Планирование работы по развитию речи у детей по возрастам
методическая разработка по развитию речи по теме
Актуальные задачи развития речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pechat_aprel_no2.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
«Планирование работы по развитию речи у детей по возрастам»
Актуальные задачи развития речи детей дошкольного возраста.
1.Основные задачи педагога в области развития речи детей.
- Прививать владение литературными нормами и правилами родного языка, учить свободно выражать свои мысли.
- Развивать культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.
- Обучать нормами правилам речевого этикета, умение пользоваться им в зависимости от ситуации.
- Развивать и совершенствовать речевую активность ребенка
2.Основные направления развития речи дошкольников.
- Развитие лексической стороны речи (словарь, словарный запас).
- Звуковая культура речи (фонематический слух, произношение).
- Грамматический строй речи (словообразование).
- Формирование связной речи(составление монолога).
3. Планирование по возрастам:
- Вторая младшая группа.
I.
Ведущая линия в развитии – ЗКР.
Воспитатель должен уделять внимание чистоте своей речи.
Основные задачи:
- Развитие фонематического восприятия слуха и обучение правильному звукопроизношению, развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции (четкое ясное произношение звуков, слогов и слов).
Наличие картотек
Упражнений «Угадай, кто кричит», «Что это за звук»
Игр на звукоподражание «Шутки - чистоговорки» бу-бу-бусидит ворон на дубу
Бы-бы-бы идет дым из трубы
Развития чувства ритма: потешки, скороговорки.
Называние слов сходных по звучанию МЫШКА-МИШКА
2)Развитие интонационной стороны речи.
Учить детей правильно пользоваться интонацией, изменять интонацию в зависимости от ситуации, выражать интонацией свое отношение к чему-либо.
Стихотворения, потешки диалогового порядка
3)Развитие умений регулировать темп речи.
Музыкальные занятия
Игры, упражнения нараспев
Простейшие фразы из 3-х слов
4)Развитие умения регулировать силу голоса
Как идет медведь ТОП-ТОП
Как мышка топ-топ-топ
Как мычит корова МУ-МУ
Как мычит теленок му-му
Скажи шепотом…
П.Лексическая сторона речи.
1)Накопление словаря на основе знаний об окружающем мире.
2)Подведение детей к пониманию смысла слов
3)Обучение активному применению слов
4)Использование в речи не только существительных, но и наречий, глаголов, прилагательных.
Методы: Кто это
Что это
Скажи какой
Кто, что умеет делать
Что с этим предметом делать
Кто скажет больше о лисе….
Сравнение двух предметов: опишите яблоко и апельсин
Игры на формирование понимания и умения обобщать.
Назови одним словом: чашка, ложка, тарелка – посуда.
Продолжи дальше.
Игры на понимание семантических отношений слов:
Птица – летит
Рыба – плывет
Суп – варят
Дом – строят
Ознакомление с простейшими многозначными словами НОЖКА. РУЧКА, ИГОЛКА
Ш. Грамматический строй речи.
1)Развитие понимания и использования в речи различных грамматических средств. Развитие умений активного поиска правильной формы слова.
2)Обучение изменению слов по падежам не только в единственном, но и во множественном числе.
Чего не стало
Чего не хватает
Чего нет у кого-то, у чего-то
Для кого угощение.
3)Упражнение на согласование существительных и прилагательных в роде и числе.
Красное солнце
Красная лента
Красный бант…
4)Игры на использование предлогов.
5)Упражнения на правильное произношение повелительной формы глагола
Попроси……………
Предложи………….
Позови……………..
6)Спряжение глаголов по лицам и числам
(Показ картинок Я бегу
Он бежит
Они бегут
7)Образование видовых глаголов
Вставай! Он уже встает………
8)Словообразование существительных
9)Образование глаголов с помощью приставки.
Глагольно-именная форма(глагол образуется от имени существительного) звонок -звенит
СРЕДНЯЯ ГРУППА.
- ЗКР. Задачи те же, что в мл. группе + знакомство с термином ЗВУК, СЛОВО
1)Упражнения типа назови первый звук
2)Найди звук М в слове МАШИНА
3)Придумай слова на такую то букву …
4)Чтобы звук был в середине
5)Придумай похожее слово
П. Словарная работа + подбор синонимов и антонимов
1)Игры скажи по другому
2)Скажи наоборот
3)Игры на подбор действия к предмету (что делает утюг и что можно гладить).
4)Подбор прилагательных к предмету (что бывает круглым, что бывает резиновым)
Ш. Грамматический строй речи + согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже (чего не стало! Красной ленты
Красного банта
Красного солнца
У стола нет деревянной ножки.
У стола нет двух деревянных ножек.
2).Образование множественного числа
Зайчонок. У нас много зайчат.
3).Образование слов при помощи разнообразия суффиксов
СОЛЬ – СОЛОНКА
МАСЛО-МАСЛЕНКА
КОНФЕТЫ-КОНФЕТНИЦА
4). Образование существительных с помощью приставок ПОДОСИНОВИК
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
1, ЗКР +
1)Различение звуков не только в словах, но и в фразовой речи
2)Дифференциация пар звуков (Найди, в каких словах есть С З ; со второго полугодия – фразы).
Дифференциация С З
С Ц
Ж Ш
Ч Щ
З Ж
3)Формирование у детей представлений о линейных звуковых единицах
ЗВУК, СЛОГ, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ
4)Различение звуков по их качественной характеристике ГЛАСНЫЕ – СОГЛАСНЫЕ
5) Анализ слов по количеству Слогов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА + УДАРЕНИЕ
П. Словарь.
1)Учить детей различать смысловые оттенки слов и подбирать слова к определенной ситуации. Подбор слов-синонимов
Сущ.прил.глаг.
Слова- антонимы
- Учить подбирать детей слово к словосочетанию
Как можно сказать БЫСТРО БЕЖАТЬ -- МЧАТЬСЯ
РОТ ДО УШЕЙ – РАДОСТНЫЙ
3) Знакомство с фразеологизмами
БИТЬ БАКЛУШИ
- Раскрывать смысл пословиц и поговорок
Подготовительная группа + 5).Обучение пониманию переносного смысла слов: острый суп, нож, язык, перец, глаз, ум, карандаш………….
Ш. Грамматический строй речи.
+ Словообразование при помощи суффиксов и приставок (игры слова-родственники
Снег-снежинка).
2)Образование слов с уменьшительными, увеличительными и ласкательными
суффиксами.
3)работа по различению смысловых оттенков прилагательных
КРАСНЫЙ – КРАСНОВАТЫЙ(немножко красный)
- Работа по различению смысловых оттенков глаголов. При помощи приставок.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА +
4)Употребление в речи несклоняемых существительных
5)Образование степени прилагательных:
Красивый – еще красивее
Большой - еще больше
Тихий - еще тише
Добрый - еще добрее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через чтение художественных произведений с использованием игр и игровых упражнений
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста...
Лэпбук с элементами синквейна как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Материал, который будет необходим для работы с детьми по речевому развитию с использованием разных форм деятельности....
Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР
Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНРМесяцНеделяТемаСлуховое восприятиеСентябрьIV"Человек. части тела и лица"1. «Руч...
Работа по развитию речи для детей дошкольного возраста
Работа по развитию речи для детей дошкольного возраста...
Консультация «Лэпбук, как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста»
Консультация «Лэпбук, как одна из форм работы по развитию речи у детей дошкольного возраста»...
Приемы и работа по развитию речи для детей младшего возраста
Методы и приемы работы по развити речи...
Методы и приемы в работе по развитию речи у детей раннего возраста
Сообщения выступления на семинаре "Речевое развитие дошкольников"...