Логоритмика для детей с общим недорозвитием речи
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
В последнее время логоритмика завоевывает все большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Это интереснейшее направление коррекционной работы. Логоритмика это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением. В работе даны рекомендации для проведения игр "Речь с движениями".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логоритмика для дошкольников. Теория и практика. | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи
Составили: Громова Т.Е., Солнцева И.М.
Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие подрастающего поколения – важная задача, в решении которой большую роль играют дошкольные учреждения.
Важную роль в структуре логопедической работы занимает логопедическая гимнастика. Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.
Развитие речи детей, как младшего возраста, так и детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.
С помощью логоритмики создается увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР на логоритмических занятиях раскрепощаются, развитие речи происходит более эффективно, так как слово и музыка, а еще и игра организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, развивает речь, адаптируют к условиям внешней среды.
Логоритмика включает следующие элементы:
- ходьбу различного характера в различных направлениях;
- упражнения, активизирующие слуховое, зрительное внимание, память, воображение;
- песни и стихи, речевые игры, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
-упражнения на развитие координации, общей и мелкой моторики;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, уверенности в себе, смелости, позитивного самоощущения;
-танцевальные движения и партерную гимнастику (упражнения на полу).
-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
На каждом занятии обязательно используются яркие атрибуты: колокольчики, мягкие мячики, ленты и другие мелкие предметы из искусственных и природных материалов, что дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции.
Такие занятия всегда в радость, потому что это всегда игра, всегда доброе общение, сюрпризные моменты, всегда позитивная оценка деятельности каждого из детей. Все это раскрепощает ребенка, и наделяет смыслом сам процесс его участия в занятии.
Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослого, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, развитие психических процессов);
2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Отмечается положительная динамика в качественных изменениях показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей. Параллельно улучшаются показатели развития речи: физиологическое дыхание, фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.
Рекомендации при проведении игр «Речь с движением»
- Необходимо, чтобы слова и фразы сочетались с движениями.
- Обязательно нужно соблюдать паузы (1 - 2) или говорить «ОТДЫХ».
- Выдерживать темп и ритм
- Шаг должен быть согласован с ударной гласной, совпадать с ней.
- Прежде, чем работать с детьми, воспитатель должен сам повторить, проговорить эти игры
- Сначала - показ детям, потом совместные, сопряженные действия с детьми.
- Движения формируются медленнее, чем речь, поэтому речь должна быть несколько замедленна, спешить не надо. Некоторые движения надо показать, а затем выполнять совместно с детьми.
Телеграф
Дидактические задачи: развивать тактильное восприятие, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
Руководство:
Дети отстукивают ритм по спине впереди стоящего ребенка, а последний ребенок прохлопывает в ладоши.
Педагог оценивает результат. Затем все дети прохлопывают ритм и подбирают слова на определенную лексическую тему с данной ритмической структурой.
Загадочная трубочка
Дидактические задачи: продолжать работу над развитием дыхательных функций ребенка: продолжительностью выдоха, экономным расходованием дыхания, выработке тонких тактильных ощущений.
Иrровой материал: у каждого ребенка в руках маленькая пластмассовая трубочка.
Руководство: Игра парная. Один ребенок дует в трубочку на протянутую ладошку другого, стоящего с закрытыми глазами. Струя воздуха обрисовывает на ладони фигуру. Ребенок, получивший тактильное ощущение, должен воспроизвести на ладони своего партнера ту же фигуру. В случае правильного решения, меняются местами. Трубочки индивидуальные.
Говорливый ручеек
Дидактические задачи: развитие творческого воображения, артикуляционной моторики.
Руководство: дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: По камешкам, динь - динь - ДИНЬ. По корягам буль - буль - буль. По осоке ш - ш - ш.
Поющий мяч
Дидактические задачи: развивать координацию движений рук, вырабатывать равномерное, плавное дыхание с помощью заданных педагогом тянущихся звуков определенной высоты ( поющий мяч определяет характер воспроизводимой фонемы).
Игровой материал: мяч
Руководство: дети сидят по кругу на ковре. В руках педагога мяч. Показывая губами или рукой определенную гласную, логопед направляет мяч к одному из сидящих в кругу. Пока мяч катиться, необходимо пропеть звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь.
Замри
Дидактические задачи: учить детей понимать схематическое изображение позы человека. Закреплять умение принимать различные позы, ориентироваться на схематичное изображение.
Игровой материал: карточки со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе.
Руководство: данное игровое упражнение состоит из 2 этапов. На первом этапе ребенок отрабатывает статическую фигуру, запоминает и сравнивает её со схемой. На втором этапе опорным моментом является схема, с которой ребенок копирует фигуру.
Волшебный клубок
Дидактические задачи: развивать слуховое восприятие, продолжительность звучания с помощью зрительных и тактильных ощущений. Учить преодолевать эффект звуковой атаки, активизировать внимание к звуку на всем его протяжении.
Игровой материал: дети держат в руках мягкие шерстяные клубки ниток. Руководство: несколько детей начинают одновременно npопевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот, у кого ниточка окажется длиннее. После того, как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, выкладываются узоры и «озвучиваются» .
Дружные соседи
Дидактические задачи: развивать тактильное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику.
Игровой материал: продукты питания и карточки с их изображением. Руководство: Педагог читает текст:
Стоит лес, - в лесу избушка, а в избушке три медведя.
А у них много соседей:
Зайчик - Побегайчик,
Лисичка - сестричка,
Ёжик - ни головы, ни ножек,
Волчек - серый бочек,
И белочка с волшебной тарелочкой.
В соответствии с текстом выполняются движения - имитация леса, избушки. При перечислении животных дети поочередно загибают пальцы. Угощение можно предложить в виде изображения предмета. Можно наклеить на карточки половинки горошин и дети наощупь определяют, что это такое.
Диснейленд
Дидактические задачи: развивать слуховое внимание, точность координации движений, адекватность восприятия. Игровой материал: небольшие резиновые игрушки.
Руководство: педагог предлагает детям различные резиновые игрушки, изображающие героев любимых сказок. Ребенок должен скопировать позу игрушки, то есть перевоплотиться в выбранный персонаж.
Чудак
Дидактические задачи: развитие речевого и неречевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Руководство: Педагог читает стихотворение
Там на холмах сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк,
Он дует вверх, он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
И кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок или
снежинки, подносит его ко рту каждого ребенка, называя его имя, аккуратно сдувает. Ребенок ловит.
Гречневая куколка
Дидактические задачи: стимулировать кровообращение в кончиках пальцев, снять эмоциональное и мышечное напряжение, повышать речевую активность детей.
Игровой материал: «Гречневая куколка»
Руководство: перебирая пальцами туловище куколки, можно произносить различные стишки:
Вот какие мы большие,
Не малюсенькие,
Вот такие, вот такие,
Вот такусенькие!
Ножки мыли? - Мыли!
Ручки мыли? - Мыли!
Щечки мыли? - мыли!
Все помыли!
И теперь мы чистые, зайчики пушистые!
Пальчиковые игры
Осенние листочки
Осень золотая под зонтом гуляет, Под дождем гуляет – листья собирает: Лист березовый, Кленовый, Вот – рябиновый, дубовый И осиновый – багровый. | Правая рука перед грудью, сжата в кулак – «держит зонтик» Гуляем указательным и средним пальцем левой руки Загибаем поочередно пальцы правой руки на название листочка |
Овощи
Словно красный светофор В огороде помидор. И зеленый огурец – Очень длинный молодец! С грядки мы умеем ловко Дергать рыжую морковку. | Развести полукругом пальцы обеих рук и соеди - нить одноименные пальцы – «помидор». Развести руки в стороны, показывая длину воображаемого огурца. Пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно поднимаем руки – «дергаем морковку» |
Компот
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Левую ладошку – «ковшиком», Указательным пальцем правой руки «мешают». Загибают пальчики по одному, начиная с большего. Имитируют движения. |
Ягоды
1, 2, 3, 4, 5, В лес пойдем мы погулять За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем. | Пальчики обеих рук «здороваются, начиная с больших. Обе руки «идут» пальчиками по столу. Загибают пальчики, начиная с больших. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по логопедии для старшей и поготовительной групп с общим недорозвитием речи (III уровень)
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соот...
Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...
ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ...
Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня.
У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнен...
СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ К ШКОЛЕ
Проблема готовности детей с общим недоразвитием речи к школе считается одной из важных проблем не только для социальных педагогов и психологов, но и для социума в целом. Полноценное развитие личности ...
Консультация для родителей :" Формирование готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недорозвитие речи."
Консультация для родителей: " Формирование готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"....