Конспект интегрированного занятия "Мы милашки яркие рубашки"
план-конспект занятия (развитие речи, младшая группа) по теме

Исакова Юлия Юрьевна

Конспект интегрированного занятия "Мы милашки яркие рубашки" 

Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытое занятие51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Мы милашки яркие рубашки»

    Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек.  Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

   Материал: наборы  матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка.

  Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения.

  Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с Дуняшей, матрёшкой;  рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.

   

                                                    Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.

- Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу)  Здравствуй Дуняша! (дети здороваются)

- Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши?

Воспитатель загадывает загадку:

                   Ростом разные подружки,

                  Но похожи друг на дружку.

                  Все они сидят друг в дружке,

                  А всего одна игрушка?

Дети: - Это матрешка.

Воспитатель: -  Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь.

               Путь не близкий будет, не беда

               С музыкой нам весело, хорошо всегда.

(под музыку дети идут по дорожке)

Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок)

Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка.

-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это?

Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.

Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.

Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?

Дети: - Из дерева, молодцы!

Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек.

Дети читают стихи.

           Матрёшка на окошке, в ярком сарафане

           И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

           Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.

           Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

           Они игрушки знатные, складные и ладные.

           Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться.  Досвидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке)

Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская)

-Ребята, это Семёновская матрёшка. ( показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

- А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.

-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.)

-Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?

-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей)

-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».

- А мы сейчас с вами отдохнём.

                      Физкультминутка.

         Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)

        На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)

        Влево, вправо наклонись,  (наклоны влево, вправо)

        Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)

        Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)

        В сарафанах ярких, пёстрых.  (приседают)

        Вы похожи словно сёстры. (качают головой)

        Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)

(Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика)

-Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку на платформе выезжают матрёшки)

-Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.

-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке,  садятся и рассматривают их)

-Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек:  Семёновские на стол, где Семеновская,  Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики)

-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру  в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)

             Мышку встретили подружки

            И попрятались друг в дружке,

            А которая осталась

            Больше всех перепугалась.

-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку)

-Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис.  Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась.

-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку)

                           

Тема: Знакомство с костюмом Дуняши.

( 2-ая младшая группа)

   

Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.

Материал: кукла Дуняша, набор (русский народный костюм) для фланелеграфа, коробка с прорезями, иллюстрации к сказкам, сарафан, украшения для сарафана в виде геометрических фигур (красного цвета – круг, жёлтого цвета – квадрат) на каждого ребёнка, игра «Собери костюм», аудиокассета с русской народной музыкой.

Предварительная работа: экскурсия в музей народной старины ДОУ,  знакомство с русскими народными потешками, заучивание потешки «Расти коса до пояса».  

                                                    Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы дружные ребята?

-Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках? (вос-ль показывает коробку с прорезями, в которых видна картинка)

-Это коробочка. Какая-то знакомая, вы не знаете, чья это коробочка?

-Правильно, это Дуняшина коробочка, а в ней спряталась сказка. Как вы думаете, что это за сказка? (дети рассматривают картинку через прорези)

-Молодцы! Это сказка «Колосок». Это украинская народная сказка. А какие русские народные сказки вы знаете? Почему сказка называется народная?

-Правильно, потому что её придумал народ. Скажите, а кто нам рассказывал с вами сказку «Колосок»? Чья это любимая сказка?

-Да, эту сказку нам рассказывала Дуняша, когда приходила к нам в гости. А как вы думаете, если Дуняшина коробочка здесь, то где сама Дуняша? Может нам её позвать? (стук в дверь, воспитатель заносит куклу Дуняшу)

-Здравствуй Дуняша. Мы очень рады тебя видеть.

-Ребята, Дуня тоже очень рада нас всех видеть. Ей так понравилось у нас, что она решила прийти к нам сегодня в гости. Чтобы Дуня вспомнила наши имена, мы поиграем все в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки)

-Я, Ольга Павловна. Я русская. (вос-ль берёт за руку рядом стоящего ребёнка. Дети поочерёдно называют своё имя и национальность, берутся за руки, последний берёт Дуняши, получается круг)

-У нас у каждого разные имена и они все очень красивые. А ещё мы отличаемся друг от друга тем, что  мы разной национальности, но мы все вместе дружим. Мы держимся за руки и тепло от наших рук,  передаётся друг другу, греет нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В нашей группе стало тепло, светло и радостно.

-Садитесь на стульчики. Дуняша нам принесла, что-то интересное. Это книжка, может она со сказками? (вос-ль показывает книгу «Русский народный костюм»)

-В этой книжке рассказывается про Дуняшину одежду (вос-ль показывает книгу детям) У Дуни, так как она русская, русский народный костюм. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором. ( показ)

-Повторим все вместе – это рубаха.

-Это сарафан. (показ) Он украшен красивой тесьмой. Повторим все вместе сарафан.

-На голове у Дуняши – кокошник (показ), он украшен красивыми бусами. Повторим – кокошник.

-На ногах – лапти (показ)

(каждый раз воспитатель прикрепляет на фланелеграф: рубаху, сарафан, кокошник, лапти)

-Всё вместе это русский народный костюм. А мы с вами сейчас одеваемся, так как Дуняша? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Люди разных национальностей живут рядом, у каждого народа есть свои песни, стихи, игры, костюмы, сказки.

-А какая у Дуняши длинная коса. У наших девочек тоже есть косы и когда мы их расчёсываем, то вспоминаем потешку «Расти коса до пояса».

-Дуняша, а ты хочешь послушать потешку?

(ребенок читает потешку)

             Расти  коса,  до пояса не вырони ни волоса.

             Расти косынька до пят все волосоньки в ряд.

            Расти коса не путайся маму Дуня слушайся.

-Молодец! Вот какую потешку про косу, знают наши дети. Тебе понравилась? Наши дети, очень хотят с тобой поиграть. А ты хочешь? Тогда вставайте в круг.

                           Физкультминутка.

          Вот какой чудесный дом, много есть соседей в нём.

          Вот казах, а вот аварка, русский здесь и армянин.

         В этом славном доме нужно жить со всеми очень дружно.

         Никого не обижать всех соседей уважать.

-Ребята, а Дуняша нам ещё, что-то принесла, посмотрим что это? (вос-ль показывает мешочек и достаёт оттуда настоящий сарафан) У Дуняши к нам просьба. Её пригласили в гости, но вот беда. Она попросила сшить ей сарафан, портниха его сшила, но заболела и не успела его украсить. Дуняша очень просит вас помочь ей. Поможем?

-Вот сарафан, портниха успела пришить только белую ленту, которая называется княжья лента, её надо украсить. Вот здесь в коробочке лежат украшения. (вос-ль показывает детям круг-красного цвета, квадрат – жёлтого цвета) Сейчас мы с вами будем украшать сарафан. (вос-ль одевает сарафан на девочку)

-Я первым прикреплю квадрат, а затем мы прикрепим круг,  какую фигуру дальше будет прикреплять? (квадрат) (дети поочерёдно прикрепляют круг, квадрат, которые крепятся к белой ленте на липучки)

-Теперь мы с вами сядем на стулья и посмотрим, какие мы молодцы, как мы украсили сарафан. (воспитатель предлагает девочке в сарафане: покружись, покажи нам, какой сарафан стал красивый и нарядный). Как вы думаете, теперь Дуняша может идти в гости? (вос-ль снимает сарафан с девочки и отдаёт его Дуняше)

-Как мы с вами помогали Дуняше? Дуня говорит нам «Спасибо» Мы такие молодцы! Мы настоящие друзья, так дружно помогали.

-Вы рады, что помогали Дуне?

-За нашу помощь Дуня нам принесла подарок (вос-ль показывает детям коробку) Это игра «Собери костюм Дуняши».

-Мы сегодня познакомились с русским народным костюмом. Поэтому мы сможем играть в эту игру.

-На этом наше занятие окончено. Я вами очень довольна, вы молодцы!

                     

       

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Осень яркая идёт!"

Интегррованное занятие в подготовительной группе "Осень яркая идёт!"...

Методическая разработка. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Неваляшки – яркие рубашки» в средней группе.

Цель: Нарисовать куклу Неваляшку.Задачи: Образовательные:1.      Учить детей рисовать предметы круглой формы, передавать в рисунке строение предмета, состоящего из н...

ООД в группе раннего возраста "Неваляшки-яркие рубашки"

Цель: Познакомить с игрушкой, вызвать интерес к игре с неваляшкой. Задачи:образовательныеУчить сравнивать по величине, выделять части из единого целого, называть геометрическую фигуру – кру...

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Сарафан для Василисы и рубашка для Ивана»

Интегририрование познавательной и художественно-эстетической деятельности.  Познакомить детей с разнообразием русского костюма. Закреплять  умение   выделять одинаковые детали, раз...

Интерактивные игры: "Мы милашки - яркие рубашки"

Цель: Формировать у детей представление о внешних признаках матрешки: цвет, величина. Развивать восприятие ребёнка, речь, мелкую мускулатуру рук....

Познавательно - игровой проект "Милашки - яркие рубашки"

Цель проекта: Познакомить детей раннего возраста с матрёшкой. Воспитывать интерес к развивающей игрушке. Формировать целенаправленные действия с матрешкой....

Конспект НОД "Неваляшки - яркие рубашки"

Конспект НОД "Неваляшки - яркие рубашки"...