Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Жители лесного царства, зеленого государства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Павлова Маргарита Александровна

Данный учебный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал помогает закрепить и систематизировать знания детей  о жителях леса (птицы, животные, насекомые, деревья). Конспект занятия представлен в форме игры КВН.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zhiteli_lesnogo_tsarstva.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей подготовительной группы

«Жители  лесного царства, зеленого государства»

Цель  – систематизировать знания детей о многообразии животного мира.

Задачи:

Образовательные – закрепить представления детей о жителях леса: животных, птицах, насекомых.

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие – Развивать память, воображение, логические мышление.

Форма -  конкурсная программа.

Материалы: карточки, карандаши; еловые шишки; карточки со словами загадок; следы животных,  птиц; карточки с изображением животных, птиц, насекомых; пластилин.

Ход игры:

В глубине сцены деревья с дуплом, гнездом, скворечником: берлога, муравейник, кустарник, нора, хатка. Звучит  музыка.  Выходит  ведущий.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем вас на финальной игре, в которой примут участие 2 команды (дети делятся на две команды). Итак, встречайте их!

Ведущий  представляет  команды  и  их  капитанов.

Сегодняшняя наша программа посвящена животному миру. Можно сказать, что все места на земном шаре обитаемы. Почти везде: на суше, в океане, в воздухе и даже в вечных снегах — обитают живые существа. Это звери, птицы, змеи, ящерицы, рыбы, насекомые. Некоторые из них даже умеют разговаривать.

Конкурс «Чей голос?»

Задание: прослушав фонограмму, определить, каким животным принадлежат эти звуки. Ответы   записать   на   карточках.

  1. Журавли.
  1. Утки.
  1. Белка.
  1. Ворона.
  1. Пчелы.
  1. Озерные   лягушки.
  1. Соловей.

Та команда, у которой больше правильных ответов,  получит очко  —  шишку.

Ведущий. Наблюдая за животными, человек придумал множество загадок. Некоторые из них мы предлагаем вам отгадать. Но для начала их надо составить.

Конкурс «Составь загадку»

Задание: составить загадку из слов, записанных на карточках, и загадать ее команде-сопернице.

Загадки

Не зверь, не птица, а нос как спица. (Комар) Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.   (Сова)

На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

Конкурс загадок для болельщиков

Скачет зверушка — Не рот, а ловушка: Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка)

В серой шубке перьевой И в морозы он герой. Скачет, на лету резвится — Не орел, а все же птица. (Воробей )

Лежит веревка, Шипит плутовка, Брать ее опасно, Укусит,   ясно. (Змея)

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

У меня ходули — Не страшно болото. Лягушат найду ли — Вот моя забота. (Цапля)

Не барашек и не кот, Носит шубку круглый год. Шуба серая для лета, Для зимы — другого цвета. (Заяц)

С ветки — на тропинку,

С травки — на былинку,

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка. (Кузнечик)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном. (Дятел)

Нос долог, голос тонок,

Летит — кричит, сядет — молчит.

Цари его боятся, короли страшатся,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

(Комар)

Подведение  итогов  конкурса   «Составь  загадку».

Ведущий. В природе существует строгий порядок. Всё в ней крепко-накрепко взаимосвязано: и растения, и насекомые, и рыбы, и птицы, и звери. А может быть, эти законы несправедливы? Что, если зайцам научиться лазать по деревьям, а утятам — квакать? Помните, как у Корнея Чуковского в его знаменитой «Путанице»? Представьте, что нечто похожее произошло и у нас, только перепутались литературные произведения.

Задание: назвать  произведение  которое перепутались

 1.Вдруг откуда-то летит Маленький комарик. И в руке его горит Маленький фонарик.

( «Федорино  горе» )

2.Он рычит, и кричит, И усами шевелит:«Погодите,  не спешите,  Я вас мигом проглочу, Проглочу, проглочу, не помилую».Звери задрожали,

В обморок упали. («Мойдодыр»)

3.А от бешенной мочалки

Я помчался, как от палки. А она за мною мчится И кусает, как волчица.

 ( «Тараканище» )

4.Испугалася коза, Растопырила глаза:«Что такое? Почему? Ничего я не пойму».( «Муха-цокотуха» )

Правилъный   ответ:

1. «Муха-Цокотуха». 2. «Тараканище». 3. «Мой-ыр».   4   «Федорино   горе». Автор:   К. Чуковский.

Ведущий. Многие животные стали популярными героями русских народных сказок. Угадайте, о ком идет речь? Каждой команде предлагается по 3 вопроса.

Конкурс «О ком идет речь?»

1. Любимая героиня народных сказок, воплощение хитрости и лукавства. А в сказках, как известно, есть доля истины. Кто это? (Лиса)

2. Эта личность из сказок нашего детства не менее  популярна,  чем рыжая хитроумная лиса.  Там он дурачок-простачок и вечный неудачник. В сказках, но не в действительности. Кто это?   (Волк) Почему  это  животное  назвали   «волком»? (Слово  «волк»   произошло от  однократных слов   «волоку»,   «волочить»,   т. е.   тащить. Волк хищное животное, он уволакивает домашний   скот.)

3. Один из героев народных сказок, которому нет равных по силе и мощи. Кто это? (Медведь)

Почему этот зверь получил такое название? (В слове «медведь» различалось два корня мед-и-ед. Так назвали медведя потому,  что он  очень любит мед.)

Этот герой сказок отличается умением запутывать свои следы   (Заяц) Откуда появилось это название животного? (В переводе с польского языка слово «заяц» означает   «прыгун».)

б. Этот герой в разных народных сказках ведет себя по-разному. Несмотря на свой маленький рост, зверек этот очень юркий и быстрый. В одних сказках он любит делать пакости, в других — помогать. Кто это? (Мышь)

Самое дорогое молоко в мире дает мышь. Один литр стоит 40 000 немецких марок. Используется для научных исследований. Почему этот зверь получил такое название? {Мышью назвали зверька за быстроту и юркость.)

6. Герой народных сказок, который любит переносить все, что ему понравится, на своей спине. Кто это?   (Еж)

Есть ли колючки у новорожденных ежат? (Новорожденные ежата слепые, белые и совсем не колючие. Матери нежно заботятся о них и храбро защищают. Слово «еж» исконно означало «колючий», «пожиратель змей».)

Подведение  итогов  конкурса.

Ведущий. В любое время года можно наблюдать за животными. Но для начала нужно научиться определять их следы. Следом называются не только отпечатки лап, но и оставленные животным знаки: перья или клочки шерсти, остатки пищи, помет, погрызы на коре дерева и т. д.

Конкурс «Определи, чья квартира»

Задание: поместить каждое животное в свою квартиру. Участникам выдаются карточки с изображением следующих животных, птиц и насекомых: медведь, муравей, аист, бобер, белка, мышь, скворец, которых расселяют по своим «квартирам», используя оформление  сцены.

Правильные ответы: медведь берлога; муравей муравейник: аист гнездо на дереве; бобер хатка; белка дупло; мышь —   нора;   скворец   —   скворечник.

Ведущий. Некоторых животных на Земле осталось очень мало, они занесены в Красную книгу и взяты под охрану. (Обращаясь в зал  и  к  командам.)

- Почему эта книга называется Красной? (Потому что она, подобно красному сигналу светофора, должна будить у людей тревогу  о  судьбе   природы.

- Какого цвета страницы в этой книге и что они означают? (Красная страница означает, что виду угрожает гибель, поэтому нужно немедленно принимать меры для его спасения. Белая страница сообщает, что хотя вид еще не исчезает, его становится все меньше и меньше. Зеленая страница страница надежды. Сюда с красных и белых страниц «переводят» те виды, которым, благодаря заботам людей, больше не угрожает   исчезновение.)

Ведущий. Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно делать, а чего нельзя.

Ведущий. Многим животным очень трудно приходится в зимний период. И человек должен им помогать пережить зиму. Как можно помочь птицам зимой, когда им трудно достать корм? (Ответы детей.) Да, покормить их. Для этого необходимо смастерить кормушки, что вам предстоит сейчас сделать.

Игра для болельщиков «Птицы»

Задание: послушать внимательно стихотворение про птиц. Если ведущий называет не птицу, хлопнуть в ладоши.

Ведущий. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Муха и стрижи.

Хлопок в ладоши.

Что такое? Мухи, говорите? Насекомое? Правильно!

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты,  вороны, Галки, макароны!

Хлопок в ладоши.

Прилетели птицы: Голуби,  синицы, Страусы,   стрижи.

Страус не летает, 1:0 в мою пользу.

Прилетели птицы: Голуби,  синицы, Болтики, кукушки...

Хлопок в ладоши.

Что, болтики не нравятся? Уберем! ...гаечки,  кукушки.

Хлопок в ладоши.

А теперь что сигналите? Нет уж, гаечки — это как раз птички. Еще вам штрафное очко.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы,  стрижи, Гаечки, чижи. Аисты,  кукушки, Даже совы-сплюшки...

А что сигналите? Не плюшки, а совы-сплюшки.

Лебеди и утки — Вот спасибо шутке!

Игра для болельщиков «Кто сказал?» Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем составить стихотворение. Я буду начинать, а вы продолжать, называя животное в рифму.

1. «Прекрасный день»,  — сказал  ...    (олень, тюлень).

  1. «Но дождь пойдет», — сказал ... (енот, удод).
  1. «Тут нет, мой друг», — сказал ... (верблюд).
  1. «Пойду в вагон», — ворчит ...   (питон).
  1. «Не торопись», — сказала ...   (рысь).
  1. «А я боюсь», — захныкал ...   (гусь).
  1. «Ты всех смешишь», — сказала ...  (мышь).
  1. «Игре конец», — сказал ...   (скворец).

Ведущий.  А чем  питаются  птицы  в  летнее время? (Личинками,  насекомыми.)

Конкурс «Собери сороконожку»

Задание: используя пластилин, собрать туловище   сороконожки.

Подведение  итогов   программы.

Ведущий. Насекомые, рыбы, птицы и звери — все это природа. А ведь человек тоже часть этой природы. Значит, и жить нам надо в мире и согласии, помогая и оберегая друг друга.

В сегодняшней игре победителем стала команда .... Мы поздравляем команду-победительницу, а команду ... благодарим за участие.

Проводится   награждение.

Спасибо всем за внимание! До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "жители лесного царства"

презентация к занятию по окружающиму миру...

презентация "жители лесного царства"

презентация к занятию по окружающиму миру...

НОД "Экология" "В грибном царстве, ягодном государстве"

НОД «Экология» Тема: «В грибном царстве, ягодном государстве»Цель: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Ра...

Совместное занятие с родителями по аппликации "В гостях у жителей лесного царства"

Совместное занятие с родителями по аппликации "В гостях у жителей лесного царства"...

Конспект занятия в средней группе «Деревья – главные жители лесного царства»

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой в средней группе«Деревья – главные жители лесного царства»...

«Деревья — самые важные жители лесного царства» конспект-занятие

laquo;Конспект-занятие "Деревья — самые важные жители лесного царства" поможет детям обобщить и систематизировать знания детей о типичной морфологии деревьев, обогатить...

Конспект занятия для средней группы по окружающему миру "Деревья – главные жители лесного царства"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная.Цели: познакомить с названиями неко...