Теоретические аспекты развития сенсорного восприятия у детей 2-3 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
В материале раскрываются вопросы по развитию сенсорного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskie_aspekty_voprsu_razvitiya_sensornyh_processov_u_detey_mladshego_vozrasta.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребёнка процессов восприятия и получение представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.
Сначала в определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные.
Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов.
На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).
Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Малейшая примесь серого делает цвет «грязным». При изготовлении дидактических пособий рекомендуется любой чистый цвет наносить на белую поверхность, только тогда весь спектр будет чистым и ясным, как радуга. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.
В моей группе двух - трёхлетние малыши. Все они впервые поступили в ясли. Согласно программе ребятишки данного возраста должны различать 6 основных цветов, отбирать одинаковых предметов по предложению взрослого.
Как показало обследование, в нашей группе из 26 детей различали 6 основных цветов двое детей Лиза Бородина и Вова Дерунец. Два цвета различали 4 детей, 8 детей – не различали ни одного цвета.
Учитывая разную степень подготовки детей, я начала с того, что учила их находить предмет по образцу. Первое занятие я провела с цветными шариками. Сначала предложила детям посмотреть, какие красивые шарики у меня в ведёрке. Попросила всех взять в руки по шарику и рассмотреть его. Затем сама показала красный шарик – малыши должны были показать такой же, не называя цвета. Конечно, дети показывали и синие шарики вместо красного, но я предлагала приложить шарик к моему красному и таким образом добивалась от каждого ребенка, чтобы он показал именно красный шарик. По такому образцу я провела ряд занятий. Например:
«Постройка башни из кубиков», «Игра с цветными палочками, карандашами», «Прокати шарик с лоточка», «Собери пирамидку», «Грибочки, кружочки – по местам» и др.
Чтобы закрепить знания детей, на следующих занятиях я пользовалась уже другими дидактическими материалами. В повседневной жизни мы обращаем внимание на цвет одежды, цвет предметов в групповой комнате, на прогулке. Большое значение имела и индивидуальная работа с детьми. Так, например, Миша и Вова очень любили по цвету подбирать попугаю колечко, колечки пирамидки к цвету палочки. Такие повседневные упражнения давали результаты.
Для работы по сенсорному развитию с детьми были изготовлены различные пособия.
--картотека дидактических игр «Цвет. Форма. Размер»
--развивающие игры с предметами (картотека)
--игры на развитие речевого аппарата и мелкой моторики «Прищепки»
--подобран природный материал – фасоль, мелкие игрушки
--в уголке сенсорики – дидактический материал (разноцветные шарики, геометрические фигуры, массажные мячики, прищепки, мозаики, бусы, пирамидки, разноцветные баночки, кубики, фрукты, овощи.
Работа по ознакомлению детей с цветом очень заинтересовала меня. Я решила, что следующим этапом моей деятельности будет ознакомление малышей не только с шестью основными цветами, но и с цветами спектра. Ведь современные психологические исследование показывают, что ребенку с самого раннего возраста доступно все богатство разнообразных цветов и оттенков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (теоретические подходы)
Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников....
Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения...
Консультация для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия у детей 2-7 лет
Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления и...
Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".
Краткосрочный образовательный проект по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...
Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.
Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...
"Восприятие у детей: визуальное, слуховое, тактильное. Игры и упражнения на развитие восприятия дошкольников"
Одной из важных составляющих развития ребенка является его восприятие окружающего мира. Восприятие – это процесс получения и обработки информации от внешних стимулов. У каждого ребенка могут быт...