«Использование условно - схематических изображений в составлении описательных рассказов» в группе старшего возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 125 г. Тверь
Методическая разработка
по теме:
«Использование условно - схематических изображений в составлении описательных рассказов» в группе старшего возраста
Составила
Андреева Оксана Васильевна
Должность: Воспитатель
Г. Тверь 2013г.
Одна из основных задач дошкольных учреждений – обучение детей связной речи, т.е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.
Существует ряд методик развития речи.
В первую очередь необходимо обратить внимание на факторы, облегчающие процесс становления правильной связной речи. Одним из таких факторов является – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделили - создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также т, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Мы решили обучать детей самостоятельному рассказыванию в такой последовательности: составление рассказа по демонстрируемому действию; по серии сюжетных картин; по одной сюжетной картине; на основе сравнения предметов; составление описательного рассказа о предметах.
Выделим то, что перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.
У детей со слабым развитием речи наибольшие затруднения возникли в последнем виде рассказывания.
- самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;
- установить последовательность изложения выявленных признаков;
- удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа - описания.
Мы задумались, как помочь детям в решении этих непростых задач. В книге Л.Н. Ефименковой « Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение , 1985) представлена схема составления рассказа об овощах. Взяв её за основу, мы несколько изменили символику, увеличили количество пунктов плана рассказа, а затем разработали аналогичные схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде. Одежде, домашних и диких животных и временах года.
Необходимый материал для составления и использования рекомендуемых нами схем.
- лист картона размером 45 на 30 см разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предметов или объектов либо времён года, о которых надо рассказать).
Предлагаем вам схемы.
Описание игрушек
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
- Цвет. В первом квадрате нарисовано красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешения понятий цвет-форма.
- Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход, медведь), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть закрывается листом белой бумаги.
- Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины, например большой и маленький мяч. Детям напоминают, что характеризуя величину предмета, кроме понятий « большой - маленький», надо использовать понятия « высокий -низкий, «длинный -короткий», « широкий -узкий», «толстый -тонкий».
- 4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и плёнки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу и дерево.
- Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы отдельно. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик), этот пункт в рассказах детей опускается, а на рисунке закрывается листом белой бумаги. Причем закрывать нужно только на одном-двух занятиях, чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты в соответствии с особенностями игрушек.
- Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.
Воспитателю не составит труда подобрать игрушки, при описании которых будут использованы все пункты схемы. К примеру от самых простых (пирамидка, матрёшка, коробка с мозаикой, коляска для кукол и т.п.), до более сложных (машина, кукла и т.п.) Когда дети освоят хорошо схему, можно давать игрушки, при описании которых используются не все пункты, например: мяч, скакалка, кубик, мишка, кукла.
Описание предметов одежды.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
- Цвет. В квадрате 3-4 цветных пятна: красное, жёлтое, синее и зелёное.
- Материал: На картон наклеиваются 3 кусочка ткани (шерсть, ситец, шелк или капрон) одинаковой формы и размера. Естественно, до составления описательных рассказов об одежде необходимо провести с детьми занятия по ознакомлению с названными и другими материалами, чтобы ребята рассмотрели их, потрогали и запомнили названия тканей.
- Части одежды: изображён сарафан или костюм, все части которого (воротник, манжеты, рукава, оборка, пояс и т.п.) находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детей знакомят заранее с названиями всех деталей костюма.
- Сезонность одежды. В квадрате нарисовано - солнце, подснежник, жёлтый лист и несколько снежинок, которые символизируют соответственно лето, весну, осень и зиму.
- Для кого предназначена одежда: Символические изображения мужчины, женщины, ребёнка.
- Действия с одеждой: Изображена кисть руки с разведёнными пальцами.
Пример описания платья по этой схеме: Это платье красное с белыми горошками. Оно очень красивое. Оно по–моему шерстяное. У платья длинные рукава, красивый кружевной воротник, красивые красные завязочки … и на манжетах кружева, и кармашки с кружавчиками. Поясок кожаный с пластмассовой пряжкой…. Носить это платье можно и зимой, и весной, и осенью …. Ну и летом можно, когда не жарко. Лучше всего в гости его надевать …. Это платье для девочки. А что делать с ним можно? На вешалку вешать, гладить, если помнётся, а если испачкаешь – постирать.
Описание предметов посуды
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
- Цвет. В квадрате 3-4 цветовые пятна.
- Форма. Начерчено квадрат, круг и прямоугольник. Если дети уже знакомы с объёмными формами – на листе изображения цилиндра, шара и т.п., дошкольники могут использовать эти термины при описании предметов.
- Величина. Нарисовано - большая и маленькая посуда.
- Материал. На картон приклеены прямоугольные кусочки одинакового размера из фольги, пластмассы и плёнки под дерево. Они изображают разнообразные материалы, из которых делается посуда. Кроме того, с детьми уточняется, что основная масса посуды производится из глины и фарфора - материалов, которые отобразить на схеме. Рассматривается также деревянная, металлическая, стеклянная , пластмассовая посуда, сравнивается на ощупь, по весу, по извлекаемому звуку и т. п.
- Части посуды. Изображён чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды: донышко, стенки, ручка, крышка, носик и т.д.
- Действия с посудой. Изображена часть руки.
Пример описания чайника: Это чайник. Он большой, весь белый, а на стенках и на крышке нарисованы красные ветки рябины… и ещё золотая полоска на крышке и на носике. Чайник круглый, пузатый такой. Он большой, в него много воды налить можно, наверно, на 10 человек хватит. Сделан этот чайник из глины, а потом разрисован краской. У чайника есть донышко, носик, стенки, крышечка, ещё ручка сбоку и ручечка на крышке. В чайник сыплют чай, потом льют кипяток, а потом разливают в чашку гостям. С этим чайником надо аккуратно… ну… носить его, а то разобьёшь и ещё ноги обожжёшь.
Описание овощей и фруктов
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
- Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна.
- Форма. Геометрические фигуры: круг, треугольник, овал.
- Величина. Изображены 2 контрастные по величине плода, например большое и маленькое яблоки.
- Вкус. Нарисованы конфета и лимон, контрастные по вкусу продукты.
- Место произрастания. Изображено дерево и грядка.
- Как употребляется в пищу. В квадрате изображено тарелка, вилка, ложка и нож. Проводится предварительная работа по уточнению с детьми, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят и т.д.
- Пример рассказа. Капуста зелёного цвета, круглая. Она бывает очень большая и маленькая. По вкусу она немного горькая. У неё много одёжек и все без застёжек. Едят капусту сырую, я всегда ем, когда мама суп варит. Ещё варят борщ и начинку делают в пирожки.
Описание времён года
Составлению рассказов по этой теме предшествует подготовительная работа, которая проводится воспитателем на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт , слова, обозначающие абстрактные понятия , связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т. п. – необходимо повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.
| |||
|
- Солнце. На первом квадрате схемы нарисован солнечный диск с лучами. Дети рассказывают о солнце в определённое время года: светит да не греет, часто бывает за тучами, жарко греет и т.п.
- Небо. На этой части листа изображено голубое небо с облаками. Дети должны рассказать, какое небо чаще всего видят они в то или иное время года: ясное, безоблачное или серое, пасмурное, покрытое тучами и т.п.
- Земля. Нарисован клочок земли с травой на нём. Дети рассказывают о том, как выглядит земля в разное время года: покрыта снегом или сырая от дождя, трава на ней сухая и жёлтая или на ней появляется первая травка и т.п.
- Деревья. Изображены 2 дерева (можно без листьев). Хвойные деревья лучше не рисовать, т.к. их внешний вид одинаков во все сезоны. Дети рассказывают о лиственных деревьях в разное время года.
- Люди. На этой части схемы символически изображены мужчина и женщина. В верхней части квадрата нарисована вешалка. Это означает, что надо рассказывать об изменениях в одежде людей и причинах такого явления.
- Звери. Нарисованы контурно два знакомых детям зверя, например заяц и белка. Ребёнок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года.
- Птицы. Изображены контурно два знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети отражают в рассказе сезонные изменения в жизни птиц.
- Занятия детей. В квадрате снеговик, сачок и кораблик. Дети рассказывают, чем они занимаются на улице в то или иное время года.
Использование схем заметно облегчает детям работу при составлении описательных рассказов. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Список использованной литературы:
- Л.Н. Ефименкова « Формирование речи у дошкольников» (М.: Просвещение , 1985)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по составлению описательного рассказа "Зима" в старшей группе.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Зима» в старшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познание», ...
Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»
Задачи:1. Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.2. Обогащение новой лексикой.3. Развитие наблюдательности и зрительного внимания.4. Обучение восприятию мира...
Использование мнемотаблиц при обучении детей составлению описательных рассказов на родном языке.
Статья предназначена для воспитателей по обучению детей татарскому языку в ДОУ .В ней говорится о роли мнемотаблиц при обучении детей рассказыванию о временах года на родном языке....
Тема занятия: «Составление описательного рассказа о пингвине» (старшая группа)
Это занятие поможет развивать у воспитанников связную речь, обучать их умению составлять полные, оригинальные описательные рассказы с опорой на план....
Статья "Использование наглядного моделирования при составлении описательных рассказов" воспитателя группы комбинированной направленности с ОНР
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будет разработана система педагогической работы по формированию связной речи, включающая ознакомление с моделями: пр...
Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов для детей старшего дошкольного возраста.
Материал для составления описательных рассказов...
Мнемотехника для составления описательного рассказа для детей старшего дошкольного возраста.
Мнемотаблицы для составления описательного рассказа для детей старшего дошкольного возраста....