Проект «Времена года» с детьми подготовительной к школе группы (развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия. Знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, дошкольнику легче это усвоить при помощи схем, моделей, мнемотаблиц и приемов мнемотехники.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) .
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
На основании анализа научной литературы мы выделили следующие
подходы в работе с технологией мнемотехника:
Системный –технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный –с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный- развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический- процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный- ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Аксиологический –образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект- субъектное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия детям понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определённой расцветки и фигура животного; если их цвета совпадают, то животное не видно) .
3. Графические модели – обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Этот вид моделей используется в школе, хотя последние исследования свидетельствуют о доступности их в детском саду.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
• ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
• быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
• должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
• не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
• нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники включается во все виды учебно-игровой деятельности, а также режимные моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_proekta.docx | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11
Проект «Времена года»
с детьми подготовительной к школе группы (развитие речи и мышления детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники)
подготовила:
воспитатель Подгорная Н. С.
Белгород - 2012
Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии речи и мышления ребенка.
Проблема: заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Новизна проекта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
1. Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.
2. Комплексно-тематический принцип: объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Метод организации работы с детьми отличается:
- интегративностью;
- экономичностью;
- процессуальностью;
- здоровьесбережением;
- универсальностью.
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:
- развитие культурно – гигиенических навыков;
- рассказывание о растительном, животном и предметном мире;
- уход за комнатными растениями;
- рассказывание о времени года;
- отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;
- заучивание стихотворений.
Описание проекта:
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и родители подготовительной к школе группы, педагоги дополнительного образования.
Сроки выполнения проекта:
Начало: сентябрь 2011 г.
Окончание: май 2012 г.
Продолжительность: долгосрочный, один учебный год.
Объект исследования:
процесс развития речи и мышления детей подготовительной к школе группы МБДОУ д/с № 11 г. Белгорода.
Предмет исследования:
мнемотехника как средство развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники при ознакомления с временами года.
Задачи проекта:
Образовательные:
- обобщить лексический материал по теме «Времена года»;
- способствовать закреплению знаний у детей об окружающем мире;
- закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
- подвести к установлению элементарной связи между сезонными изменениями и жизнью растений, животных и людей;
- познакомить с сезонным трудом людей, связанным с природой;
- расширять и углублять знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Развивающие:
- способствовать развитию образного и логического мышления;
- способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;
- совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
- порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.
Предполагаемые результаты в отношении детей:
- систематизация знаний детей по теме “Времена года”; закрепление знаний об окружающем мире;
- умение устанавливать связи между сезонными изменениями и жизнью растений и животных;
- пополнение и активизация словарного запаса детей;
- развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;
- формирование целостности окружающего мира;
- умение договариваться и работать слажено;
- умение обратиться к взрослому с вопросом;
- умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
- умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
- умение обрабатывать собранный материал;
в отношении родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям:
в отношении детей:
- через их совместную работу по поиску и сбору информации;
- по умению анализировать и систематизировать информацию;
- по умению общаться со сверстниками и взрослыми;
в отношении родителей:
- через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;
- через активное участие в предлагаемых формах работы.
Этапы реализации проекта:
- Организационно-подготовительный (сентябрь – октябрь).
- Внедренческий (октябрь – май).
- Заключительный (апрель – май).
Организационно-подготовительный этап
- Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
- Изучение методической литературы по теме «Времена года», «Мнемотехника для детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика».
- Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
- Методика оценки уровня сформированности словесно-логического мышления, мыслительных операций, исследование связной речи и взаимосвязи мышления и речи старших дошкольников, обработка данных.
- Разработка проекта по теме «Времена года».
- Экскурсии и целевые прогулки.
- Наблюдения за объектами и явлениями природы.
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п.
Одной из главных составляющих данного этапа является обследование детей. Задачей обследования является:
- оценить уровень словесно-логического мышления;
- оценить мыслительные операции: способность к обобщению, абстрагированию, группировки на основе существенных признаков;
- выявить уровень ориентировки в пространственно-временных и причинно-следственных связях;
- исследовать связную речь детей.
Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ВРЕМЕНА ГОДА» для детей 6-7 лет. Развитие речи и мышления дошкольников посредством мнемотехники.
Развитие речи и мышления детей посредством мнемотехникиТип проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели группы, воспитанники и р...
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы "Незнайка в гостях у детей"
1. Закрепить умение устанавливать последовательность букв.2. Закрепить звуковой анализ и синтез слов, предложений.3. Закре...
КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» ОО «Физическое развитие»
В данном занятии представлен опыт работы с детьми подготовительной к школе группы. Конспект составлен в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образова...
Проект «Времена года» с детьми 6-7 лет (развитие речи и мышления детей посредством мнемотехники)
Цель проекта: развитие связной речи и мышления старших дошкольников средствами мнемотехники при ознакомлении с временами года....
ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «Бытовые электроприборы. Мебель»
Проблема:Отсутствие у детей представлений о значимости бытовых приборов в жизни человека. Какой бытовой прибор самый необходимый?...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИГРОВОЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
Актуальность темы«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на¬стойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушев...
Проект «Зимующие птицы» с детьми подготовительной к школе группе
В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Именно в период дошкольного возраста происходит формирование начал экологической воспитания. Поэтому ...