ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
тест по развитию речи по теме
Материал содержит описание применения инструментов ТРИЗ в развитии речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_trizstatya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Деева О.И.
воспитатель
МДОУ №460
г. Челябинск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ
В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
Дидактические игры одновременно являются формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. В дидактических играх содержатся все элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат. Важное значение дидактических игр состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность мышления и речи детей («Волшебные колпачки», «Кто в каком домике живёт», «Чудесный мешочек»).
Результат дидактических игр – показатель уровня достижения детей в усвоении знании, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.
Дидактическая игра 0 это игровая форма упражнения. Многократное повторение упражнения ни к чему не приведёт, если их не проводить в игровой форме. Идёт закрепление знаний о предметах, качествах, развивается мышление, закрепляется словарь, вырабатывается правильное произношение звуков в словах, формируются внимание, память («Четвёртый – лишний», «Где звук живёт?», «С какой ветки детки?» и т.д.)
Дидактические игры бывают двух видов:
- с предметами (картинки, игрушки) проводящиеся во всех группах;
- словесные, проводящиеся в старших и подготовительных к школе группах.
Словесные игры позволяют ребёнку закрепить и расширить словарь, научиться правильно употреблять и произносить сложные слова, классифицировать и обобщать предметы и явления, подбирать антонимы и синонимы, правильно ставить вопрос ( «Кто что делает?», «Когда это бывает?», «Наоборот», «Данетка», «Назови одним словом»).
В словесной игре важно правильно объяснить её содержание (обычно 2-3 примера выполнения задачи - ответа). Важен наиболее полный подбор словаря (задание ведущего и ответы играющих). Для каждой игры подбираются 5-10 слов с постепенным усложнением словарного материала. Каждый ребёнок отвечает одним или несколькими словами. Необходимо учить детей прислушиваться к ответам других, чтобы не повторяться.
Методика проведения:
- Название игры, образец ответа.
- Игровое задание. Даётся всем, выдерживается пауза.
- Спрашивается несколько детей на один вопрос.
- Подводится итог.
Особенности:
- Быстрый темп, т.к. идёт закрепление материала.
- Нет особой организации.
Особый интерес у детей вызывают нетрадиционные игры, позволяющие им пофантазировать, раскрепоститься.
Ассоциативные методы основаны на языковых средствах, понятиях, т.к. основным источником генерирования идей служат ассоциации, метафоры, случайно выбранные понятия.
- метод гирлянд и случайных ассоциаций:
что (кто)? какой (-ая,-ое)? что (кто)? и т.д.
что (кто)? любая ассоциация и т.д.
- цепочка ассоциаций:
- свойства или предмет по вопросу (что летает?, что льётся? и т.п.)
- добавляем к выбранному ещё одно свойство
- берём три свойства
- берём четыре свойства.
- метод взаимного обмена:
- два любых свойства
- признаки признаки меняются местами
Необходимы рамки – реальное или нереальное.
- метод фокальных объектов:
Придумывание новых качеств, для выбранного объекта.
Ценность метода в том, что позволяет помочь отойти от стереотипов, являет необычность, новизну, даёт почувствовать себя в роли творца, волшебника.
- выбирают объект для игрв (предмет, явление)
- называют два любых слова (произвольно, даже не относящихся к теме)
- подбираются признаки, свойства, качества к этим двум словам
- все перечисленные признаки «примеряются» к объекту игры.
Необходимые рамки – реальное или нереальное. В зависимости от рамок строится «примеривание».
- подводится итог: перечисляются все интересные варианты, получившиеся в ходе игры.
Данный метод относится скорее к практическому.
Приёмы, используемые при проведении игры:
- словесные: речевой образец, словесное упражнение, вопросы (репродуктивные, наводящие)
- игровые :элементы соревнования (кто больше назовёт слов), действие по выбору (самостоятельно называют слова, с которыми предстоит играть).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Л.Галкина, С Бобырёва «Нетрадиционные формы организации детей на занятии» «Дошкольное воспитание» №2 1991год
- А.М.Страунинг Игры по развитию творческого воображения»
- М.Н. Шутерман «Новые приключения Колобка» «Педагогика-пресс» Москва 1993 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)
Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...
Дидактические игры по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе.
Детский возраст период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. ТРИЗ &mdash...
Дидактическая игра по развитию речи с использованием магнитного жезла "Укрась ёлочку"
Смотрим на картинку в левом верхнем углу. Выясняем, на какой звук начинается слово. Прикрепляем на макушку ёлки красную звёздочку, потому что звук А гласный. Ищем все буквы "А" ("И"...
Дидактические игры для развития речи, с использованием наборов "Дары Фребеля" в ДОУ
Дидактические игры по развитию речи для разных возрастных групп детского сада с использованием наборов "Дары Фребеля"...
Тема проекта: «Использование дидактической игры в развитии речи детей коррекционной группы среднего дошкольного возраста».
Актуальность проблемыПроблема речевого развития детей дошкольного возраста коррекционных групп на сегодняшний день очень актуальна, т.к процент дошкольников с различными речевыми нар...