Конспект викторины по произведениям Б.Заходера для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Африку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Закрепление и систематизация знаний произведений Б.заходера в форме игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Соболева Ольга Витальевна
(воспитатель высшей
квалификационной категории)
МАДОУ № 21
Литературная викторина
Путешествие в Африку
Цель: приобщение детей к творчеству Б.В. Заходера
Задачи:
- обобщать и систематизировать знания о ранее прочитанных произведениях, главные герои которых животные жарких стран;
- развивать творческое воображение, логическое мышление, словотворчество;
- воспитывать желание использовать литературный опыт в речевой практике.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекую страну, где под палящим солнцем живут загадочные животные, о которых в своих произведениях рассказывал детский писатель Борис Владимирович Заходер.
Ребята, что вы знаете о Борисе Владимировиче?
Дети. Родился в Молдавии, рос в Москве. Он был послушным ребенком. Он не играл в футбол, не любил дворовые игры, никогда не дрался. Он много читал и еще очень любил животных. Мастерски придумывал сказки, загадки, любил рассказывать их друзьям. Учился в авиационном институте, потом поступил в литературный институт и стал настоящим писателем.
Воспитатель. Заходер писал стихи, сказки, поэмы, небылицы, перевертыши.
Героями его произведений могли стать не только люди, животные, но и не существующие на самом деле предметы. (выставляется портрет Б.В.Заходера, демонстрируются книги с его произведениями)
Ребята, мы живем на Крайнем Севере, где почти круглый год лежит снег, дуют ветра, мало растительности. Вы бы хотели очутиться в той стране, где всегда светит солнце, деревья возвышаются высоко над нашими головами, где вырастают экзотические фрукты и живут такие животные. которые не смогут жить у нас на севере?
Чтобы очутиться в далекой стране, нам необходимо преодолеть немало преград. В путь, ребята.
- Предлагаю отгадать загадки.
На гнезде
Он сидел и сидел без конца —
Терпеливо,
Упорно,
Упрямо…
Из яйца
Наконец
Появился
Птенец
И захныкал:
— А где моя мама? (Страус)
Она вечно
Всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своём дому? (Черепаха)
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково
Бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться
Всё реже и реже! (Носорог)
[ … ]решил, что он —
жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех
Он вызывает смех,
А он, … (Верблюд), плюёт на всех!
Считался он царём зверей,
Но это было встарь,
Не любят в наши дни царей,
И он — уже не царь.
Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят.
С делами не справлялся. (Лев)
- Найдите среди картинок те, где нарисованы герои произведений Б.В. Заходера. (предлагаю картинки:Вини Пух, Мэри Поппинс, доктор Айболит, Почтальон Печкин, животные и др.)
- Найдите среди отобранных картинок животных, которые не живут в наших климатических условиях.
- Давайте назовем этих животных. Для этого вам нужно подобрать карточку с названием животного. Только в предложенных названиях потерялась первая буква. Вы допишите потерявшуюся букву.
(ЛЕВ, МАРТЫШКА, СЛОН, ЖИРАФ, КОБРА, ПОПУГАЙ, ВЕРБЛЮД, НОСОРОГ)
- Составим из частей двух животных одного в природе не существующего и попробуем дать название ему, ведь в произведениях Бориса Владимировича встречаются кавот и себеха, рапуны и зебу, мним и другие.
- СЛОНОГРАФ (слон + жираф)
- ВЕРБЛЮДОРОГ (верблюд + носорог)
- МАРТЫПАХА (мартышка + черепаха)
- КРОКОМОТ (крокодил + бегемот)
- Теперь предлагаю отгадать кроссворд
«Мордочка, хвост и четыре ноги»
1 | ч | е | р | е | п | А | х | а | |||||
2 | ж | и | р | а | ф | ||||||||
3 | н | о | с | о | р | о | г | ||||||
4 | т | и | г | р | |||||||||
5 | к | р | о | к | о | д | и | л | |||||
6 | з | е | б | р | а |
1. Голову кладет от страха
В панцирь ловко…(черепаха)
2. Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…(жираф)
3. Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык,
На носу имеет рог.
Кто же это?..(носорог)
4. Когти острые у кошки.
А на спинке всё полоски. (тигр)
5. По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в реку угодил,
Нос откусит…(крокодил)
6. Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (зебра)
Воспитатель. Вот мы и добрались до самой солнечной страны. Прочитайте, как она называется. (Африка)
Релаксация. Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня… Вокруг - то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. Открывайте глаза. (дети открывают глаза, перед ними макет «Джунгли»)
Ребята, посмотрите, перед вами джунгли, но почему-то здесь нет жителей. Кого мы можем здесь встретить? (ответы детей)
Правильно! Здесь живут крокодил и зебра, жираф и тигр, обезьяна и бегемот. Об этих животных, о их жизни писал Б.В.Заходер.
Я предлагаю вам вылепить фигурки животных из пластилина и заселить их. (дети лепят разных животных по желанию, обыгрывают)
Молодцы, ребята, вы дополнили макет разными животными, теперь мы можем не только играть с ними, но и рассказать детям другой группы о том, что такое джунгли, о климатических особенностях Африки, об обитателях континента и многое другое.
Вы, ребята, знаете стихи Заходера о жителях далекой Африки? Кто желает прочитать стихотворение? (дети читают стихи)
А теперь предлагаю вернуться обратно в группу. Раз, два, три обернись, снова в группе очутись. (дети возвращаются на стульчики)
Где мы, ребята, сегодня побывали? С каким животными мы встретились? О творчестве какого писателя мы сегодня говорили?
Мартышкин дом (отрывок)
Тот, кто не был в Африке,
Пусть не забывает:
Иногда и в Африке
Холодно бывает!
Можно даже в Африке
Промокнуть под дождем,
Зверю даже в Африке
Нужен теплый дом...
Есть у всех животных
В Африке жилье.
Разное, конечно.
Каждому - свое.
У кого - домищи,
У кого - домишки,
Нету дома только
У одной Мартышки!
Лев
Считался ЛЕВ царем зверей,
Но это было встарь.
Не любят в наши дни царей,
И Лев - уже не царь.
Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят.
С делами не справлялся.
Теперь сидит он присмирев,
И перед ним - ограда.
Он недоволен, этот Лев,
Но так ему и надо!
Жираф
Мне очень нравится ЖИРАФ -
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа - он ведь выше всех -
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву -
И не всегда досыта...
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он неправ!
Верблюд
Верблюд решил, что он — жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюёт на всех!
Умеют Львы косматые
Скакать верхом на палочке,
А мраморные статуи
Сыграют с вами в салочки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/05/picture-262692-1370410557.jpg)
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
Конспект спортивного соревнования экологической направленности с элементами фрироупа для детей старшего дошкольного возраста "Жаркая Африка"
Конспект предназначен физ.инструкторам, воспитателям детских садов,, педагогам дополнительного образования. Дети, преодолевая спортивные препятствия попадают в Африку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-437473-1440304342.jpg)
Конспект викторины по произведениям С.Я.Маршака для старших речевых групп
Это викторина по страницам произведения С.Я.Маршака для старших речевых групп...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/25/picture-693468-1677333438.jpg)
Конспект викторины, посвященной Дню Защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста
Викторина посвященная Дню Защитника Отечества...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/23/picture-1271648-1600874217.jpg)
Конспект Викторины «Полезная и вредная еда» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: социально- коммуникативная
Создание условий для формирование у детей понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950601-1506004956.jpg)
Конспект викторины по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями на тему «Важнее всех игрушек – детское автомобильное кресло»
Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение правил дорожного движения самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/29/picture-1458785-1693305387.jpg)
Интерактивная викторина по произведениям Софьи Бунтовской для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о природе родного края.Задачи:Образовательные: обобщить и закрипить знания о произведениях Софьи Бунтовской (Эко...