Бином фантазии
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами риторики.

Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binom_fantazii.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Бином фантазии»

Цель:

Овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Задачи:

  1. Отрабатывать качество выполнения упражнений на фонационное развитие;
  2. Продолжать работу над выработкой четкой артикуляции и выразительностью речи;
  3. Снимать психологическую инерцию мышления, боязнь чего-то нового, учить видеть предметы и явления в многообразных связях;
  4. Учить детей устанавливать с помощью воображения родство между указанными словами; создавать единое фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать;
  5. Активизировать образное восприятие, учить создавать целостное изображение на основе донной – двух деталей.

Оборудование и материалы:

  1. Герой рассказов Н.Носова «Незнайка»;
  2. Картинки с изображением животных и людей;
  3. Картинки с изображением предметов;
  4. Лист бумаги с нарисованной геометрической фигурой.

Предварительная работа:

Изучение пословиц и поговорок, заучивание стихотворения В.Лунина «Вежливый слон», придумывание рассказов по серии сюжетных картинок.

Ход занятия.

  1. Сюрпризный момент.

Дети играют на ковре, стук в дверь. В группу заходит сказочный персонаж Незнайка. Он здоровается с детьми, речь Незнайки непонятная, слова неразборчивы.

Воспитатель: Друг наш Незнайка, почему твоя речь такая непонятная, давай вместе с детьми проведем речевую гимнастику.

  1. Речевая гимнастика.
  1. Упражнения на отработку фонационного дыхания:
  1. Плавный вдох и плавный выдох;
  2. Краткий (быстрый) вдох и медленный выдох;
  3. Медленный глубокий вдох – выдох толчками;
  4. Глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох.
  1. Рассказывание скороговорки с постепенным увеличением темпа (упражнение «Язычок побежал»): «Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел» или «Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке».

Воспитатель: А еще мы Незнайка на специальных занятиях по развитию речи учимся придумывать истории, играть в речевые игры. Оставайся с нами и обо всем узнаешь.

Давайте друзья мои, немного поиграем. Игра «Подскажи словечко».

Детям нужно сказать в конце стихотворения словечко, подходящее по смыслу.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе …(живот).

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход.

Кто б на встречу ни поплыл,

Всех проглотит …(крокодил).

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку …(мячик).

В реке большая драка,

Поссорились два …(рака).

Молодцы справились!

  1. Введение в искусство придумывания истории – бином фантазии.

Друзья мои, перед вами разложены 2 набора картинок. Вам необходимо взять наугад по одной картинке из каждого набора и соединить слова – обозначения. (Из каждого набора дети берут наугад по одной картинке и, соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, ребенок выбрал картинки с изображением рыбки и какого-либо музыкального инструмента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). варианты названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в трубе», «Рыбка с балалайкой» и т.п.)

Перед нами картинки еж и лампа. Давайте придумаем интересную историю «Еж и лампа» (ответы детей). (использование приема «Не повторись» ТРИЗ)

Замечательные истории у вас получились.

Пришла пора отдохнуть.

  1. Физкультминутка.

Занимались мы, устали,

А потом мы дружно встали.

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И занятие начнем.

(Одновременно с произнесением текста дети выполняют соответствующие движения.)

  1. Чтение стихотворения В.Лунина «Вежливый слон».

Ребята рассаживайтесь поудобнее, вспомним с вами стихотворение В.Лунина «Вежливый слон».

Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку

И вежливо –

Очень –

Сказал муравью:

- Можешь и ты наступить на мою!

(Тон чтения стихотворения осуждающий.)

Дети сначала читают стихотворение хором, а потом индивидуально. Взрослый постоянно обращает внимание детей на тон осуждения, который необходимо передать голосом.

Незнайке очень понравилось как вы читали стихотворение, озвучивая тоном осуждения.

  1. Игра – соревнование «Вежливые слова».

Давайте поиграем в игру «Вежливые слова». Разделимся на две команды, победит та команда, которая быстрее и больше назовет вежливых слов.

Предлагаю вам игровое задание «Дорисуй», занимайте места за столами.

  1. «Дорисуй».

 Каждому ребенку дают лист с нарисованной на нем какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом (на основе рожденного при восприятии образа).

Итог занятия.

Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

(Ответы детей в форме беседы – диалога)

Вам понравилось сочинять истории?

Незнайка, а тебе занятие понравилось?

Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Загадка бабушки Бины"

Непосредственно образовательная деятельность на основе интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»«Загадка бабушки Бины»Цель: продолжать формировать у детей интерес к математике; р...

"Марш гусей" муз. Бина Канэда

Музыкальная деятельность в детском саду: СЛУШАНИЕ  музыки...

диагностическое обследование по шкале умственного развития А. Бине - Т. Симона

диагностика детей 3-4 лет.диагностика 4-5 лет.диагностика детей 5-6 летрезультаты обследования, сводные таблицы...

Бином фантазии или «Сочиняем вместе сказки»

Бином фантазии (фантазийный  бином) или «Сочиняем вместе сказки» (Еременко Е.А.)Каждый родитель задумывается о речевом развитии своего ребёнка, и особенно важно, как развивать ре...

Сказка с использованием бином фантазии

Сказка с использованием бином фантазии...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...