочный денёк»

Занятие по развитию речи «Сказочный денёк» для детей старшей группы...

Занятие по развитию речи "Сказочный хоровод"

Занятие помогает закрепить,обобщить знания детей  о русских народных сказках....

Занятие для развития речи «В лесу»

Занятие для развития речи «В лесу»...

Интегрированное занятие по развитию речи «Сказочное путешествие»

Интегрированное занятие по развитию речи «Сказочное путешествие»Образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическо...

Занятие по развитию речи «Сказочное путешествие» для детей от 3 до 4 лет

Программное содержание: продолжать учить детей заинтересованно слушать знакомые сказки, стихотворения; называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; читать наизусть небо...

конспект занятия по развитию речи "Сказочные истории"

конспект занятия по развитию речи "Сказочные истории"...

Конспект интеграционного занятия по развитию речи и познавательному развитию в подготовительной группе "Морские обитатели"

Конспект совместной деятельности в соответствие с ФОП ДО по образовательной области «Речевое развитие»: «Морские обитатели»Автор: Гыпылова Е.А., воспитатель (высшая квалификаци...