Конспект викторины по произведениям Б.Заходера для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в Африку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Закрепление и систематизация знаний произведений Б.заходера в форме игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_zahoder.odt19.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Соболева Ольга Витальевна                      

                                                                      (воспитатель высшей  

                                                                     квалификационной категории)

                                                  МАДОУ № 21

Литературная викторина

Путешествие в Африку

Цель: приобщение детей к творчеству Б.В. Заходера

Задачи:

  1. обобщать и систематизировать знания  о ранее прочитанных произведениях, главные герои которых животные жарких стран;
  2. развивать творческое воображение, логическое мышление, словотворчество;
  3. воспитывать желание использовать литературный опыт в речевой практике.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекую страну, где под палящим солнцем  живут загадочные животные, о которых в своих произведениях рассказывал детский писатель Борис Владимирович Заходер.

Ребята, что вы знаете о Борисе Владимировиче?

Дети. Родился в Молдавии, рос в Москве. Он был послушным ребенком. Он не играл в футбол, не любил дворовые игры, никогда не дрался. Он много читал и еще очень любил животных. Мастерски придумывал сказки, загадки, любил рассказывать их друзьям.  Учился в авиационном институте, потом поступил в литературный институт и стал настоящим писателем.

Воспитатель. Заходер писал стихи, сказки, поэмы, небылицы, перевертыши.

Героями его произведений могли стать не только люди, животные, но и не существующие на самом деле предметы. (выставляется портрет Б.В.Заходера, демонстрируются книги с его произведениями)

Ребята, мы живем на Крайнем Севере, где почти круглый год лежит снег, дуют ветра, мало растительности. Вы бы хотели очутиться в той стране, где всегда светит солнце, деревья возвышаются высоко над нашими головами, где вырастают экзотические фрукты и живут такие животные. которые не смогут жить у нас на севере?

Чтобы очутиться в далекой стране, нам необходимо преодолеть немало преград. В путь, ребята.

  1. Предлагаю отгадать загадки.

На гнезде

Он сидел и сидел без конца —

Терпеливо,

Упорно,

Упрямо…

Из яйца

Наконец

Появился

Птенец

И захныкал:

— А где моя мама?   (Страус)

 

Она вечно

Всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда

Спешить тому,

Кто всегда в своём дому? (Черепаха)

Любо толкаться ему, толстокожему,

А каково

Бедняге прохожему?

Как хорошо, что такие невежи

Будут встречаться

Всё реже и реже! (Носорог)

[ … ]решил, что он —

жираф,

И ходит, голову задрав,

У всех

Он вызывает смех,

А он, … (Верблюд), плюёт на всех!

       

Считался он царём зверей,

Но это было встарь,

Не любят в наши дни царей,

И он — уже не царь.

Душил он зверски всех подряд,

Свирепо расправлялся,

А правил плохо, говорят.

С делами не справлялся.  (Лев)

 

  1. Найдите среди картинок те, где нарисованы герои произведений Б.В. Заходера. (предлагаю картинки:Вини Пух, Мэри Поппинс, доктор Айболит, Почтальон Печкин, животные и др.)
  2. Найдите среди отобранных картинок животных, которые не живут в наших климатических условиях.
  3. Давайте назовем этих животных.  Для этого вам нужно подобрать карточку с названием животного.  Только в предложенных названиях потерялась первая буква.  Вы допишите потерявшуюся букву.

(ЛЕВ, МАРТЫШКА, СЛОН, ЖИРАФ, КОБРА, ПОПУГАЙ, ВЕРБЛЮД, НОСОРОГ)

  1. Составим из частей двух животных одного в природе не существующего и попробуем дать название ему, ведь в произведениях Бориса Владимировича встречаются кавот и себеха, рапуны и зебу, мним и другие.
  1. СЛОНОГРАФ (слон + жираф)
  2. ВЕРБЛЮДОРОГ (верблюд + носорог)
  3. МАРТЫПАХА (мартышка + черепаха)
  4. КРОКОМОТ (крокодил + бегемот)

  1. Теперь предлагаю отгадать кроссворд

 «Мордочка, хвост и четыре ноги»

1

ч

е

р

е

п

А

х

а

2

ж

и

р

а

ф

3

н

о

с

о

р

о

г

4

т

и

г

р

5

к

р

о

к

о

д

и

л

6

з

е

б

р

а

1. Голову кладет от страха

    В панцирь ловко…(черепаха)

2. Он ходит, голову задрав,

    Не потому, что важный граф.

    Не потому, что гордый нрав,

    А потому, что он…(жираф)

3. Не олень он и не бык,

    В жарких странах жить привык,

    На носу имеет рог.

    Кто же это?..(носорог)

4. Когти острые у кошки.

    А на спинке всё полоски. (тигр)

5. По реке плывет бревно.

    Ох, и злющее оно!

    Тем, кто в реку угодил,

    Нос откусит…(крокодил)

6. Разлинованы лошадки,

    Словно школьные тетрадки,

    Разрисованы лошадки

    От копыт до головы.  (зебра)

Воспитатель. Вот мы и добрались до самой солнечной страны.  Прочитайте, как она называется. (Африка)

Релаксация. Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня… Вокруг  - то желтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые, выветренные камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рев хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. Открывайте глаза. (дети открывают глаза, перед ними макет «Джунгли»)

Ребята, посмотрите, перед вами джунгли, но почему-то здесь нет жителей. Кого мы можем здесь встретить? (ответы детей)

 Правильно! Здесь живут крокодил и зебра, жираф и тигр, обезьяна и бегемот. Об этих животных, о их жизни писал Б.В.Заходер.

Я предлагаю вам вылепить фигурки животных из пластилина и заселить их.  (дети лепят разных животных по желанию, обыгрывают)

Молодцы, ребята, вы дополнили макет разными животными, теперь мы можем не только играть с ними, но и рассказать детям другой группы о том, что такое джунгли, о климатических особенностях Африки, об обитателях континента и многое другое.

Вы, ребята, знаете стихи Заходера о жителях далекой Африки? Кто желает прочитать стихотворение? (дети читают стихи)

А теперь предлагаю вернуться обратно в группу. Раз, два, три обернись, снова в группе очутись. (дети возвращаются на стульчики)

Где мы, ребята, сегодня побывали? С каким животными мы встретились? О творчестве какого писателя мы сегодня говорили?

Мартышкин дом (отрывок)

Тот, кто не был в Африке,
Пусть не забывает:
Иногда и в Африке
Холодно бывает!
Можно даже в Африке
Промокнуть под дождем,
Зверю даже в Африке
Нужен теплый дом...

Есть у всех животных
В Африке жилье.
Разное, конечно.
Каждому - свое.
У кого - домищи,
У кого - домишки,
Нету дома только
У одной Мартышки!

Лев

Считался ЛЕВ царем  зверей,
Но это было встарь.
Не любят в наши дни царей,
И Лев - уже не царь.

Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят.
С делами не справлялся.

Теперь сидит он присмирев,
И перед ним - ограда.
Он недоволен, этот Лев,
Но так ему и надо!

Жираф

Мне очень нравится ЖИРАФ -
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа - он ведь выше всех -
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву -
И не всегда досыта...
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он неправ!

Верблюд

Верблюд решил, что он — жираф,

И ходит, голову задрав,

У всех

Он вызывает смех,

А он, Верблюд, плюёт на всех!

Умеют Львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного соревнования экологической направленности с элементами фрироупа для детей старшего дошкольного возраста "Жаркая Африка"

Конспект предназначен физ.инструкторам, воспитателям детских садов,, педагогам дополнительного образования. Дети,  преодолевая спортивные препятствия попадают в  Африку....

Конспект викторины по произведениям С.Я.Маршака для старших речевых групп

Это викторина по страницам произведения С.Я.Маршака для старших речевых групп...

Конспект Викторины «Полезная и вредная еда» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: социально- коммуникативная

Создание условий для  формирование у детей понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании...

Конспект викторины по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями на тему «Важнее всех игрушек – детское автомобильное кресло»

Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение правил дорожного движения самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей....

Интерактивная викторина по произведениям Софьи Бунтовской для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста о природе родного края.Задачи:Образовательные: обобщить и закрипить знания о произведениях Софьи Бунтовской (Эко...

Викторина по произведениям А.Л. Барто для старшего дошкольного возраста.

Викторина по произведениям А.Л. Барто для старшего дошкольного возраста....