Методы и приёмы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка - дошкольника.
консультация
Проблема псилого - педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого - педагогических проблем: воспитание детей в малодетной семье; разработка и реализация технологий психологического и социально - педагогического сопровождения семьи и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_ped_podderzhki_roditelyam.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка – дошкольника.
«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» - эти слова педагога Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Именно от нас, взрослых, от наших согласованных действий, умений найти точки соприкосновения, помочь друг другу в нелегком деле воспитания детей зависят личностное развитие ребенка, его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу. И от того, насколько правильно мы сможем понять друг друга, принять, согласовать свои действия, зависит эмоциональное благополучие ребенка в семье и детском саду.
При организации совместной работы воспитателя с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
- Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего ребенка. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
- Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
- Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Форма – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Все формы с родителями подразделяются на:
- коллективные, индивидуальные и наглядно - информационные;
- традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно - информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.
Информационно-аналитические: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
- Проведение социологических срезов, опросов
- «Почтовый ящик»
- Индивидуальные блокноты
Познавательные: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
- Семинары-практикумы
- Тренинги
- Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
- Мини-собрания
- Устные педагогические журналы
- Игры с педагогическим содержанием
- Педагогическая библиотека для родителей
- Исследовательско - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
Досуговые: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
- Совместные досуги, праздники
- Выставки работ родителей и детей
- Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей
Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
Дни (недели) открытых дверей
Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
Выпуск стенгазет
Организация мини-библиотек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»
Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами игрового взаимодействия с детьми, ко...
План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.
План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....
Презентация на тему "Оказание педагогической помощи семье в период адаптации к условиям ДОО"
Материал представленный в виде презентации на тему "Оказание педагогической помощи семье в период адаптации к условиям ДОО" для воспитателей детских садов....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьям воспитывающих детей с нарушением зрения»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНА ТЕМУ: «Психолого – педагогическая помощь семьямвоспитывающих детей с нарушением зрения»...
Методы и приемы оказания педагогической помощи семье.
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей – популяризация психолого-педагогических знаний среди родите...
«Работа по оказанию ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках проекта «Разработка и реализация инновационных проектов, направленных на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям
Оказание ранней помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ в рамках работы Консультационного центра...
Методы и приемы оказания педагогической помощи семье
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и те...