СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ К ШКОЛЕ
статья (старшая группа)

Антышева Алина Андреевна

Проблема готовности детей с общим недоразвитием речи к школе считается одной из важных проблем не только для социальных педагогов и психологов, но и для социума в целом. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. С каждым годом все больше детей с общим недоразвитием речи, которым нужна педагогическая, логопедическая, психологическая помощь для успешного поступления в школу. Увеличение количества детей, предрасположенных к дефектам речи, выдвигают на первый план задачу исследования этой проблемы. Исследование социально педагогических аспектов подготовки детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте является важным моментом, так как в этот период наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивами активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Антышева Алина Андреевна (воспитатель)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 Приморского района Санкт-Петербурга

СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ К ШКОЛЕ

Аннотация: в современных условиях функционирования системы образования вопросы подготовки детей к школе выходят на уровень актуальных социально-педагогических проблем.

Проблема готовности детей с общим недоразвитием речи к школе считается одной из важных проблем не только для социальных педагогов и психологов, но и для социума в целом. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. С каждым годом все больше детей с общим недоразвитием речи, которым нужна педагогическая, логопедическая, психологическая помощь для успешного поступления в школу. Увеличение количества детей, предрасположенных к дефектам речи, выдвигают на первый план задачу исследования этой проблемы. Исследование социально педагогических аспектов подготовки детей с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте является важным моментом, так как в этот период наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивами активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. 

У детей с задержкой речи отмечаются как общие, так и специфические особенности речевого развития. Прежде всего, это нарушения коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно сказываются на становлении его самосознания. 
          Психическое здоровье ребенка, в том числе и развитие у него полноценной речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи. Важным условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между специалистами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Поэтому социально-педагогическая деятельность с детьми с ОНР требует комплексного подхода, когда специальные приемы, средства, мероприятия органично вплетаются в систему воспитания и обучения в целом. И, конечно, в первую очередь важна работа с семьей по повышению культурного и педагогического уровня родителей, так как ситуация недостаточного взаимодействия между членами семьи является одной из причин возникновения задержки речевого развития. Одним из основных моментов профилактической работы считается выработка в процессе коллективного обсуждения с воспитателями, логопедами и родителями наилучшей тактики взаимодействия ребёнка с семьей и дошкольной образовательной организации: поиск, нахождение и разработка социально педагогических аспектов для подготовки детей с ОНР к школе.

План мероприятий должен быть разработан совместно с логопедами дошкольного учреждения. В приложение будут входить психогимнастические упражнения, тренинги, занятия, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-упражнения, консультации, мастер-классы, дискуссии, конкурсы, развлечения, беседы. Основная роль в мероприятиях отводится играм, т.к. это основной вид деятельности дошкольников.

Список литературы

Венгер А.Л., Бугрименко Е.А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? // Начальная школа. - 2002. - № 6. - С.7-12

Выготский Л.С. Вопрос детской психологии. - М.: АСТ, 1997. - 224 с.

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучения – Москва: МГППУ, 2002г.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.

Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика для детей с общим недорозвитием речи

В последнее время логоритмика завоевывает все большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений. Это интереснейшее направление коррекционной работы. Логоритмика это движения, которые сочетают...

Рабочая программа по логопедии для старшей и поготовительной групп с общим недорозвитием речи (III уровень)

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соот...

ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ  НЕДОРОЗВИТИЕМ  РЕЧИ  III  УРОВНЯ...

Музыкальный фольклор как средство коррекции речевой деятельности детей дошкольного возраста с общим недорозвитием речи III уровня.

У 25-30% дошкольников, посещающих речевые группы массового детского сада, есть признаки речевого недоразвития, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Логоритмические упражнен...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...