ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
тест по развитию речи по теме

Деева Ольга Игоревна

Материал содержит описание применения инструментов ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_trizstatya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Деева О.И.

воспитатель

МДОУ №460

г. Челябинск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ

В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Дидактические игры одновременно являются формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. В дидактических играх содержатся все элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат. Важное значение дидактических игр состоит в том, что она развивает самостоятельность,  активность мышления и речи детей («Волшебные колпачки», «Кто в каком домике живёт», «Чудесный мешочек»).

Результат дидактических игр – показатель уровня достижения детей в усвоении знании, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Дидактическая игра 0 это игровая форма упражнения. Многократное повторение упражнения ни к чему не приведёт, если их не проводить в игровой форме. Идёт закрепление знаний о предметах, качествах, развивается мышление, закрепляется словарь, вырабатывается правильное произношение звуков в словах,  формируются внимание, память («Четвёртый – лишний», «Где звук живёт?»,  «С какой ветки детки?» и т.д.)

Дидактические игры бывают двух видов:

  1. с предметами (картинки, игрушки) проводящиеся во всех группах;
  2. словесные, проводящиеся в старших и подготовительных к школе группах.

Словесные игры позволяют ребёнку закрепить и расширить словарь, научиться правильно употреблять и произносить сложные слова, классифицировать и обобщать предметы и явления, подбирать антонимы и синонимы, правильно ставить вопрос ( «Кто что делает?», «Когда это бывает?», «Наоборот», «Данетка», «Назови одним словом»).

В словесной игре важно правильно объяснить её содержание (обычно 2-3 примера выполнения задачи - ответа). Важен наиболее полный подбор словаря (задание ведущего и ответы играющих). Для каждой игры подбираются 5-10 слов с постепенным усложнением словарного материала. Каждый ребёнок отвечает одним или несколькими словами. Необходимо учить детей прислушиваться к ответам других, чтобы не повторяться.

Методика проведения:

  1. Название игры, образец ответа.
  2. Игровое задание. Даётся всем, выдерживается пауза.
  3. Спрашивается несколько детей на один вопрос.
  4. Подводится итог.

Особенности:

  1. Быстрый темп, т.к. идёт закрепление материала.
  2. Нет особой организации.

Особый интерес у детей вызывают нетрадиционные игры, позволяющие им пофантазировать, раскрепоститься.

Ассоциативные методы основаны на языковых средствах, понятиях, т.к. основным источником генерирования идей служат ассоциации, метафоры, случайно выбранные понятия.

  1. метод гирлянд и случайных ассоциаций:

что (кто)?         какой (-ая,-ое)?           что (кто)?         и т.д.

что (кто)?        любая ассоциация                                 и т.д.

  1. цепочка ассоциаций:
  1. свойства или предмет по вопросу (что летает?, что льётся? и т.п.)
  2. добавляем к выбранному ещё одно свойство
  3. берём три свойства
  4. берём четыре свойства.
  1. метод взаимного обмена:

- два любых свойства

- признаки                              признаки меняются местами

Необходимы рамки – реальное или нереальное.

  1. метод фокальных объектов:

Придумывание новых качеств, для выбранного объекта.

Ценность метода в том, что позволяет помочь отойти от стереотипов, являет необычность, новизну, даёт почувствовать себя в роли творца, волшебника.

  1. выбирают объект для игрв (предмет, явление)
  2. называют два любых слова (произвольно, даже не относящихся к теме)
  3. подбираются признаки, свойства, качества  к этим двум словам
  4. все перечисленные признаки «примеряются» к объекту игры.

 Необходимые рамки – реальное или нереальное. В зависимости от рамок строится «примеривание».

  1. подводится итог: перечисляются все интересные варианты, получившиеся в ходе игры.

Данный метод относится скорее к практическому.

Приёмы, используемые при проведении игры:

  1. словесные: речевой образец, словесное упражнение, вопросы (репродуктивные, наводящие)
  2. игровые :элементы соревнования (кто больше назовёт слов), действие по выбору (самостоятельно называют слова, с которыми предстоит играть).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Л.Галкина, С Бобырёва «Нетрадиционные формы организации    детей на занятии» «Дошкольное воспитание» №2 1991год
  2. А.М.Страунинг Игры по развитию творческого воображения»
  3. М.Н. Шутерман «Новые приключения Колобка»  «Педагогика-пресс» Москва 1993 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

Дидактические игры по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе.

Детский возраст период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ТРИЗ &mdash...

Дидактическая игра по развитию речи с использованием магнитного жезла "Укрась ёлочку"

Смотрим на картинку в левом верхнем углу. Выясняем, на какой звук начинается слово. Прикрепляем на макушку ёлки красную звёздочку, потому что звук А гласный. Ищем все буквы "А" ("И"...

Дидактические игры для развития речи, с использованием наборов "Дары Фребеля" в ДОУ

Дидактические игры по развитию речи для разных возрастных групп детского сада с использованием наборов "Дары Фребеля"...

Тема проекта: «Использование дидактической игры в развитии речи детей коррекционной группы среднего дошкольного возраста».

Актуальность проблемыПроблема речевого развития детей дошкольного возраста коррекционных групп на сегодняшний день очень актуальна, т.к процент дошкольников с различными речевыми нар...