Цикл семинаров-практикумов "Уроки общения"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_besed.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл «Уроки общения»

Семинар-практикум «Поговори со мною, мама!»

(для родителей детей раннего возраста)

Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста, дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.

Игра «Пожелание»

Цели: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.

* * *

Родители сидят в кругу. Каждый из них по очереди встает и говорит какое-либо пожелание в адрес других.

Обсуждение в кругу «Как говорит мой ребенок ... »

Цели: заинтересовать участников предложенной темой; способствовать созданию атмосферы общности.

* * *

Участники высказываются, обмениваются мнениями о том, как говорят их дети, какие при этом возникают трудности и как родители с ними справляются.

Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи.

Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми детскими сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая в текст.

После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»

Мини-лекция об особенностях развития речи

 детей раннего возраста

  На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми.

  Ежедневный многочасовой просмотр телепередач и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными - ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша.

Ученые считают, что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка в первую очередь потому, что родители отвлечены от общения со своими детьми. Чем дольше в доме работает телевизор, тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку. В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте, когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов, в первую очередь речи.

Беседа с логопедом

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи детей третьего года жизни.

* * *

  Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию - это благоприятный фактор для развития активной речи.

  К трем годам речь становится не потребностью («Дай пить», «Мама (дай) кука (куклу)»), а средством познания окружающего мира, обогащается ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все, о чем говорит с ним взрослый.

  Заметно увеличивается словарный запас, ребенок использует в общении почти все части речи, понимает значение простых предлогов и формы множественного числа, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка.

  Дыхательный и артикуляционный аппарат только развивается, к трем годам остаются некоторые несовершенства в произнесении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом: например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация.

  Очень важно в этом возрасте развивать активный и пассивный словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.

• Когда вы гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду («это дуб», а «это береза»).

• Старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов («У дома есть крыша, стены, дверь, окно ... »). Предоставляйте малышу возможность сравнить предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету, ведь крыши бывают красные и серые, стены - высокие и низкие, окна - маленькие и большие.

•        Попробуйте комментировать все то, что делает малыш.

•        Если вы играете с ребенком, старайтесь привлекать его к активным действиям и вместе их проговаривать.

• Малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки и т.п. Задача не только в том, чтобы найти, но и сказать, что где было. Вообще, очень полезно интересоваться тем, кто что делает.

• Старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.

Развитие мелкой моторики

Цель: познакомить родителей с играми, способствующими развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

* * *

Развитию речи также способствует развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка, подготавливают руку к письму.

Начинать лучше всего со статичных поз: «зайка», «коза», «корова», «стол», «стул», «рыбка», «пароходик» и т.д. Затем можно переходить к динамическим движениям: сделать колечко, посолить, порубить, и т.п. Также мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин, глину, мнет и рвет бумагу, сортирует мелкие предметы.

           Желательно делать ребенку массаж кистей и пальцев рук. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 мин; проводится несколько раз в день.

    Массаж состоит из следующих типов движений:

- поглаживание (совершается в разных направлениях);

- растирание (отличается от поглаживания большей силой

давления - рука не скользит по коже, а сдвигает ее); вибрация (нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев);

-манипуляция с помощью специального массажного мячика (движения совершаются по спирали от центра ладони к кончикам пальцев). Практический совет: мячик должен быть твердым, т.е. не деформироваться (тогда воздействие будет максимальным) ;

-сгибание-разгибание пальцев (пальцы изначально сжаты в кулак, каждый палец по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику).

Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры.

Петя-петушок!

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поешь,

Деткам спать не даешь?

Улитка

На одной скользящей ножке

Домик, голова и рожки.

Дай - ка пальчики сюда!

То не пальчики - рога.

Произнося последнюю фразу, изобразить пальчиками рожки улитки.

Водичка-водичка!

Водичка-водичка,

Умой мое личико! .

Чтобы щечки алели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Замок!

Руки сложены в «замою», пальцы переплетены. При чтении стиха ритмично раскачивать «замою»:

На двери висит замок.

 Кто его открыть бы мог?

Постучали,                                                                 Дети ритмично постукивают                                     основаниями ладоней друг о друга,

не расцепляя пальцев.

Покрутили

Не расцепляя пальцев, одну руку

 тянут к себе, другую от себя,

 попеременно меняя их.

Потянули                                                                                Тянут руки в разные стороны,

 выпрямляя пальцы,

но не отпуская замок полностью.

И открыли

Резко отпуская руки,

 разводят их широко в стороны.

     Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Солнышко

Утро красное пришло,

Солнце ясное взошло.

Стали лучики светить,

Малых деток веселить.

Прилетели тучки,

Спрятались лучики.

  Во время чтения дети разгибают пальцы один за другим, затем

сжимают пальцы в кулак.

Дом

Молоточком я стучу,         Дети постукивают кулачками друг о друга.

Дом построить я хочу.         Соединяют кончики пальцев обеих рук. 

Строю я высокий дом,         Поднимают выпрямленные ладони вверх. 

Буду жить я в доме том.         Хлопают в ладоши. 

Артикуляционная гимнастика

   Цель: познакомить родителей с особенностями проведения артикуляционной гимнастики.

* * *

       Звукопроизношение зависит от того, как развиты мышцы артикуляционного аппарата. Для его развития нужно делать гимнастику.

   Когда ребенок облизывает тарелку, ложку с медом, ест твердую пищу (яблоки, морковку, сушки), это также способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.

Добивайтесь от своего ребенка четкого произнесения звукоподражаний:

Поезд сигналит: ту-ту-ту.

Дети в лесу перекликаются: ау-ау-ау.

Колокольчик звенит: динь-динь-динь.

Барабан барабанит: там-там-там.

Ежик фыркает: фу-фу-фу.

Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку.

Ослик кричит: иа - иа - иа.

Малыш плачет: уа-уа-уа.

Лошадка ржет: го-го-го.

Курочка кудахчет: ко-ко-ко.

Корова мычит: му-му-му.

Баран блеет: бе-бе-бе.

Коза мекает: ме-ме-ме.

Филин кричит: уху-уху-уху.

Мышка пищит: пи-пи-пи.

Интересные и увлекательные пальчиковые игры вы можете

найти на сайтах: http://www.boltиn-spb.rиjbooks.html. http://www.solnet.ee/parents/p 13_ 00.html

Артикуляционные упражнения помогают ребенку закрепить звуки. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

Родителям предлагается сделать несколько артикуляционных упражнений.

«Вкусное варение». Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу справа налево и наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку. «Качели». Широко открыть рот и, улыбнувшись, положить кончик языка на нижнюю губу, а потом поднять его к верхней губе.

«Лошадка». Открыть рот и поцокать кончиком языка.

«Иголка». Открыть широко рот, узкий напряженный язык вытянут вперед. Выполнять упражнение 5 раз, высовывая язык на 5-10 с.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Маляр». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и кончиком языка водить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять упражнение 5 раз.

 «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Блюдце». Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5-10 с.

«Чистые зубки». Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком

языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же проделать им по зубам. Язык должен скользить по внутренней стороне зуб в слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.

«Ириска». Ребенок должен представить, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубам. Предложите малышу отделить ее языком (делать им движения по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и по нижним зубам.

Важно в этой игре обращать внимание ребенка на движения языка.

«Карасик». Пошлепать расслабленными губами, словно рыбка. «Лопатка». Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5-10 с.

Развитие дыхания

   Цель: познакомить родителей с особенностями развития речевого дыхания.

* * *

   Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как является энергетической базой для нее. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильно распределить выдох. Можно дуть на ватку, бумажку, отцветший одуванчик, вертушку и т.д., в воду через соломинку (не сильно, но продолжительно). Необходимо следить, чтобы малыш выдыхал через рот. Очень удобно вырезать из бумаги бабочек и, закрепив их на ниточках, дуть на них. Ребенок с удовольствием будет дуть на пламя свечки, одуванчик, кораблики из спичечных коробков с бумажными парусами.

   Родителям предлагается попробовать с детьми несколько дыхательных упражнений.

«Пузыри». Предложите ребенку самому поиграть с мыльными пузырями. Если же у него не получается дуть или он не хочет, выдувайте пузыри вы, направляя их в ребенка.

«Цветок». И.п. - стоя с опушенными руками. Легким движением направить руки в стороны и вверх, слегка поднимаясь на носочках - делать глубокий вдох носом. Затем медленно, опуская руки через стороны и вставая на полную стопу, делать медленный выдох через рот.

«Листопад». На столе разложены вырезанные из бумаги разноцветные листочки. Предлагается сдуть их со стола. Можно сдуть листочек с ладошки.

«Птички летают». Родителям предлагается подуть на вырезанных из бумаги птичек, лежащих на столе. Чья птичка улетит дальше, тот и выиграл.

Развитие слухового восприятия

    Цели: рассказать родителям о значении и роли слухового восприятия; познакомить с игровыми приемами по его развитию.

   Неречевой (физиологический слух) - это улавливание, обработка и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, высоте, силе, тембру и другим параметрам, определение источника и направления звука, выделение конкретного звука среди других.

для развития неречевого слуха родителям предлагается поиграть с детьми в следующие игры.

«Послушаем звуки!». Гуляя с ребенком на улице, необходимо обращать его внимание на различные звуки - шум ветра, шелест листьев, журчание воды и т.п.

«Кто кричит?». Ребенку предлагается послушать, как «говорят» разные звери и птицы. Затем, не показывая животных, попросите ребенка угадать, кто какие звуки издавал.

«Постучим, погремим!». Родитель знакомит ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при действиях с предметами. После того как ребенок научится внимательно слушать эти звуки, предложите послушать их с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.

   Речевой (фонематический слух) - способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, тембру, интонации.

   В отличие от физиологического слуха фонематический нужно развивать, это поможет ребенку лучше слышать речь окружающих и свою собственную. А умения отчетливо выговаривать слова и тонко различать звуки родного языка на слух понадобятся ребенку при обучении грамоте.

   Вот игры, которые способствуют развитию речевого слуха.

«Кто там?». Один взрослый прячется за дверью, в руках у него игрушка (кошка, собака, лошадка, корова, птичка и др.). Стучит в дверь, имитирует звуки, которые издает какое-либо животное. Другой взрослый, сидящий с ребенком в комнате, спрашивает: «Кто там пришел?» Ребенок может ответить или показать на картинку соответствующего животного. Затем взрослый с ребенком смотрят, кто был за дверью.

«Найти картинку». Взрослый называет картинку и просит ребенка найти ее среди карточек, которые лежат перед ним.

«Правильно - неправильно». Перед ребенком лежат различные игрушки и предметы. Взрослый дотрагивается до предмета и называет его. Ребенку дается следующая инструкция: «Если назову правильно, сиди спокойно, если ошибусь - хлопни в ладоши».

«Громко - тихо, высоко - низко». Родителям предлагается полаять, как большая собака (громко) и как маленькая (тихо), затем как взрослая (низко) и как щенок (высоко).

«Слушай и выполняй». На столе стоят игрушки. Родители по очереди должны запомнить, а затем выполнить цепочку действий для родителей предлагается длинная цепочка, для ребенка 2 лет следует дать цепочку из двух-трех звеньев.

     В заключение семинара-практикума участники обмениваются мнениями, обсуждают новую информацию. Родителям выдаются памятки с описанием различных игр и рекомендации по развитию речи ребенка.

Лекция «Значение общения со взрослым для развития ребенка раннего возраста»

     Для двухлетнего ребенка большое значение имеет сотрудничество со взрослым. Общение происходит в совместной деятельности. Д.Б. Эльконин говорил: « ... Взрослый делает не вместо него (ребенка), а совместно с ним». Взрослый для ребенка не только источник внимания, доброжелательности и любви, но и образец специфических, человеческих действий с предметами. Эта предметная деятельность становится для ребенка ведущей, Т.е. именно в ней развиваются все стороны жизни ребенка. Предметная деятельность способствует развитию познавательной активности и мышления малыша. Именно в недрах этой деятельности и появляется речь. И это, пожалуй, становится наиболее впечатляющим достижением раннего возраста. Речью ребенок овладевает в общении со взрослым и никак иначе. Поэтому так важно сделать это общение насыщенным, разнообразным и главное отвечающим потребностям ребенка, а именно, потребности в предметной деятельности ... »

     Участники обсуждают результаты опроса «Общение родителей с детьми» (см. таблицу).

     Уважаемый родитель!

Просим Вас заполнить представленную ниже таблицу. Пожалуйста, постарайтесь быть объективным и дать максимально откровенные ответы. Подписывать опросник не надо.

Виды деятельности

Сколько минут уделяется этому виду деятельности

Как часто Вы это делаете

Каждый день

Раз в 2-3 дня

По выходным

Время от времени

1

2

3

4

5

6

Чтение книг

Совместная игра

Рассказывание ребенку сказок

Совместное рисование, лепка, аппликация и др.

Совместное выполнение домашних дел

Семейные вылазки направленные на интересы ребенка

Разговор «по душам»

Игры с участием всех членов семьи

     Мамы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь, единство с родными, знания и опыт. Хочется прочитать небольшое четверостишие Ольги Высотской:

Семья

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Папа

И я,

Мы называемся вместе семья.

   «Сколько времени уделяете ребенку?» - этот вопрос вы наверняка встречали в анкетах для родителей. «Необходимо больше быть с детьми», - советуют педагоги-психологи. Однако если спросить ребенка, сколько времени в выходные он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато малыш подробно расскажет, что именно он делал с родителями и было ли ему это интересно. Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда 10 мин для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе. Часть времени ваши дети проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду, занимаясь рисованием, лепкой и т.д. Но кроме всего этого ему необходимо общаться и с вами. Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых; будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни ребенка. Очень важно, чтобы он с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формировалась бы его собственная. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых ... и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов И окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, до уха ребенка многие слова долетают искаженно (смори- вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги»). Особенно четко надо произносить незнакомые, новые для ребенка, и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Поскольку ведущая деятельность в дошкольном возрасте игровая, развивать речь ребенка необходимо через игру. Игра - это жизнь любого ребенка. Игра - это детство.

    Родителям предлагаются различные варианты совместных домашних игр, стимулирующих речевое и фонематическое развитие ребенка.

   Игры на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие - это различение на слух звуков речи. Фонематический слух позволяет понимать смысл сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы получаем совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

   Сформированное фонематическое восприятие - залог четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «КАР-ТИ-На» - «ги-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

   Предлагаемая система упражнений для развития фонематического слyxa построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

   Ведущий раздает памятки с инструкцией к играм, способствующим развитию фонематического слуха.

   Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, родители облегчают своему ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Игры на развитие речевого дыхания. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности и интонационной выразительности речи.

    Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать их, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

   При проведении игр, направленных на развитие дыхания, следует иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют малыша, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

   Предлагаемые игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. Участникам раздаются памятки с играми и упражнениями, способствующими развитию плавного ротового выдоха.

Артикуляционная гимнастика. Для чего мы тренируем мышцы?

Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

   Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, свои органы артикуляции. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 мин.

   Сегодня мы предлагаем вам посмотреть артикуляционные упражнения, которыми желательно регулярно заниматься с ребенком.

  Участникам демонстрируется видеоролик, подготовленный логопедом «Артикуляционная гимнастика для детей раннего возрастая с совместным выполнением с родителями артикуляционных упражнений перед зеркалами.

   Чтобы ребенок от раза к разу охотно выполнял артикуляционную гимнастику, проводить ее следует в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки «О Веселом Язычке». Каждый раз, приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что быстрее приведет к желаемому результату! (Раздаются памятки с вариантами сказки «О Веселом Язычке»).

         

        Игра «Чудесная сумка»

        Цели: закрепить и обобщить полученные на семинаре-практикуме знания; обменяться мнениями.

* * *

        Родители говорят о том, что сегодня на семинаре им показалось особенно интересно и ценно. При этом участник берет в руки какой-либо символ (заранее приготовленные цветочки, звездочки и т.п.) И опускает его в «чудесную сумку». Игра проводится по кругу.

Система упражнений

для развития фонематическоro слуха

        Система построена по принципу от простого к сложному. Сначала следует выявить, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, и только после этого начинать развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

        1. Первый уровень - узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков - фундамент и основа развития фонематического слуха

        Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушать с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложить ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало.         

        Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпать в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что находится внутри. .

        Игра «Волшебная палочка». Взять карандаш или палку любого

назначения и постучать ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску ... Потом усложнить задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.         

        Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

        Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два

хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами .         

                

Игра «Угадай, чей голос»

         Цель игры: показать родителям игровые способы и приемы,         направленные на развитие фонематического слуха у детей.

* * *

        

   Используются настольная игра, состоящая из 24 карточек с  изображением животных, и звуковое устройство. Взрослый нажимает на кнопку звукового устройства, ребенок, услышав звук одного из загаданных животных, определяет, чей голос прозвучал.

        II. Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и         высоте         

Игра «Узнай свой голос». Записать голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросить его угадать - кто говорит.

Игра «Громко - тихо». Договориться, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда взрослый произносит слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - «Далеко - близко». Взрослый говорит слово громко, ребенок отвечает - близ-

ко. Взрослый говорит слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

          III. Третий уровень - различение сходных по звучанию слов. Игра «Слушай  выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком», «сом», «лом», «дом»). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра «Верно - неверно». Взрослый показывает ребенку кар тинку и называет предмет, заменяя первую букву «форота», «корота», «морота», «ворота», «порота», «хорота»). Задача ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произнесения.

         IV. Четвертый уровень - различенне слогов.

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова, и проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Вместе ребенок и взрослый произносят слова («па- па», «ло-па-та», «ба-ле-ри-на»), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов « па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» ... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

        V. Пятый уровень - различение звуков. На этом этапе нужно объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик пищит - «ЗЗЗЗ», ветер дует - «сссс», жук жужжит «ЖЖЖЖ», тигр рычит - «рррр» ...

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

      VI. Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза. Игра «Сколько звуков?». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук [л] (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).

      Игры и упражнения для развития речевого дыхания Предлагаемые игры и упражнения способствуют развитию длительного непрерывного речевого выдоха, активизируют губные мышцы.

Игра «Лети, бабочка!». Перед началом игры к двум-трем бумажным бабочкам привязывается по нитке длиной 20-40 см. Нитки прикрепляются к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур следует натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

     Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними:

_ Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Сейчас проверим, умеют ли они летать. - Взрослый дует на бабочек. - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

   Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздуха, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Игра «Вертушка». Перед началом игры подготовить игрушку - вертушку: изготовить ее можно самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Взрослый показывает ребенку вертушку и предлагает подуть

на нее самостоятельно.

   - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

   Дуть можно не более 10 с. с паузами, чтобы не закружилась голова. Прuмечанuе. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра.

   Упражнение «Катись, карандаш!». Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш с гладкой или ребристой поверхностью. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит его на противоположном конце стола. Вариант упражнения: взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, перекатывают друг другу карандаш, дуя на него, с одного конца стола на другой.

Упражнение «Плыви, кораблик!». На невысокий стол поставьте таз с водой, положите в него бумажный кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку:

- Представь, что это море. Давай отправим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!

   Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Прuмечанuе. При ознакомлении с упражнением лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные быстро размокают и тонут.

Упражнение «Перышко, лети!», Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно,  направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Упражнение «Мыльные пузыри». Сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенкуку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что сделать это часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки различного диаметра (коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном), чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно  самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволя пробовать и пить жидкость.

Упражнение «Свистульки». Понадобятся детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных. Взрослый обращается к ребенку:

- Посмотри, какая красивая у тебя игрушка-свистулька! Давай попробуем подуть в нее.

Арткуляционная гимнастика. Сказки «О Веселом Язычке» 

   Взрослый рассказывает сказку, демонстрируя артикуляционные движения. Ребенок их повторяет.

Домик для Язычка

    Жил -был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег, и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашел себе дом. Какой? (Рот.) Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы. В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? (Щеки.) А потолок был твердым и назывался нёбо. Несмотря на некоторые неудобства, Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нем всегда было сыро, даже спать приходилось в мокрой постели, зато было тепло и уютно, а главное - не было сквозняков.

Язычок делает ремонт

    Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь (губы), затем вторую дверь (зубы). После этого протирал их с наружной и внутренней стороны. [Ребенок выполняет соответствующие движения языком.] Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок-нёбо. Красить надо было тщательно, а для этого крепко прижимать кисточку. [Широко открыв рот, ребенок двигает языком 5-10 раз вперед-назад и из стороны в сторону по нёбу (упражнение «Маляр»).] Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен-щек обоями. Делал он это очень аккуратно, наклеивая одну полоску за другой. [Ребенок делает движения языком сверху вниз по внутренней стороне обеих щек.] После ремонта Язычок мыл полы. [Движения кончиком языка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов; рот открыт.] Чинил Язычок и двери-зубы. [Губы раздвинуты в улыбке, видны плотно сжатые верхние и нижние зубы (упражнение «Забор»).]

Утро Язычка

     Каждое утро Язычок, проснувшись, потягивался, делал зарядку, тщательно чистил зубы с внешней и внутренней стороны, полоскал рот, умывался. [Ребенок выполняет соответствующие движения языком, имитируя полоскание рта водой.] Потом Язычок открывал обе двери и высовывался на улицу [движения губ, челюстей, языка], смотрел налево, направо, вверх - светит ли солнышко, вниз - нет ли луж на дорожке, и выходил из дома на утреннюю пробежку. [Ребенок выполняет языком указанные движения.] Язычок несколько раз обегал дом сначала в одну, а затем в другую сторону. [Круговые движения языка, рот широко открыт.] Сделав несколько дыхательных упражнений [ребенок делает вдох носом, выдох ртом], Язычок возвращался домой, захлопывал одну дверь (зубы), другую (губы) и начинал заниматься обычными домашними делами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

Совместный детско-родительский тренинг "Портрет желаний" из цикла "Игровое общение - основа взаимопонимания ребёнка и взрослого""

Конспект совместного детско-родительского тернинга с целью организации взаимодействия детей и родителей в ходе совместной игровой и изобразительной деятельности....

Итоговый тренинг для детей и родителей "Что нас объединяет?" из цикла "Игровое общение - основа взаимопонимания ребёнка и взрослого"

Совместный детско-родительский тренинг с целью организации взаимодействия детей и родителей в ходе совместной игровой и изобразительной деятельности....

Цикл статей для родителей: «Воспитанием дитя, занимайтесь не шутя». Социальное развитие ребёнка, удовлетворение потребности в общении.

Помочь родителям  сформировать  человека,  который  бы  отвечал  требованиям  общества  на  нынешнем  этапе  исторического  развития....

Советы начинающим логопедам: "Дидактическое общение с детьми с ТНР из цикла "Четыре времени года"."

Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям с ТНР успешно овладеть речью, развить творческие способности и подготовиться к школьному обучению.Особо следует сказать о занят...

Цикл коммуникативных игр для развития навыков общения у старших дошкольников с ОНР

.Цикл коммуникативных игр для развития навыков общенияу старших дошкольников с ОНР...