НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Рассказывание по картине Васнецова Иван - царевич на сером волке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_kartine_vasnecova.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассматривание картины В.М.Васнецова Иван царевич на сером волке.
Рассказывание на тему картины.
Задачи:
- Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев, пейзажа;
- Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
- Учить использовать в речи слова, характерные для сказки (кафтан, чащоба, трясина и др.);
- Побуждать использовать наиболее точные слова для характеристики настроения героев картины;
- Воспитывать умение понимать сказочные эпитеты (Иван-царевич, Елена-Прекрасная, серый волк).
Ход НОД:
Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим.
На стенде выставляется репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова Иван – царевич на сером волке.
- Как вы думаете, кто автор этой картины? Какие картины этого художника вы знаете? (Аленушка, Богатыри).
- На тему какой сказки художник нарисовал картину?
- О ком эта картина? (о волке, Иван – царевиче, Елене Прекрасной).
- Как вы догадались, что это Иван-Царевич? (по одежде).
- Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы думаете, почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?
- Какой пейзаж окружает героев? Почему?
Пейзаж, окружающий героев, грустный, тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь. Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины…
…Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с Еленой Прекрасной, возлюбил её сердцем, а она Ивана-царевича…
- Это главные герои сказки. Почему их так зовут? (Сказка о добре – оно побеждает, а зло наказывается; о том, что друзья всегда помогают; Иван-царевич – сын царя; Елена Прекрасная была очень красива)
- Откуда и куда едут герои?
- Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену (сюжет) нарисовали?
Давайте с вами представим, что мы художники, но необыкновенные, мы умеем рисовать словами. Предложить детям нарисовать картину словами. В анализе отметить содержание рассказа, его форма, наличие описания и концовка.
- В заключении прочитать стихи, навеянные сказочными сюжетами:
И начну у бабки сказки я просить,
И начнет мне бабка сказку говорить:
Как Иван-царевич птицу-жар поймал,
Как ему невесту серый волк достал…
И во сне мне снятся чудные края.
И Иван-царевич – это будто я.
И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царем
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.
Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды –
И не веришь и веришь очам.
- Придумайте, чем мог бы закончиться сюжет картины Васнецова.
Игра: Подберите слова по смыслу - наоборот:
Медведь осенью засыпает, а весной……(просыпается)
Березка от ветра наклонилась, а затем…. (выпрямилась)
Мы в метро сначала спускаемся, а потом ….(поднимаемся)
При расставании люди прощаются, а при встрече….(здороваются)
Мокрое белье развешивают, а сухое….(снимают)
Вечером солнце заходит, а утром….(восходит)
Старую мебель надо вынести, а новую ….(внести)
Мальчик рукавичку уронил, а потом ….(поднял)
По одежке встречают,…. А по уму….(провожают)
Птицы осенью улетают, а весной…(прилетают)
Осень заканчивается, а зима….(начинается)
Весна уходит, а лето …..(приходит)
Пчела в улей влетела, а затем….(вылетела)
Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь
Походим мягко как лисята
И как мишка-косолапый
И как заинька-трусишка
И как серый волк-волчишко
Вот свернулся еж в клубочек
Потому что он продрог
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие.
Пусть ваши дружные пальчики возьмут карандаши и закрасят прямоугольник цветом, которым вы раскрасите свое настроение после сегодняшнего занятия.
е. Детский сад 50. Конспект занятия
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ страна цветов
Программное содержание:
- формировать умение детей составлять рассказы, сказки, загадки о комнатных растениях, используя знания и представления об окружающем мире;
- закрепить знания детей о способах размножения комнатных растений, об условиях необходимых для их роста и развития;
- развивать креативное мышление дошкольников посредством использования на занятиях элементов ТРИЗ-РТВ, моделирования и схем;
- воспитывать у детей навыки экологически грамотного поведения в процессе повседневной жизни, приобщая к ценностям сотрудничества друг с другом.
Методы и приёмы:
- музыкальное сопровождение;
- беседа;
- вопросы к детям;
- рассказы детей;
- игровой момент (“выполнение заданий от Дюймовочки”);
- загадки;
- физ. минутка “Тюльпан”;
- подвижная игра “Волшебные круги”.
Материал:
- жетоны для всех детей; макет цветка с семью лепестками;
- домик “Дюймовочки”;
- дидактическая игра “Собери цветок” (разрезные картинки); иллюстрации с изображением комнатных растений;
- мячик.
Словарная работа:
- активизация словаря: размножение растений, черенкование.
Звуковая культура речи:
- упражнять детей в отчётливом произнесении сонорных звуков.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу с воспитателем, в центре группы домик (оформленный цветами, маленькой мебелью), в домике никого нет, но оставлена записка и макет цветка.
Воспитатель читает записку: “Я очень люблю цветы и очень многое знаю о них. А вы тоже имеете представление о комнатных растениях или нет? Чтобы это проверить, я приготовила для вас задания на цветке. Выполнить задания по Цветам радуги. Дюймовочка.”
Дети вспоминают стихотворение, проговаривают его: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В каждом слове первый звук определяет цвет лепестка и номер задания.
Задание 1. “Лепесток красного цвета”.
“Рассказать о своём любимом растении”
Для выполнения этого задания дети вытягивают жребий. У кого жетончик с изображением цветка, те дети и рассказывают о комнатном растении. (3 ребёнка)
Задание 2. “Оранжевый лепесток”.
Воспитатель загадывает загадку о цветке:
Зеленые листочки,
А на кусточках ярко-красные комочки. (Ангинник)
Ребята делятся на пары. Каждая пара придумывает загадку для других детей.
Физкультурная минутка. “Тюльпан”. Музыка К. Черни
И.п. – руки перед собой, соединить средние пальцы.
Вырос тюльпан
Утром тюльпан раскрывается | Соединить ладони, поднимая руки к подбородку. Раскрывая ладони в стороны, локти соединить. |
На ночь тюльпан закрывается | Соединяя ладони, опустить руки вниз. Внизу соединить тыльные стороны ладоней и поднимать руки над головой. |
Тюльпанное дерево | |
Раскидывает свои ветви | Руки сверху раскинуть в стороны, ладони вверх. |
И осенью листики опадают | Повернуть ладони вниз и руки мягко опустить вниз, чуть перебирая пальцами |
Задание 3. “Жёлтый лепесток”.
Дидактическая игра “Собери цветок” (из 6-8 частей).
Дети называют и находят то комнатное растение в группе, которое получилось из пазлов.
Задание 4. “Зелёный лепесток”.
Подвижная игра “Волшебные круги”.
Дети раскладывают фотографии комнатных цветов по заданию: в зелёный круг – цветущие с листьями; в синий – растения с листьями, но не цветущие; в желтый круг – остальные (кактусы). Объяснить свой выбор (так как кактусы не относятся в два предложенных круга, но они тоже комнатные растения).
Задание 5. “Голубой лепесток”.
“Расскажи о цветке по схеме” (3 ребёнка).
Подвижная игра: “Цветы и пчёлы”.
Дети делятся на две команды: “пчелы”, “цветы”. Играет музыка - “пчелы летают”; музыка замолкает – “пчелы садятся на цветы” (кладут руки на кисти других детей). Затем дети меняются ролями.
Задание 6. “Синий лепесток”.
“Путешествие цветка” - коллективное составление сказки.
Начало сказки говорит воспитатель: “В цветочном саду у Дюймовочки вырос цветок…”. Дети передают мяч друг другу и говорят предложение для составления коллективной сказки.
Задание 7. “Фиолетовый лепесток”.
Дюймовочка за правильно выполненные задания, оставила для детей призы: разукрашки и печенье “Розочки”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративная НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ФФНР." Развитие связной речи в разных видах деятельности. Экспериментирование с водой"..
конспект НОДРазвитие связной речи в разных видах деятельности в подготовительной группе. Экспериментирование с водой. используемые технологии:...
НОД по развитию речи в подготовительной группе по развитию речи "В гости к нам зима пришла"
Цель:расширение и обобщение знаний детей о зиме.Программные задачи:- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова, пр...
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе. «12 апреля – День Космонавтики. Покорение космоса».
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе.«12 апреля – День Космонавтики.Покорение космоса&r...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...
Конспект по речевому развитию (развитие речи) в подготовительной группе по теме «Веселое путешествие в страну Речи».
Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: Продолжать развивать речь детей и применять их на занятии.Задачи: Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которы...