Презентация "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи"
презентация к занятию (развитие речи, старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В нашем детском саду функционируют две группы для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями в речевом развитии Помещения оформлены в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности для наиболее полной логопедизации педагогического процесса.
Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей. Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.
Многие из коррекционных задач решаются нами совместно. Развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи.
Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.
В основе слаженной работы учителей-логопедов и воспитателей лежат следующие принципы: Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках Взаимопосещение занятий Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы Консультации «Логопедическая гостиная» Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы Взаимодействие логопедов и воспитателей в разработке тем по самообразованию Совместный выпуск газеты для родителей о детях «Семицветик»
Газета освещает события, происходящие в нашем детском саду. Способствует распространению знаний и обмену опытом между участниками коррекционного воспитательно-образовательного процесса.
Тематика бесед «Логопедической гостиной» Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на учебный год. Октябрь. Формирование речевого дыхания. Ноябрь. Использование самомассажа в коррекции речи. Декабрь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей посредством сочинения сказок. Январь . Формирование лексико-грамматических категорий детей посредством дидактических игр. Февраль. Обогащение словаря детей в процессе их социально-эмоционального развития. Март. Совершенствование диалогической речи дошкольников посредством драматизации русских народных сказок. Апрель. Эти трудные звуки. Май. Подведение итогов коррекционной работы.
«Логопедическая гостиная» В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы учитель-логопед знакомит педагогов с перспективным планом, уточняет наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
В рамках «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажных мероприятий. Самомассаж мышц артикуляционного аппарата, предложенный Архиповой Е.Ф., Блыскиной И.В., Микляевой Н.В. позволяет укрепить слабую артикуляцию ребёнка, улучшить кровоснабжение, а в результате позволяет ускорить процесс постановки звуков .
На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только самомассаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук, аурикулы.
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.
Выполнение воспитателями заданий учителя-логопеда в вечернее время В целях наиболее полной логопедизации жизни в наших группах планируем взаимодействие логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями О.Гомзяк. В разработках представлена система, охватывающая все направления коррекции речевых нарушений.
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с № 5 «Семицветик» г. Протвино
« Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы для детей с нарушениями речи»
Учитель - логопед Маркина Ольга Ивановна
Воспитатель логопедической группы
Кондрашова Лариса Николаевна
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя группы для детей
с нарушениями речи
Слайд 1
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.
Слайд 2
В нашем детском саду функционируют две группы для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями в речевом развитии. Занятия проводятся с учетом лексических тем, которые дети проходят с логопедом группы. Воспитатели постоянно пополняют, уточняют и активизируют словарный запас воспитанников, в процессе всех режимных моментов (во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей); систематически контролируют грамматическую правильность речи детей, в течение всего времени общения с воспитанниками.
Для осуществления данной работы, все наши коррекционные группы оснащены логопедическими уголками.
Слайд 3
Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.
Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей.
Слайд 4
Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях.
Слайд 5
Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.
Слайд 6
В основе слаженной работы учителей-логопедов и воспитателей лежат следующие принципы:
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно- педагогического процесса.
- Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми.
- Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
- Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.
Слайд 7
Деятельность учителя-логопеда предусматривает:
- Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
- Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.
- Коррекцию звукопроизношения.
- Развитие фонематического слуха.
- Усвоение норм лексико-грамматических категорий.
- Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.
- Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.
- Коррекцию нарушений слоговой структуры.
- Развитие просодической стороны речи.
- Профилактику нарушений письма и чтения.
- Формирование навыков послогового чтения.
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
Слайд 8
Обязанности работы воспитателей логопедических групп:
- Обследование всех видов детской деятельности, установление соответствия их возрастной норме
- Создание условий, способствующих активизации речи логопатов
- Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программой, а также индивидуальной работы с детьми по заданию логопеда в вечернее время
- Систематический контроль качеством детской речи
- Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала
Слайд 9
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Слайд 10
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп:
- Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
- Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
- Взаимопосещение занятий.
- Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
- Консультации «Логопедическая гостиная».
- Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
- Взаимодействие логопедов и воспитателей в разработке тем по самообразованию.
- Совместный выпуск газеты для родителей о детях «Семицветик».
Слайд 11
Эта газета выпускается каждый квартал. В ней мы рассказываем родителям некоторые теоретические аспекты развития и воспитания ребёнка, помещаем интересные высказывания детей, заметки родителей о семейном воспитании, рассказы воспитателей о жизни детей в группе.
Слайд 12
Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедической гостиной”. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями.
Слайд 13
Тематика бесед «Логопедической гостиной»:
- Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на учебный год.
- Октябрь. Формирование речевого дыхания.
- Ноябрь. Использование самомассажа в коррекции речи.
- Декабрь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей посредством сочинения сказок.
- Январь . Формирование лексико-грамматических категорий детей посредством дидактических игр.
- Февраль. Обогащение словаря детей в процессе их социально-эмоционального развития.
- Март. Совершенствование диалогической речи дошкольников посредством драматизации русских народных сказок.
- Апрель. Эти трудные звуки.
- Май. Подведение итогов коррекционной работы.
Слайд 14
Тематика “Логопедических гостиных” охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы.
Слайд 15
В рамках «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются на практике комплексы массажных мероприятий.
Слайд 16
На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только массаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук, аурикулы. После дневного сна применяется плантарный самомассаж.
Слайд 17
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.
Слайд 18
В вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
Слайд 19
Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Слайд 20
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»
Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осоз...
Проект совместной деятельности учителя-логопеда подготовительной к школе группы с воспитанниками с нарушениями речи "Путешествие в Африку"
В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с спользованием оборудования ООО «ИНТОКС»....
2017г.Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы для детей с нарушениями речи.
Консультация для воспитателей...
Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в коррекционной группе для детей с нарушениями речи
Консультация для родителей...
Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.
В группе дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...
Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".
В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной ...
Выступление на РМО учителей-логопедов: «Формирование мотивации на занятиях у детей с нарушениями речи».
Консультация: «Формирование мотивации на занятиях у детей с нарушениями речи»....