Игра « Поле чудес»:« Что за прелесть эти сказки».
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Посредством художественной литературы у детей формируется интерес к миру семьи,нравственным ценностям и понятиям о моральных представлениях через художественные образы. На примере художественных героев дети упражняются в умении определять ценные личностные качества. У детей расширяется представления об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра « Поле чудес»:« Что за прелесть эти сказки».
Программное содержание:
1. - Развивать познавательный интерес к миру семьи посредством художественной литературы.
2.- Формировать в детях нравственные ценности и понятия о моральных представлениях через художественные образы.
3. - Научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
4.- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
5.- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
6. -Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
7.- Формировать умение определять на примере художественных героев ценные личностные качества.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, ч.х.л, познание, х.т.
Материал: выставка книг со сборниками русских народных и авторских сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами и сказами, посылка (« Чёрный ящик») с вещами сказочных героев, «размытое» письмо (от Рукодельницы), карточки с загадками от сказочных героев, барабан со стрелкой и 7 секторами, диск с музыкой для хоровода, карточки-схемы с зашифрованными сказочными героями (Золушка, Емеля.)
Предварительная работа:
чтение сказок, дидактические, словесные игры, беседы, рассматривание иллюстраций, разгадывание кроссвордов, загадок, игры-драматизации, заучивание пословиц.
Ход
Ведущая:- Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир сказок. Мир сказок огромен, почти как планета Земля, на которой мы с вами живём, а каждую сказку можно сравнить со страной. Сказочный мир делится на две половинки. На одной половинке живут сказки народные, а на другой авторские.
- Как вы думаете, какие сказки называются авторскими?
( Ответы детей: Авторская сказка придумывается и записывается одним человеком – автором (писатель), поэтому и называется авторская.
- Каких авторов, которые пишут сказки, вы знаете?
( Ответы детей: А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, В.Сутеев, С.Михалков, С.Маршак, Ш.Перро.)
- Какие авторские сказки вы знаете?
( Ответы детей: «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин, «Муха-цокотуха», «Телефон», «Айболит» - К.И. Чуковский, « Золушка» Ш.Перро.)
- Какие сказки называются народными?
( Ответы детей: Народные сказки – простые люди придумывали, один другому рассказывали. Так и передаётся она от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям, так сказка и живёт, давным-давно сложенная народом. Уже никто и не помнит, кто её придумал. Вот и называется она народная.
- Какие русские народные сказки вы знаете?
( Ответы детей: «Морозко», « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Репка», «Колобок», « Кот, петух и лиса», « Гуси – лебеди», « Теремок», « Петушок и бобовое зёрнышко».
- Вспомните, какими словами начинаются русские народные сказки?
(жили – были, в некотором царстве, в тридевятом государстве)
Есть такая пословица: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
- Как вы её понимаете?
- Да, ребята ,сказка всегда чему-нибудь нас учит. Например: сказка "Репка" учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" . Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается: "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка».
- Животные в сказке умеют разговаривать как люди, характерами похожи на людей. Лиса в сказке, какая? (Дети: хитрая), и некоторые люди тоже бывают хитрые. Заяц – трусливый, хвастливый и человек тоже бывает таким.
Ведущая:- Путешествие наше будет необычным, мы будем играть в «Поле чудес», а точнее «Поле сказочных чудес». И поможет нам в этом волшебный барабан со стрелкой и волшебные слова:
– « Стрелку барабан кружи, путь нам в сказку укажи!»
- И так мы начинаем нашу игру (все вместе произносят слова, ведущая или ребёнок вращает барабан)
1 Сектор – « Угадай сказку» (читают дети)
Ведущая:- 1 Задание: - Ребята, по опорным словам надо узнать название сказок:
БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА – ЯГА. (Ответ:«Гуси – лебеди»)
СТАРУХА СТАРИК СЕТЬ РЫБКА. (Ответ:«Сказка о рыбаке и рыбке»А. Пушкин)
БАБУШКА ВНУЧКА МЫШКА ЖУЧКА. (Ответ: « Репка »)
2 Задание: - Узнать, кому принадлежат слова, в какой сказке живёт этот герой и какими человеческими качествами обладает?:
-«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
(Ответы детей: Корова, в сказке «Хаврошечка») - (сочувствие, доброта, забота.)
-«Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная»
( Ответы детей: старик Морозко, в сказке « Морозко» - (Справедливость, мудрость, забота.)
-«Не пей, братец, козленочком станешь»
( Ответы детей: сестрица Аленушка, в сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- (Забота, доброта, любовь.)
- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»
( Ответы детей: Лиса, в сказке « Заюшкина избушка». - (Злость, хитрость)
-« Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы».
( Ответы детей:) Петушок, в сказке « Кот, петух и лиса» –
(непослушание)
-«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла»
( Ответы детей: Коза, в сказке « Волк и семеро козлят». - (Любовь, забота, доброта)
-«Вижу – вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».
Ответы детей: Маша, в сказке « Маша и медведь». - (Находчивость)
Ведущая: - Вращаем барабан (все вместе произносят слова: «Стрелку барабан кружи, в сказку путь нам укажи!»)
2 Сектор – Ребята, нам пришло письмо от Рукодельницы. Она узнала, что ребята в детском саду любят загадки, и прислала вам загадку о себе и от других сказочных героях. Да вот беда – письмо намокло и некоторые слова размыло. Давайте попробуем восстановить загадку о Рукодельнице, вы будете подбирать слова, чтобы получилась рифма.
Ведущая: - Очень рано я встаю, песню солнышку…(Дети: - пою.)
- Делаю зарядку утром…(Дети: - спозаранку,)
- Одеваюсь, умываюсь и за дело принимаюсь. Дел немало у меня надо начинать…
(Дети: - с утра.)
- Вот прибрала я повсюду, чисто вымыла
(Дети: - посуду,)
- Все цветочки полила и пирог я…
(Дети: - испекла,)
- И ничуть я не хвалюсь, я тружусь и тем горжусь. Всем я помогаю, рук не
(Дети: покладая.)
- Назовите вы меня, поскорей мои друзья!
(Дети: - Рукодельница.)
Ведущая: - Теперь отгадайте загадки от имени других героев сказок:
- «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»
( Ответ детей: - Колобок)
- Какими качествами обладал Колобок, которые подтолкнули его совершить ряд плохих, а порой и опасных поступков? (уйти от бабушки с дедушкой, сесть на нос лисе, что бы спеть песенку.)
(Ответы детей: - непослушание, доверчивость)
- Следующая загадка: « Я конечно готова была выполнять любое её желание. Ведь её старик спас мне жизнь. Но, в конце концов, я поняла: чем больше человеку даёшь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта…»
( Ответ детей: - Золотая рыбка)
- Какие качества навредили самой же старухе?
(Ответы детей: жадность, зло, неуважение)
- Последняя загадка: - « Я осталась жива только благодаря этой маленькой хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, ветру, теплу..!»
( Ответ детей: - Ласточка, из сказки « Дюймовочка»)
Ведущая: - Продолжаем наше путешествие.
(ребёнок вращает барабан, все вместе произносят слова: «Стрелку барабан кружи, в сказку путь нам укажи!», )
3Сектор – « Чёрный ящик» (читает ребёнок)
- Ребята, этот ящик нам прислали из « Бюро находок». В нём вещи, которые потеряли герои сказок. Нам с вами предстоит определить, кому принадлежит вещь, и в какой сказке живет герой.
( ведущая открывает ящик и по очереди достаёт вещи)
Туфелька:
(Ответы детей: - принадлежит Золушке, из сказки « Золушка».)
Аленький цветочек:
(Ответы детей: - принадлежит Настеньке, из сказки « Аленький цветочек». С.Т.Аксаков)
Сеть:
(Ответы детей: - принадлежит старику,«Сказка о рыбаке и рыбке». А .Пушкин.)
Три чашки:
(Ответы детей: - принадлежит трём медведям, сказка«Три медведя»)
Зеркальце:
(Ответы детей: - принадлежит мачехе из сказки А. Пушкина « О спящей царевне и семи богатырях».)
Сапоги – скороходы
(Ответы детей: - принадлежат коту из сказки « Кот в сапогах»)
- Ведущая: - Молодцы, ребята, я думаю, что владельцы вещей будут вам очень благодарны. Ведь вы не перепутали ни одной вещи.
4Сектор:- « Музыкальная пауза» (физминутка)
- Ребята, а сейчас мы отдохнём и потанцуем в «Хоровод сказок»:
- Лисичка-сестричка, идём в хоровод (изображают лису, и т.д.)
Медведь-лежебока, тебя тоже просим, принцы, принцессы, добрые феи,
Для вас мы всегда открываем двери. Всех, кто добрый, щедрый, справедливый,
Просим встать мы в дружный хоровод.
Нехороших, злых, плохих и лживых –
В конце сказок наказанье ждёт.
Ведущая: Ну что, вы готовы продолжить наше путешествие?
Дети: - Готовы!
- Тогда вращайте наш барабан.
(дети вращают барабан и произносят слова: «Стрелку барабан кружи, в сказку путь нам укажи!».)
5Сектор: - «Подбери пословицы к сказкам» (читает ребёнок)
Ведущая:- Ребята, что такое пословица?
(Ответы детей: - пословица, как и сказка, учит нас чему-нибудь; в ней скрыта народная мудрость; учит оценивать поступки людей, героев.)
- В конверте лежат карточки с пословицами и названиями сказок. Вам надо внимательно прочитать пословицу и подобрать карточку с названием сказки, к которой она подходит.
Вы можете объединиться в пары, так вам будет легче и быстрее работать.
(дети делятся парами и приступают к работе)
Предполагаемые ответы детей: «Репка»: «Там, где дружат – живут, не тужат», « Вместе, вдвое дело спорится у друзей» «Колобок»: «Лесть без зубов, а с костьми съест». «Теремок»: «В тесноте, да не в обиде». «Кот и петух»: «Друг познается в беде». |
«Маша и медведь»: «Глупый киснет, а умный все промыслит». «Гуси-лебеди»: «Придет беда – не купишь ума», « Как аукнется, так и откликнется». |
«Морозко»: «Как проживешь, так и прослывешь», « Мир не без добрых людей», «За добро плати». |
«Двенадцать месяцев»: «Доброму Бог помогает», « Добро век не забудется». |
«Заюшкина избушка»: «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай». |
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»: «Умей обождать», « Мир не без добрых людей». |
«О рыбаке и рыбке»: «Чего нет, того и хочется», «Кто многого желает, тот и мало не видает». «Сивка-бурка»: «Храброму смерть не страшна», «За добро добром платят». |
« Золушка»:
«С трудом и мороз не страшен», « Труд кормит, а лень портит».
Ведущая:- Ребята вы так увлечённо работали, не оставили без внимания ни одну пословицу, ни сказку. Дали правильную оценку героям, подобрав пословицы. Вы много знаете и других пословиц, постарайтесь их не забывать так как, они помогут вам никогда не совершать плохих поступков, это значит, научат вас дружить с добром, а не со злом. Все вы помните, что добро всегда побеждает зло.
- Наше путешествие подходит к концу. На барабане осталось два сектора. И так, в путь! (крутят барабан и говорят слова: «Стрелку барабан кружи, дальше путь нам укажи!».)
6Сектор:- « Расшифруй героя сказки»
Ведущая: - Ребята, герои сказок решили вам устроить испытание. На листочках они зашифровали свои имена, но узнать их можно, надо только ключик к шифру найти. А ключиком, как я думаю и есть схемы, которые они вложили в конверт. Попробуйте, ребята, разгадайте, имена каких героев зашифрованы на листочках. Так как листочка два, я предлагаю разделиться вам на две группы, (дети объединяются и работают).
в | е | з | н | г | и | ||||||||
а | п | о | л | у | ю | ||||||||
з | я | м | т | ш | б | ||||||||
в | а | п | р | к | а | ||||||||
с | и | е | т | д | э |
(Ответ: Золушка)
Ведущая: - Ребята, какими качествами наделил автор Ш. Перро Золушку?
( Ответы детей: - добротой, трудолюбием, заботой, скромностью.)
- А теперь вспомните и назовите героинь с такими же качествами из других сказок.
( Предполагаемые ответы детей: Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка, Снегурочка, Падчерица, Рукодельница, Дюймовочка.)
д | щ | о | н | г | щ |
в | е | м | ф | в | р |
у | к | е | л | т | д |
а | с | п | я | и | ю |
м | ч | б | ж | п | н |
(Ответ: Емеля)
Ведущая: - Какими качествами обладал Емеля в русской народной сказке « По щучьему велению, по моему хотению»?
(Предполагаемые ответы детей: ленивый, беззаботный, глупый, невоспитанный.)
- В каких сказках встречаются ещё такие герои?
( Ответы детей: в сказке « Морозко», ленивица Марфуша, « Вершки и корешки»- медведь, в сказке « Золушка»- сёстры Золушки, в сказке « Колосок» - мышата».)
Ведущая: - Ребята, как вы думаете, какие качества помогают человеку и сказочным героям преодолеть трудности, победить зло?
(Предполагаемые ответы детей: хорошие – доброта, трудолюбие, забота, дружба.)
- Я с вами согласна, ребята, только хорошие, положительные качества помогают побеждать, а плохие, отрицательные качества оборачиваются против и наказывают того, кто ими обладает.
- Сейчас мы ещё раз в этом убедимся, мы разберём несколько сказок и их героев:
А.Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»:
Как навредила себе старуха своей жадностью?
( Ответ детей: осталась ни с чем, сама себя разорила.)
С.Маршак « Сказка о глупом мышонке»:
- Как мышонок наказал себя своими капризами?
(Ответ детей: его съела кошка.)
С.Михалков « Три поросёнка»:
- Как поросята Ниф-Ниф и Нуф-Нуф навредили себе своей ленью?
(Ответ детей: поленились строить крепкие дома и остались вообще без домов, и волк чуть не съел их.)
- « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
- Как братец Иванушка наказал себя?
(Ответ детей: из-за непослушания сестре, превратился в козлёночка.)
« Морозко»:
- Как навредила себе Ленивица?
(Ответ детей: не хотела работать, осталась без подарков.)
Ведущая: - (обобщает) – Все герои, о которых мы с вами сейчас говорили, обладали отрицательными качествами из-за чего и совершали плохие поступки, за что в итоге сами поплатились.
- Ребята у нас остался один сектор на барабане. Если хотите узнать что в его конверте, тогда вращайте барабан.
(крутят барабан и говорят слова: «Стрелку барабан кружи, что нам делать покажи!».)
7Сектор: - « Мастерская добрых дел» (Читают дети)
(Практическая часть: книгоиздательство.)
Ведущая: - Ребята, какие добрые дела мы с вами делаем в нашей мастерской?
(Ответы детей: подклеиваем книги, ремонтируем игрушки, делаем кормушки для птиц, пересаживаем цветы.)
- А сегодня я предлагаю нашу мастерскую превратить в типографию. Скажите, а что делают на типографии?
(Ответ детей: печатают книги, журналы, открытки.)
- Мы с вами начнём сегодня создавать свою книгу, авторами которой будем сами. Прежде чем мы откроем нашу типографию, давайте вспомним из чего состоит книга?
(Ответы детей: обложка- переплёт, страницы, корешок – место, где закрепляются страницы, текст содержания, иллюстрации.)
- Что указывается на обложке?
(Ответ детей: название, автор).
- Что бы книга была яркой, красочной, что необходимо для этого?
(Ответ детей: иллюстрации.)
- Ребята, наше сегодняшнее путешествие помогло нам вспомнить многие авторские и русские народные сказки. Мы говорили о качествах и поступках героев, осуждали отрицательные качества и поступки. Содержание нашей книги будет необычным, а поможет нам вот эта толстая книга со сказками из нашей библиотеки. Мы так же попутешествуем по страницам этой книги и объединим в нашу сказку тех героев, которые будут нам встречаться, наделим их противоположными качествами, нарисуем волшебные предметы, если они будут необходимы для наших героев и таким образом, у нас получится « Салат из сказок». Ну что ж, рассаживайтесь поудобнее мы начинаем нашу работу.
(Ведущая листает страницы: 1-сказка « Царевна-лягушка»)
- Ребята, каких персонажей возьмем в свою сказку?
(Ответы детей: Ивана-царевича, Бабу-Ягу)
- Какая в нашей сказке будет Баба-Яга?
(Предполагаемые версии детей: добрая и современная, вежливая.)
Ведущая:- Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кощея - Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как…(Открывает страницу со сказкой « Колобок»).
- Какой будет Колобок в нашей сказке?
(Предполагаемые версии детей: злой, грубый, огромный, жадный.)
- Как же Ивану- царевичу помогли герои других сказок, Может быть, он найдёт какие-то волшебные предметы, например волшебную палочку, скатерть-самобранку или сапоги-скороходы. Вы обязательно зарисуйте их в своих схемах-сказках.
- Прежде чем вы начнёте рисовать, я хочу закончить наше путешествие словами: « Нашему путешествию конец, а кто участвовал молодец!» и напомнить перед началом создания нашей книги ,пословицу: « Быстро сказка складывается, да нескоро дело делается!».
( Дети приступают к зарисовке своих схем-сказок. Работа над созданием книги продолжается в вечерние часы в « Мастерской добрых дел» в другие последующие дни.)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Ильин И.А. Духовный мир сказки. – М.: 1993
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: 2000
- Даль В.И. Пословицы русского народа
- Иванова О.А. « Учимся читать художественную литературу», М. « Школьная пресса», 2005.
- Шорохова О.А. « Играем в сказку», М. «Сфера», 2006.
- Синицына Е.И. « Умные загадки», « Умные сказки», М. « Лист», 1997.
- Кондрыкинская Л.А. « Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников», М.: 2006.
- Тумина Л.Е. “Сочини сказку”. – М.: 1995
- БелоусоваЛ.Е. « Удивительные истории» (ТРИЗ), Санкт-Петербург, « Детство-пресс»,2003.
- Страунинг А.М. « Задачи вокруг нас» (ТРИЗ), Обнинск, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/15/picture-67444.jpg)
конспект математической игры "Поле чудес" в подготовительной группе
итоговое игровое математическое занятие в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/04/picture-65960-1354604711.gif)
игра поле чудес " Время, время остановись, к нашим предкам повернись!"
конспект игры по кубановедению...
Конспект логопедического досуга Игра «Поле чудес»
Данное мероприятие направлено на развитие фонематических представлений у дошкольников с ОНР....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-439866-1398242817.jpg)
Сценарий развлечения Игра «Поле чудес» (старшая группа) Тема: «Наши любимые сказки»
Интеграция: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация»Программное содержание:Образовательные задачи: -учить культуре общения, умению сопережи...
Конспект игры-занятия «Поле – чудес» Тема: "В гостях у сказки"
Для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-811401-1486173823.jpg)
Интерактивная игра "Поле чудес" (по сказкам А.С. Пушкина)
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию интерактивную игру "Поле чудес" (по сказкам А.С. Пушкина). Данная игра может стать отличным подспорьем в проведении мероприятия "Поле чуде...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/21/picture-1120216-1550781915.jpg)
Сюжетно-ролевая игра Поле Чудес по теме: «Сказки» в подготовительной к школе группе
Сюжетно- ролевая игра "Поле Чудес" по теме:" Сказки"-развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений о сказках....