Экспериментальная программа развития коммуникативных навыков у детей с ОНР.
рабочая программа (развитие речи, старшая группа) по теме
Речи принадлежит важная роль в структуре социокультурной коммуникации. В фундаментальных исследованиях коммуникативных процессов подчеркивается конструктивное участие языка в социальном взаимодействии, передаче информации, формировании позитивной социальной идентичности человека, его готовности к социальному взаимодействию. Для анализа закономерностей овладения языком введено понятие коммуникативной компетенции, которая включает в себя способность выбирать из доступныхи человеку выражений те формы, которые наиболее соответствуют нормам вербального поведения.
В настоящее время отсутствует комплексное описание коммуникативного поведения ребенка с речевым недоразвитием, отсутствуют методы выявления специфики коммуникативной компетенции и ее формирования при выраженном недоразвитии речевых средств общения, что снижает эффективность работы с детьми этой категории.
Огромную работу по исследованию особенностей и возможностей речевого развития детей с ОНР проводят специалисты Института коррекционной педагогики Российской академии образования, им удалось охарактеризовать возрастные особенности коммуникативного поведения детей с разными формами речевой патологии, выделить навыки и умения, необходимые ребенку для достижения коммуникативной компетенции.
В основном все предложенные разработки предназначены для учителей-дефектологов, логопедов и коррекционных педагогов, но может послужить хорошей базой для педагогов-психологов ДОУ, ведь одним из направлений в их работе является коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_raboty_dlya_onr.docx | 48.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
детский сад комбинированного вида №994
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У
детей с ОНР старшего дошкольного возраста
«Азбука общения»
Разработала:
педагог-психолог ГБОУ №994
Шеина А. В.
Москва 2012
Введение.
Данная программа является модифицированной и интегрированной версией следующих практических пособий:
Арушанова А. Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольника»
Соловьева Л.Г. «Особенности и возможности развития диалогического взаимодействия дошкольников с общим недоразвитием речи».
В течение 2011-2012 и на начало 2012-2013 учебных годов в рамках основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, специалистами учреждения проводится мониторинг интегративных личностных качеств детей каждой возрастной группы. Одним из основных показателей готовности ребенка старшего дошкольного возраста является диалогическая речь, умение общаться со сверстником и взрослым. Качество и уровень формирования коммуникативных способностей зависит от того насколько рано взрослый (родители, воспитатели и специалисты) начнут проводить свою работу в сфере речевого воспитания.
Каждый учебный год в ДОУ, начинается с мониторинга интегративных личностных качеств дошкольников. В сентябре 2012 года по результатам обследования всех возрастных групп было выявлено недостаточное развитие коммуникативных навыков, сложности при общении со сверстниками и взрослым, упрощенность монологической и диалогической речи, бедный словарный запас.
Основная цель кружковой работы – развитие вербальной коммуникации, овладение диалогической речью.
Нарушения речи – обобщающий термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека (Г. В.Чиркина, 2002).
С точки зрения теории коммуникации, человек взаимодействует с другими индивидуумами посредством вербальной коммуникации, речь является средством самовыражения и самопроявления, обозначения себя. От того насколько хорошо и грамотно ребенок овладеет речью будет зависеть качество построения общественных связей.
Если говорить о категории детей, для которых разработана данная программа – это дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых наблюдается недостаточность всех компонентов языковой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Основная коррекционная работа с детьми с ОНР проводится учителем-логопедом: постановка и автоматизация звуков, развитие графомоторных навыков, коррекция фонематического восприятия слова.
Кружковая работа проводится как дополнительная помощь в аспекте социально-психологической поддержки, именно поэтому очень важен уровень организации взаимодействия между специалистами учреждения логопедом, дефектологом и психологом, синхроницация используемых образовательных программ, взаимопроникновение тем.
Для каждой встречи задания и упражнения разрабатываются с использованием методов ТРИЗ, театрализованных игр, игры по показу и др.
Работа в рамках данного курса построена с тем, чтобы ребенок преодолевал трудности в выражении своих эмоций и желаний, совершенствовал культуру речевого общения, расширяя репертуар приемов, используемых для привлечения внимания других, учился учитывать позицию партнера по коммуникации, учился слушать другого.
Программа кружка, разработана с использованием сказок и волшебных историй, участниками которых становятся дети, помогая героям решать те или иные проблемные ситуации. Так дети учатся соотносить чувства и переживания других с произносимыми вслух высказываниями.
Основной акцент в работе сделан на развитие и обучение детей с нарушениями речи, а не на коррекцию дефектов, деление детей на подгруппы происходит не по степени выраженности дефекта, а по возрасту.
Программа предполагает ИНТЕГРАЦИЮ, а так же совместную работу детей и родителей, с целью повышения успешности коммуникативных контактов со сверстниками не имеющими речевых нарушений, а так же взрослыми людьми.
Если обратиться к исследованиям причин нарушений речевого развития в детском возрасте (Л.С. Выготский), то в них подчеркивается связь психического развития с воздействием окружающей среды.
Среди социальных факторов, приводящих к возникновению речевой патологии, выделяется эмоциональная депривация (недостаточность эмоционального положительного контакта с матерью, родителем).
В настоящее время проявился очевидный социальный запрос на создание образовательной среды, включающей в себя компоненты взаимодействия взрослого и ребенка, поэтому на каждой встрече взрослый не просто наблюдатель или гость, а полноценный партнер для общения и взаимодействия с ребенком.
Основная часть
Цель: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР.
Задачи:
- Развитие и совершенствование диалогической формы речи и вербальных средств коммуникации.
- Расширение спектра приемов для привлечения внимания других партнеров по коммуникации.
- Учиться согласовывать свои действия с потребностями своих партнеров по общению.
- Учиться ориентироваться в ситуации.
Сроки реализации программы: 1 год.
Категория обучающихся:
Дети с ОНР старшего дошкольного возраста.
Режим кружковой работы:
Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей.
Возраст | Число детей в группе | Время занятия |
5-6 лет | 7-8 человек | 25 -30минут |
Программа предусматривает только подгрупповые занятия и учитывает возможность включения в совместную деятельность родителей. Так как курс разработан в рамках концепции развивающего обучения, главной его целью становится личностное развитие, а не коррекция, при этом речь идет о развитии всех участников совместной деятельности: ребенка, родителя и психолога.
Программа предполагает интеграцию в группы детей общеразвивающей направленности, а так же совместную работу детей и родителей.
Основные показатели сформированности у ребенка коммуникативных умений:
- Ребенок проявляет осознанный интерес к общению;
- Ребенок активен, использует в полную меру свои речевые возможности для решения коммуникативных задач.
- Ребенок способен прислушиваться к советам партнера по общению и оказывать ему помощь
- Правильная оценка ребенком результатов общения.
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | воображение |
Игровая деятельность | Длительные игровые объединения, усложнение сюжетов игры |
Отношения со взрослым | Взрослый - собеседник |
Отношения со сверстниками | Углубление интереса к партнеру по игре, повышение интереса к общению |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения |
Способ познания | Экспериментирование, общение со взрослым и сверстниками, самостоятельная деятельность |
Объект познания | Предметы и явления не воспринимаемые непосредственно, нравственные нормы |
Восприятие | Восприятие времени, пространства, систематизация представлений и использование в деятельности |
Внимание | Формирование произвольного внимания - концентрация15-20 мин, объем 8-10 предметов |
Память | Развитие целенаправленного запоминания, объем 5-7 предметов, |
Мышление | Наглядно-образное, развитие логического |
Воображение | Развитие творческого |
Условия успешности | Хорошо развитая речь, широкий кругозор |
Новообразования возраста | Планирующая функция речи, предвосхищение результата деятельности, начало формирования высших чувств. |
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ С ОНР
У детей с ОНР отмечается низкий уровень социально-личностного развития:
- недостаточная инициативность в общении,
- предпочтение пассивных ролей,
- неумение улаживать конфликты,
- не владение адекватными (речевыми способами выражения своего внутреннего состояния),
- ограниченность диапазона средств для привлечения внимания, своеобразность,
- обращение к партнеру по игре опосредовано (осуществляется через взрослого), часто имеет негативную, критическую направленность,
- в конфликтных ситуациях не способны аргументировать свою точку зрения, а просто настаивают на ней,
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для детей 5-6 лет
Месяц | Темы кружковой работы | |||
I | II | III | IV | |
Сентябрь | 1.Диагностика | 2.Знакомство. Б. Заходер «Приятная встреча» Игра – Давайте жить дружно. Беседа. | 3. Прослушивание М. Цветаева «У кроватки». Беседа по картинке. Составление рассказа о своей семье. | 4. Сюжетно-ролевая игра. Беседа по картинкам «Моя семья, мои друзья». |
Октябрь | 5. В. Левин «Глупая лошадь» - совместное чтение. Беседа по картинкам с использованием приемов ТРИЗ. | 6. Сюжетно-ролевая игра «Мамины помощники». Беседа по картинкам. | 7. В. Катаев. «Цветик-семицветик» - просмотр видео-презентации с обсуждением. (использование методов ТРИЗ). | 8. Подготовка общего коллажа группы «Наши поступки». |
Ноябрь | 9.Чтение сказки « О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром». Беседа по картинкам. | 10. Кляксография – «Самый страшный зверь». Беседа. Пальчиковая игра. | 11. И. Пивоваровой «Тайна». Беседа о любопытстве, интересе и о том чего лучше остерегаться с использованием методов ТРИЗ. | 12. Беседа по картинкам. Сюжетно-ролевая игра «Отважные профессии». |
Декабрь | 13.Просмотр мультфильма «Человек рассеяный» по С. Я. Маршаку. Беседа. | 14. Беседа об ответственности и самостоятельности с использованием методов ТРИЗ. | 15. В. Осеева. «Волшебная иголочка» - совместное чтение. Работа по последовательным картинкам. | 16. Подготовка общего коллажа группы «Своими руками». |
Январь | 17.Совместное чтение «Хавро-шечка», обр. А. Н, Толсто. Беседа по сказке. | 18. Сюжетно-ролевая игра «Дети и родители». | 19. М. Цветаева «У кроватки». Составление рассказа о маме. | 20. Просмотр мультфильма по ненецкой народной сказке «Кукушка». Беседа по сказке. |
Февраль | 21. Просмотр мультфильма по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Беседа по сказке с использованием ТРИЗ | 22. Просмотр мультфильма по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Беседа по сказке с использованием ТРИЗ | 23. Б. Заходер «Сказка про доброго Носорога» - аудио прослушивание. Беседа об отношении к окружающим. | 24. Михалков С.В. «Злопамятный пес» - чтение стихотворения. Игра-театрализация «Добро и зло». |
Март | 25.Просмотр мультфильма по басне «Лебедь, рак и щука» Крылова И.А. Беседа о работе в команде и взаимопомощи. | 26. Беседа по картинкам. Игра-театрализация «Лебедь, рак и щука» по басне Крылова И.А. | 27. ИЗО деятельность – дорисуй картинку. Составление рассказа по рисунку. | 28. Знакомство со сказками «Лягушка-царевна» и «Красавица и Чудовище» с использованием ТРИЗ. |
Апрель | 29. Изготовление книжек-раскладушек из рисунков по сказкам. Беседа. | 30. В. Маяковский «Кем быть?» . Беседа. Сюжетно-ролевая игра . | 31. Прослуши-вание стихо-творения «А что у Вас?» С.Михалков Игра-постановка. | 32.Итоговая диагностика |
Перспективный план кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Месяцы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | |
Коммуникативная сфера | Речь | Привет-ливое общение с други- ми деть- ми – употребление слов вежливости. | Активизация пассивного словаря на основе углубления знаний о ближай-шем окру-жении | Продол-жать развивать речь как средство общения | Учить строить высказывания. Обога-щать речь. | Совершен-ствовать умение согласо-вывать слова в предло-жениях | Разви-вать умение состав-лять рассказы. Со-вершен-ствовать моноло- гическую форму речи. | Совершенствовать диалогическую форму речи | Продол-жать развивать речь как средство общения |
Социальные параметры | Учиться осваивать новые приемы привлечения внимания партнеров по общению | Учиться включаться в общение и оценивать ситуацию | Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. | Учить детей решать спорные вопросы и улажи-вать конфлик-ты с помощью речи: убеж-дать, доказы-вать, объяс-нять. | Воспиты-вать дружес-кие взаимо-отношения между детьми | Учить детей решать спорные вопросы и улажи-вать конфлик-ты с помощью речи. | Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей | ||
Социально-личностная сфера | Формировать потреб-ность вести себя в соответствии с общепринятыми нормами | Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстни-ков | Развитие мотивации и навыков участво-вать в беседе. | Разви-вать осозна-ние ребенком своего места в коммуникации | Формировать у детей умение оценивать существующие нормы и правила, высказывать свое отношение | Формирование самостоятельности | Развивать осознание ребенком своего места в группе сверстников | Формиро- вание це- лостной картины мира |
Месяцы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель |
Волевая сфера | Формирование навыка контроля поведения и эмоций | Регуля- ция отно- шений с другими через общение (речь). | Учиться действовать согласно речевой инструкции, правилу | Учиться учитывать мнение другого | Развитие представлений о взаимо- помощи и участии | Развитие произ- воль-ности | Перенос сложных игровых умений и навыков в реальную ситуацию |
Методы и приемы используемые педагогом-психологом для организации групповой кружковой работы с детьми старшей возрастной группы:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом элементы экспериментирования, наблюдения;
2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
3. Словесные методы – беседы, рассказ, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки , прибаутки);
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр видео сюжетов).
На каждом занятии необходимо обеспечить:
- Условия для мотивации детской речи, потребности говорить, ребенок должен знать, зачем и почему он говорит.
- Условия для диалога, речь и вопросы ребенка обязательно должны иметь адресата, быть обращены к кому-либо (взрослый, сверстник);
- Условия для поддержания речевой активности, стимулирование речевой инициативы каждого ребенка в подгруппе;
- Целенаправленный отбор материала для обсуждения, который бы соприкасался с личным (эмоциональным, бытовым, игровым) опытом детей;
- Условия для использования различных коммуникативных средств: мимики, жестов, интонации и т.д.
Функциональные модули. Используемые технологии.
Этапы деятельности:
- Организационный.
Создание эмоционального настроя в группе
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей
- Мотивационный этап
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий
Определение исходного уровня знаний детей по изучаемой теме
- Практический этап
Подача новой информации на основе просмотра или аудио прослушивания сказки.
Выполнение заданий на развитие речи и коммуникативных навыков;
Отработка на практике полученных навыков за счет включения участников группы в театрализованную постановку.
- Рефлексивный этап
Обобщение полученной информации .
Подведение итогов деятельности
Принципы организации групповой работы:
- Системность подачи материала
- Наглядность обучения
- Цикличность построения образовательного процесса
- Доступность
- Проблемность
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала
Перечень диагностических методов для детей 5-6 лет, используемых в начале и в конце учебного года:
Наблюдение:
Полное (предполагает исследование всех психических проявлений)
Частичное (предполагает исследование одного или нескольких параметров)
Включенное
Не включенное.
Беседа
Анализ продуктов деятельности.
Тестовые методы для диагностики и развития коммуникативной сферы:
- Тест А. Л. Венгера
Проективные методики (рассказы по картинкам)
- Тест Векслера/Детский вариант/Субтест 8. Последовательные картинки
- Методика «ФИЛЬМ-ТЕСТ» Р. Жиля
(Методика особенно эффективна для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала)
Заключение.
Программа разработана для проведения кружковой работы в ДОУ, предполагает занятия по подгруппам (не более 6 детей), и предполагает работу с детьми с ОНР у которых наблюдаются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, страхи публичных выступлений.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения у ребенка с ОНР часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В других ситуациях наблюдается апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких эмоционально- личностных реакций зависит от условий, в которых находится ребенок.
Кружок – как дополнительная форма работы, позволяющая к концу учебного года усовершенствовать коммуникативные навыки и умения детей с нарушениями речи:
Информационно-комуникативные умения - умение вступать в процесс общения, ориентироваться в ситуации и партнерах по коммуникации. Соотносить использование вербальных и невербальных средств коммуникации.
Регуляционно-коммуникативные умения - умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению, оценивать результат общения.
Аффективно-коммуникативные умения – умение делиться с партнерами по общению своими переживаниями и чувствами, а в ответ проявлять сопереживание и заботу.
Значение эффективности взаимоотношений ребенка с окружающими огромно, а их нарушение тонкий показатель уровня развития личности. Задача педагога - психолога в рамках представленного курса помочь ребенку с нарушениями речи научиться выстраивать отношения с окружающими таким образом, чтобы факт наличия речевого дефекта не стал тормозом на пути развития личности.
Список литературы.
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. –М.: Международная практическая академия, 1994.-237с.
Арушенова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011.-80с. (Модули Программы ДОУ).
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Ось 89, 2003.
Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения – М.: Эксмо, 2010.-560с. – (Новейший справочник психолога).
Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.-1136 с, ил. – (Библиотека всемирной психологии).
Добжиньская Т. Метафора в сказке // Теория метафоры . – М.: Прогресс, 1990. С. 476-492.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. 2002. – 208с.
Ковалев Г.А. основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психол. Журнал. Т. 2. 1989 31 с. 127-136.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. – 144с.
Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способов самовыражения. – М.: Ось-89, 2002
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 155с.
Левченко И. Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008. -(Методическое пособие)
Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А.А. ДЦП: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками – М.: Изд-во: Книголюб, 2008. – (Специальная психология)
Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ, серия «Психология». 1990. №2 С. 58-65.
Трясорукова Т.П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста. – Ростов н / Д: Феникс, 2011.-60 {2} с.: ил. – (Школа развития).
Чиркина Г.В., Соловьева Л.Г. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография – Архангельск: Приморский университет, 2009. – 403с.
Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004. – 175с.
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры. упражнения, сказки. – М.: Генезис. 2005.- 176с. илл. – (Психологическая работа с детьми.)
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В основу коррекционной программы игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста положены теоретические материалы Л.С. Выготского и О.А. Карабановой, ...
Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.
Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....
Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытия...
Современные формы развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития
В статье описана методика работы по решению проблем у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию....
Рабочая образовательная программа "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Программа адресована специалистам для работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, СДВГ, а также может быть использована педагогами дошкольных...
Программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Программа рассчитана на дошкольников 6 лет и состоит из 30 занятий продолжительностью 20-25 минут. Занятия проводит логопед 3 раз в неделю с привлечением других специалистов дошкольного образовательно...