Бином фантазии
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.
Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binom_fantazii.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Бином фантазии»
Цель:
Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.
Задачи:
- Отрабатывать качество выполнения упражнений на фонационное развитие;
- Продолжать работу над выработкой четкой артикуляции и выразительностью речи;
- Снимать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового, учить видеть предметы и явления в многообразных связях;
- Учить детей устанавливать с помощью воображения родство между указанными словами; создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать;
- Активизировать образное восприятие, учить создавать целостное изображение на основе донной – двух деталей.
Оборудование и материалы:
- Герой рассказов Н.Носова «Незнайка»;
- Картинки с изображением животных и людей;
- Картинки с изображением предметов;
- Лист бумаги с нарисованной геометрической фигурой.
Предварительная работа:
Изучение пословиц и поговорок, заучивание стихотворения В.Лунина «Вежливый слон», придумывание рассказов по серии сюжетных картинок.
Ход занятия.
- Сюрпризный момент.
Дети играют на ковре, стук в дверь. В группу заходит сказочный персонаж Незнайка. Он здоровается с детьми, речь Незнайки непонятная, слова неразборчивы.
Воспитатель: Друг наш Незнайка, почему твоя речь такая непонятная, давай вместе с детьми проведем речевую гимнастику.
- Речевая гимнастика.
- Упражнения на отработку фонационного дыхания:
- Плавный вдох и плавный выдох;
- Краткий (быстрый) вдох и медленный выдох;
- Медленный глубокий вдох – выдох толчками;
- Глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох.
- Рассказывание скороговорки с постепенным увеличением темпа (упражнение «Язычок побежал»): «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел» или «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».
Воспитатель: А еще мы Незнайка на специальных занятиях по развитию речи учимся придумывать истории, играть в речевые игры. Оставайся с нами и обо всем узнаешь.
Давайте друзья мои, немного поиграем. Игра «Подскажи словечко».
Детям нужно сказать в конце стихотворения словечко, подходящее по смыслу.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот).
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б на встречу ни поплыл,
Всех проглотит …(крокодил).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку …(мячик).
В реке большая драка,
Поссорились два …(рака).
Молодцы справились!
- Введение в искусство придумывания истории – бином фантазии.
Друзья мои, перед вами разложены 2 набора картинок. Вам необходимо взять наугад по одной картинке из каждого набора и соединить слова – обозначения. (Из каждого набора дети берут наугад по одной картинке и, соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, ребенок выбрал картинки с изображением рыбки и какого-либо музыкального инструмента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). варианты названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в трубе», «Рыбка с балалайкой» и т.п.)
Перед нами картинки еж и лампа. Давайте придумаем интересную историю «Еж и лампа» (ответы детей). (использование приема «Не повторись» ТРИЗ)
Замечательные истории у вас получились.
Пришла пора отдохнуть.
- Физкультминутка.
Занимались мы, устали,
А потом мы дружно встали.
Ручками похлопали – раз, два, три.
Ножками потопали – раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И занятие начнем.
(Одновременно с произнесением текста дети выполняют соответствующие движения.)
- Чтение стихотворения В.Лунина «Вежливый слон».
Ребята рассаживайтесь поудобнее, вспомним с вами стихотворение В.Лунина «Вежливый слон».
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку
И вежливо –
Очень –
Сказал муравью:
- Можешь и ты наступить на мою!
(Тон чтения стихотворения осуждающий.)
Дети сначала читают стихотворение хором, а потом индивидуально. Взрослый постоянно обращает внимание детей на тон осуждения, который необходимо передать голосом.
Незнайке очень понравилось как вы читали стихотворение, озвучивая тоном осуждения.
- Игра – соревнование «Вежливые слова».
Давайте поиграем в игру «Вежливые слова». Разделимся на две команды, победит та команда, которая быстрее и больше назовет вежливых слов.
Предлагаю вам игровое задание «Дорисуй», занимайте места за столами.
- «Дорисуй».
Каждому ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом (на основе рожденного при восприятии образа).
Итог занятия.
Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
(Ответы детей в форме беседы – диалога)
Вам понравилось сочинять истории?
Незнайка, а тебе занятие понравилось?
Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Загадка бабушки Бины"
Непосредственно образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»«Загадка бабушки Бины»Цель: продолжать формировать у детей интерес к математике; р...
"Марш гусей" муз. Бина Канэда
Музыкальная деятельность в детском саду: СЛУШАНИЕ музыки...
диагностическое обследование по шкале умственного развития А. Бине - Т. Симона
диагностика детей 3-4 лет.диагностика 4-5 лет.диагностика детей 5-6 летрезультаты обследования, сводные таблицы...
«Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и речи детей»
мастер-класс для педагогов и родителей....
Бином фантазии или «Сочиняем вместе сказки»
Бином фантазии (фантазийный бином) или «Сочиняем вместе сказки» (Еременко Е.А.)Каждый родитель задумывается о речевом развитии своего ребёнка, и особенно важно, как развивать ре...
Сказка с использованием бином фантазии
Сказка с использованием бином фантазии...
СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.
quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...