Тема проекта: «Использование дидактической игры в развитии речи детей коррекционной группы среднего дошкольного возраста».
проект (средняя группа)
Актуальность проблемы
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста коррекционных групп на сегодняшний день очень актуальна, т.к процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Многое ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_proekte_po_razvitiyu_rechi_srednyaya_gruppa.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детского сада №31 комбинированного вида ГО г. Нефтекамск.
Тема проекта:
«Использование дидактической игры
в развитии речи детей коррекционной группы
среднего дошкольного возраста».
Воспитатели группы: Сахратова Э. М
Слайд 1 Тема: «Использование дидактической игры в развитии речи детей коррекционной группы среднего дошкольного возраста».
Слайд 2 Актуальность проблемы
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста коррекционных групп на сегодняшний день очень актуальна, т.к процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Многое ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Слайд 3 Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы работы: «Использование дидактических игр в развитии речи дошкольников».
Слайд 4
ФГОС ДО В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста. Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества и деятельности детей;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой;
Слайд 5 Этапы проекта Проект долгосрочный – учебный год.
1 этап – подготовительный. Подбор методической литературы и дидактических игр по развитию речи.
2 этап – основной Реализация проекта в разных формах образовательной деятельности.
3 этап – заключительный. Подведение итогов.
Слайд 6 Цели
Позитивная социализация дошкольников среднего возраста; индивидуализация развития детей; поддержка детской инициативы и детского творчества; развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Слайд 7 Задачи
Социально – коммуникативное развитие:
Содействовать формированию готовности к совместной деятельности со взрослым и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Познавательное развитие:
Мотивировать развитие интересов и любознательности детей посредством игры.
Речевое развитие:
Способность овладению речью как средством общения и культуры; обогащению активного словаря; развитию связной, грамматической речи.
Физическое развитие:
Способствовать овладению подвижными играми со словами.
Слайд 8 Ожидаемые результаты:
- Дети по завершению проекта научились усидчивости, соблюдению правил игры за столом.
- Поддерживать порядок в группе и завершать деятельность.
- Бережно относится к игрушкам.
- Слушать речь педагога, поддерживать диалог.
- Выбирать игры по интересам, играть самостоятельно.
- Сравнивать игры и понимать их идентичность.
- Делится играми с другими ребятами.
- Концентрировать внимание на предметах.
- Умение обратиться за помощью к взрослым.
Слайд 9 Реализация проекта:
Необходимыми условиями для успешной реализации данных задач являются:
- личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка;
- создание речевой развивающей среды;
- активное участие родителей в образовательном процессе;
- использование принципа интеграции образовательных областей (речевая деятельность);
Проект реализуется в различных формах образовательной деятельности:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя с ребенком;
- индивидуальная работа с ребенком;
- развлечения, досуги;
Дидактические игры проводятся как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Используются следующие методы:
- наглядные методы (рассматривание натуральных предметов, рассматривание игрушек, картинок, фотографий);
- словесные методы (беседа, рассказ);
-практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения);
Слайд 10 Разновидность дидактических игр по развитию речи:
- игры по обогащению словаря;
- игры на словообразование;
-на развитие грамматического строя речи;
- игры на развитие понимания смысловой стороны слова: игры на описание разных предметов («Кто больше назовет?», «Что из чего сделано?», «Какого цвета?»
- игры на развитие диалогической и монологической речи;
- игры на развитие речевого дыхания;
- игры на развитие мелкой моторики;
- пальчиковые игры
Основные направления организации речевой развивающей среды в группе:
Предметно - развивающая среда в нашей группе способствует всестороннему развитию детей. Она безопасна, комфортна, наполнена различными игровыми материалами.
В группе имеется необходимый наглядный материал для организации речевого развития детей: наборы картинок, игрушек, овощи и фрукты, игры на дыхательную гимнастику, дидактическое пособие и многое другое. В группе создана картотека речевых игр, а именно:
- игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;
-игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания;
- пальчиковые игры;
- игры на развитие мелкой моторики;
- настольно – печатные игры;
- дидактические игры по литературным произведениям («Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя»)
- организован книжный уголок для самостоятельного рассматривания детьми книг;
Взаимодействие с родителями по вопросам развития детей.
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка - еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может и безрезультатны.
В группе была проведена следующая работа:
- анкетирование родителей по использованию речевых игр в домашних условиях;
- консультации для родителей по использованию в домашних условиях дидактических игр для развития речи были представлены:
а) игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;
б) игровые дыхательные упражнения;
в) рекомендации «Дидактические игры по литературным произведениям»;
- проводятся индивидуальные консультации, памятки;
Перечень литературы:
1 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, М. А Васильевой, Т. С Комаровой.- М, Мозаика- Синтез, 2014 г.
2 В. В Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада», -М, Мозаика- Синтез, 2012г.
3 Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/ под ред. О. С Ушаковой. – М. Просвещение, 1996.
4 И. Колосова. Речевая развивающая среда. Основные направления ее организации.- Дошкольное воспитание, № 6 – 2010г, с 67-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Задачи проекта:1. Формировать представления о фольклоре;2. Знакомить детей с устным народным творчеством.3. Учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, пр...
Отчет по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Известно, что главное содержание памяти дошкольника это представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. ...
Презентация к проекту «Использование фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста »
Применение малых форм фольклора в разных видах деятельности....
Проект «Использование ИКТ в развитии речи детей дошкольного возраста»
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать образовательную деятельность по речевому развитию детей 5-7 лет привлекательной и по-нас...
Проект Использование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста
ПроектИспользование моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...
План по самообразованию педагога Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей средне - старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для разви...
Педагогический проект "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
Методы работы с детьми для развития речи с использованием различных приемов мнемотехники....