Рабочая образовательная программа "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Гостевская Лариса Валерьевна

Программа  адресована специалистам для работы с детьми  старшего дошкольного  возраста с речевыми нарушениями, СДВГ,  а также может быть использована педагогами  дошкольных  образовательных учреждений разных видов, родителями, а также полезна для всех, кто занимается воспитанием детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progkommunikativnye_navyki_tolko_programma.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №224 «Здоровье»

комбинированного вида

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

Тема: «РАЗВИТИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  С  ОНР»

Автор-составитель:

Л.В.Гостевская

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Программа  адресована специалистам для работы с детьми  старшего дошкольного  возраста с речевыми нарушениями, СДВГ,  а также может быть использована педагогами  дошкольных  образовательных учреждений разных видов, родителями, а также полезна для всех, кто занимается воспитанием детей.

        Условия жизни в современном обществе требуют от человека умений быстро принимать решения, ориентироваться в огромном потоке информации, непрерывно учиться, развивать и реализовывать себя в разных сферах. Особенно важным фактором использования данных умений является качественно и количественно высокий уровень развитья речи, сенситивный период совершенствования которой – дошкольный возраст.

Количество детей с речевыми нарушениями  в дошкольных учреждения возрастает. В 1991 году Н.В.  Новоторцевой описаны результаты диагностики уровня развития устной речи дошкольников 5 лет, определившие 59% численность детей, не обладающих достаточным уровнем речевой готовности к школьному обучению. Согласно данным Министерства Российской федерации на 2002 год численность дошкольников и младших школьников в разных регионах страны колеблется от 30,7% до 92,6% от общего числа детей данного возраста. Таким образом, увеличение численности детей, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи за период с 1992-2002 г. составила  от 30,0% до 44,3%.   (Вершинина)

Следовательно, объективно определяется актуальность  совершенствования форм, методов и средств  логопедического сопровождения на основе онтогенетического принципа и учета сензитивных периодов развития и коррекции речевых нарушений.

Психолого-педагогические аспекты формирования и развития речевой деятельности достаточно подробно раскрыты в трудах известных ученых Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Л. С. Волковой, Р. Е. Левиной, А. Р. Лурия, О. В. Правдиной, и других. Их исследования послужили основанием построения различных теорий и методик коррекционно-развивающей работы.  Кукушкина О.И., Королевская Т.К. Китик Е.Е. являются авторами методик коррекции речевых нарушений с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Полноценное развитие всех компонентов речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в системное школьное обучение (Безруких Л.Н., Волковой, Р. Е. Левиной, А. Р. Лурия, О. В. Правдиной, Шипицыной Л.К.).

В педагогической литературе выделены три группы наиболее распространенных отклонений в речевом развитии дошкольников.

Первую составляют те недостатки, которые присущи практически всем детям на определенной возрастной ступени (возрастные или физиологические несовершенства детской речи).

Во вторую группу входят речевые недостатки, обусловленные социальными факторами (неправильное общее и речевое воспитание ребенка, отсутствие у него необходимого и достаточного опыта общения с взрослыми и сверстниками).

Третья группа недостатков обусловлена факторами патофизиологического порядка, ее составляют те специфические задержки и нарушения речи, которые традиционно принято рассматривать с  точки зрения логопедической теории и практики.  

Названные причины и обусловленные ими речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, во многом предопределяя их низкую познавательную активность, бедность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности. Вышеназванные факторы определяют необходимость своевременного выявления, в определенных случаях,

предупреждения и коррекции речевых нарушений как можно в более раннем возрасте. Значительную часть неуспевающих учеников в начальной школе составляют дети, имеющие нарушения устной и письменной речи.

Важным условием реализации программы по формированию навыков общения является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с родителями.        

        Представленная в программе технология воспитательного взаимодействия направлена на создание организационно-педагогических условий по развитию и коррекции коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Программа реализуется посредством системы занятий - тренингов, занятия по развитию речи, специально подобранных игр и упражнений, консультативного взаимодействия с родителями и педагогами.        

        Основаниями для разработки программы стали содержательно-структурные походы:  личностно-ориентированный, компетентностный, организационно-структурные: сервисный,  технологический (В.А. Сластенин, Д.И. Шадриков). 

Применение личностно-ориентированного подхода позволяет активно использовать обучение в сотрудничестве, дифференцированную диагностику и обучение, методы игры и проектов в воспитательно-образовательном процессе.     (Л.Н. Горбунова, И.П. Цвелюх, Якиманская)

Компетентностной подход в рамках личностно-ориентированный парадигмы задает набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида педагогической деятельности(А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, Л.М. Митина, Д.С. Цодикова).

Основными чертами компетентностного подхода в создании условий по развитию и коррекции коммуникативных навыков у детей с ОНР  являются:

-    общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

- формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на значимости коммуникативных навыков в процессе развития высших психических функций дошкольников с ОНР;

- индивидуализация содержания занятий и взаимодействия участников образовательного процесса;

- интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности

        Организационно-структурные подходы: сервисный предполагает комфортные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ (Н.А. Переломова),  технологический подход позволяет организовывать  воспитательно-образовательный процесса не стихийно, а с поэтапной сменой творческой и рефлексивной составляющей  (В.А. Сластенин, Д.И. Шадриков). 

        Результаты разработки и апробации программы «РАЗВИТИЕ    КОММУНИКАТИВНЫХ   НАВЫКОВ   ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА   С   ОНР»  как технологии  представлены в содержании программы и в анализе эффективности организационно-педагогических условий созданных в коррекционной логопедической группе  № 8 МБДОУ.

        Наряду с активным поиском инновационных форм организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса, направленного на созданий условий по развитию и коррекции коммуникативных навыков у дошкольников, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией необходимо совершенствовать и вариативно использовать традиционные формы, оптимизировать методы и содержание коррекционно-развивающей работы а. Необходимо создать такую модель коррекционно-педагогической работы, которая бы оптимально встраивалась в образовательно-воспитательный процесс.  

        У детей имеющих тяжелые нарушения речи (ОНР)  проблема неумения строить свои отношения стоит наиболее остро. У детей отмечаются  очень серьезные затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений. Это связано с задержкой развития у детей регулирующей функции речи в произвольных формах поведения.

        Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств. Система занятий с  детьми с ОНР направлена на устранение имеющих у них речевых недостатков и на предупреждение негативных последствий речевого недоразвития для становления личности. К особенностям эмоциональной сферы детей с ОНР можно отнести повышенную неустойчивость поведенческих реакций, неустойчивый фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности; неуверенности в себе, собственных силах, которая способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. В то же время у детей наблюдаются агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений  они встречают препятствия.

        Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, неусидчив. Другие дети, наоборот обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребенка чувство ущемленности, а это в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива.

        В ходе наблюдения за детьми и при проведении различных диагностических тестов я обратила внимание, что дети с тяжелыми нарушениями речи  часто не умеют договариваться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовывать ролевое взаимодействие.

        Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени  обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие коммуникативных навыков очень актуальная и важна.

        Кроме того исследования  показывают, что дети с нарушениями речи отстают в овладении умениями и навыками, предусмотренными общеразвивающей программой.  

        Основная цель  программы заключается в создании совокупности организационно-педагогических условий необходимых для развития и коррекции  речевых нарушений  у детей, умений и навыков межличностного общения детей со сверстниками и взрослыми людьми, необходимых для адекватного поведения в обществе способствующих наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Сформировать у детей эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

Поставленная цель реализуется нами посредством перечня организационно-методических, воспитательно-образовательных и коррекционно-развивающих задач:

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ:

  1. Изучение  литературы  по формированию  навыков общения  у детей;
  2. Анкетирование и тестирование родителей воспитанников;
  3. Подбор диагностического материала;
  4. Разработка  диагностики.
  5. Разработка перспективного плана  по работе  с детьми по формированию  коммуникативных навыков.
  6. Подбор методических рекомендация, дидактических и развивающих игр  (картотек) для педагогов, детей и их родителей.
  7. Создание развивающей  среды

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

-  Правильно организовать психолого-педагогическое воздействие для  предупреждения в большинстве случаев появления стойких  нежелательных отклонений в поведении;

- Создать   доброжелательную  обстановку в детском коллективе;

-  Формировать   интерес  к занятиям;

- Обучать  искусству общения в различных формах и ситуациях, речевым этикетным формулам. 

- Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ

- Сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью;

- Развивать интерес к окружающим людям, стремление их понять, потребность в общении;

- Развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе общения; формировать уважительные отношения к собеседнику, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности мимики и жестикуляции);

 - Развивать  адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ,  как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.

        

Сформированные коммуникативные компетенции позволят дошкольникам успешнее овладевать новыми видами деятельности. Навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми является здоровьесберегающим компонентом при рассмотрении здоровья как психосоматической категории, что приобретает особое значение в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с СДВГ. Использование разработанных и модифицированных нами игр и упражнений с учетом структуры речевых нарушений дошкольников и состояния соматического здоровья и неврологического статуса позволяют достигать высокого индивидуального роста коммуникативной активности каждого дошкольника.  

Структура программы включает следующие модули:

        Этапы  деятельности   в  течение  учебного  года

        Подготовительный

        Диагностики для определения нарушения поведения детей и уровня сформированности коммуникативной сферы, тестирование  родителей.

        Основной

        - Практический курс для детей старшего дошкольного возраста, направленный на формирование у детей коммуникативных навыков, коррекцию поведенческих нарушений, речевых нарушений (перспективный план).

                  - Подборка методического материала  в помощь  педагогам «Копилка воспитателя»:

        «Конспекты занятий по формированию коммуникативных навыков у детей и с задачами социально-нравственной направленности»;

        -Дидактические  и развивающие игры с детьми, направленные на коррекцию различных видов нарушений:

- коррекцию агрессивного поведения;

- формирование навыков общения и игры для детей, имеющих трудности

в  общении;

- коррекцию гипперактивного поведения;

- коррекцию застенчивости;

- игры, направленные на снятие страхов и повышения уверенности в себе;

         - картотека игр, упражнений мини-этюдов с социально-нравственной направленностью;

                - «Вопросы для беседы с детьми с задачами социально-нравственного воспитания»;

                - «Дидактические игры по формированию нравственных черт характера»;

                - «Педагогические ситуации для дошкольников»

                - «Нравственный словарик»;

                - «Картотека художественных произведений»;

        - Консультации и рекомендации для родителей: «Зачем ребенку родители», «В чем мудрость родительской любви», «Влияние родительских установок на развитие ребенка», «Укрощаем грубияна», «Маленькие собственники и эгоисты», «Что самое желанное для ребенка?», «Почему дети ругаются?», «Роль отца в воспитании  ребенка», «Человечеству нужны добрые мужчины еще больше, чем великие», «Кто такой настоящий мужчина и как его воспитывают?» «Как  стать настоящей женщиной?»

Результатом данного этапа работы явилась  систематизация  материалов,  обеспечивающих комплексную  реализацию педагогического процесса.

        Содержание всех разделов  программы предусматривает формирование коммуникативных компетенций у детей: специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения на основе использования собственного опыта дошкольников.

        Работа по формированию  навыков общения у детей тесно связана и переплетена с содержанием образования в ДОУ и проходят через три составляющих блока: специально организованного обучения в форме занятий, совместную деятельность взрослого и ребенка и самостоятельную деятельность.

        В блоке специально организованных занятий задачи по формированию навыков общения, нравственного воспитания реализуются в соответствии с темой занятия. Например, занятие познавательного цикла «Я и моя семья» решает задачи воспитания заботливости, уважительности, гражданственности; занятие «Мой родной Барнаул» - воспитание гражданственности и так далее по каждой теме.

        Содержание блоков совместной и самостоятельной деятельности направлено не только на формирование  коммуникативных навыков, норм нравственного поведения, но и применение их в жизни.

        Основные формы  обучения детей

        - занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные);

        - этические беседы  (специально организованные, тематические);

        - наблюдения, прогулки, экскурсии;

        - уроки вежливости и этикета;

        - свободное и тематическое рисование;

        - лепка

        - мини конкурсы, игры-соревнования;

        Методические  приемы:

        - развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);

        - упражнения (подражательного и творческого характера);

        - этюды;

        - импровизации;

        - рассматривание рисунков и фотографий;

        - моделирование и анализ жизненных  ситуаций;

        - рассказы педагога и рассказы детей, сочинение историй;

        - чтение художественной литературы;

        - рассказывание сказок, обсуждение;

Основное правило при этом следующее: ребенок должен активно участвовать во всех видах деятельности.

        Ведущей формой работы с детьми являются занятия-тренинги (групповые и подгрупповые).

        Цели проведения занятий – создание игровых ситуаций, стимулирующих активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Материал может быть использован как  групповых занятиях и на индивидуальных.

        При подборе дидактических материалов, игр, пособий,  детской литературы необходимо учитывать особенности разноуровневого развития детей, что позволяет осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка.

        Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, возникающих по инициативе педагога и стихийно, обогащает эмоциональный мир дошкольников, делает понятным язык эмоций и чувств и тем самым открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающими людьми.

        Главное к чему я стремилась, составляя подборку   конспектов и организуя работу по ним, - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого.        В свой план также включила различные игры и упражнения, этюды, направленные на развитие у детей высших психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций, произвольных движений). На своих занятиях учу детей навыкам общения в различных жизненных ситуациях – со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

        Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых в работе с детьми их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.

На занятиях формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.

        Структура занятия состоит из четырёх этапов:

  • приветствие,
  • разминка,
  • основная часть,
  • заключительная часть.

        Приветствие представляет собой ритуал начала занятия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.

        Разминка. В этой части занятия используются пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические, упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части занятия - тренинга (напоминаются правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре).

        В основной части занятия используются следующие приёмы:

Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать своё эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми.

  • Использование художественного слова.
  • Беседы по сказкам и рассказам.
  • Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.

        В заключительной части занятия детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности - рисование. Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.

        Особенность занятий такова, что проводятся они в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. На занятиях делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.

        Программа включает в себя  разнообразные  дидактические и развивающие игры, которые используются   в   познавательных занятиях,  занятиях   по      развитию   речи, а также в свободной деятельности.  Это    помогает      активизировать внимание   детей,    сохраняло     их       устойчивый    интерес.   В   игре    дети оказываются в ситуации,   когда нужно   общаться   друг   с  другом,  принимать  решения,   озвучивать его.

Дидактические    задачи     многих     игр  составлены    так,      чтобы    

научить    детей    составлять   самостоятельные     рассказы   о   предметах,  

явлениях     в   природе и в общественной жизни.

                При   общении детей  в   игре, решении  спорных вопросов активизируется

речь. В игре   развивается   способность    аргументировать   свои   утверждения,

доводы.  

                Неотъемлемыми участниками  педагогического процесса являются родители.

        Взаимодействие с семьей   разделяется на три этапа: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация согласованного  индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личности.

С родителями проводится следующая работа:

1. Анкетирование, тестирование.

2. Лекции по определенным темам.

3. Занятия-тренинги.

4. Консультации (индивидуальные и групповые)

Тестирование, анкетирование родителей   необходимо для определения межличностного взаимодействия ребенка с членами семьи, семейного стиля воспитания, их влияния на личность ребенка  и на формирование  навыков общения.

Результаты исследования в доступной корректной форме доводятся до сведения родителей, при этом необходимо разъяснять родителям  на конкретных примерах значение  правильного семейного воспитания для полноценного психологического развития ребенка. Составлены практические рекомендации для родителей в отношении решения задачи по развитию коммуникативных навыков, чтобы  исключить для родителей позицию сторонних наблюдателей. Определяются темы для индивидуальных  бесед с родителями, а также темы консультаций с целью знакомства с проблемами общения детей дошкольного возраста.

        До начала проведения мероприятий, предусмотренных программой проводится диагностическое исследование с целью          изучения личностной сферы ребенка, а именно: личностных характеристик, позволяющих с учетом анализа межличностных отношений с окружающими людьми сделать выводы о своеобразии формирования навыков общения у каждого из детей группы.

        Результаты диагностики как правило показывают, что у многих детей присутствует сочетание признаков, например, скованное поведение, часто сочеталось со страхами, нарушением сна, обособленностью, гиперактивность с агрессивностью, дефицит внимания с трудностями в обучении и усвоении  программы. Выявив наиболее выраженные нарушения в поведении ребенка, и проанализировав их, осуществляется подбор  методических приемов и материалов в работе педагогов, реализуется  индивидуальный подход к детям с целью коррекции имеющихся социально-эмоциональных проблем.

        Программа включает в себя  9 основных разделов:

        1. РАЗДЕЛ   «УЧИМСЯ  ОБЩАТЬСЯ  С  ПРИРОДОЙ»

        Конечные результаты:

Пройдя подготовку по этому разделу дети узнали:

        - чем человек отличается от животных и растений;

        - научились чувствовать природу, которая может определять наше настроение, поведение;

        - могут наблюдать и заботиться о животных и растениях;

        - научились подражать характерным жестам, движениям, осанке, позе, эмоциональным реакциям  животных и видеть их аналогии в человеческом поведении, могут определять по жестам, позе, эмоциям настроение животных.

Полученные знания позволяют  подвести детей к пониманию того, как важно любить окружающую природу, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее доброте, чуткости, бескорыстию, сформируют умение переносить хорошее из природы в общение с людьми.

        

        П. РАЗДЕЛ  «УЧИМСЯ  ОБЩАТЬСЯ  С ВНЕШНИМ  МИРОМ»

        Конечные результаты:

Пройдя подготовку по этому разделу, дети:

        - узнали, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки;

        - научились запоминать наиболее значимую информацию о своих родных и друзьях, необходимую для нормальных взаимоотношений;

        - научились эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;

        - получили начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций;

        - научились узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника;

        - правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

        - по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;

        - соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.

        Полученные знания  дают ребенку первоначальные представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации, а также познакомили ребенка с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения.

        Ш. «ФОРМИРОВАНИЕ  СОБСТВЕННОГО «Я»

        Конечные результаты:

        Пройдя подготовку по этому разделу дети научились:

        - различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол);

        - описывать свои желания и чувства;

        - передавать свои чувства, желания, черты характера средствами пантомимики;

        - осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения.

        У детей выработаны навыки:

         - понимания собственного «Я», своей индивидуальности;

        - умение радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению;

        - установка «нельзя» и «надо»;

        - навыки самостоятельности.

        Полученные знания позволяют ребенку подойти к пониманию собственного «Я», т.е. прообразу самооценки, и научиться правильно оценивать свои поступки и на их основе различать по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых.

        IY.  «ДЕТИ   И   ВЗРОСЛЫЕ»

 (формирование  потребности в общении с взрослыми).

        Конечные результаты:

        Пройдя подготовку по этому разделу, дети

        - усвоили основы нравственности во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми людьми;

        - дети учатся уважать взрослых, слышат и понимают чужую боль, страдания другого человека, могут вовремя протянуть руку помощи другу;

        - узнали историю своей семьи, что помогает развитию уважения к своим близким, пониманию основы взаимоотношений с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми;

        - научились проявлять заботу и добрые чувства к своим близким;

        - научились видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине);

        -  у детей  начался формироваться «кодекс чести» умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам;

        - усвоили понятия «честно – нечестно», «справедливо – несправедливо», «правильно – неправильно»;

        - стали понимать значение труда взрослых, получили  представление о важности и значительности различных профессий.

        Полученные знания позволяют воспитывать добрые и  искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье; помогают научить детей ценить хорошие отношения и получать радость от общения со своими близкими, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.

        

РАЗДЕЛ  Y.      «УЧИМСЯ  ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ».

        Конечные результаты.

        Пройдя подготовку по этому разделу, дети :

        - научились применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях;

        - научились радоваться сами и пытаться понять радость других;

        -  представляют себе, что такое «иметь друзей», а также свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

        Полученные знания позволяют детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу. Выработанные навыки способствуют формированию у детей доброты, чуткости, доброжелательности, соучастия и сотрудничества в процессе общения, друг с другом.

        Выработанные  навыки позволяют дать детям представления о чувстве радости, веселья, юмора; сформировать положительные эмоции в различных ситуациях, что поможет детям в дальнейшем доставлять радость окружающим людям, а также дети научились управлять своим настроением при общении с окружающим миром.

        

        

Y1.  РАЗДЕЛ     «РАЗНЫЕ    ХАРАКТЕРЫ».

                (формирование характера в отношениях)

        Конечные результаты:

        Пройдя подготовку по этому разделу дети:

        - получили представление о том, что можно, а что нельзя делать;

        - научились различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений;

        - получили представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек;

        - научились видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев  сказок и пр.

        После изучения данного раздела дети получили представление о поступках и привычках людей, что даст возможность им в дальнейшем вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогают развивать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность  по отношению к себе, позволяют формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности.

        YП.  РАЗДЕЛ    «УМЕНИЕ  ВЛАДЕТЬ  СОБОЙ»

                                              (желаемое и возможное)

        Конечные результаты:

        - дети овладели приемами произвольного расслабления;

        - научились сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее;

        - контролировать  свое поведение в общении с окружающими людьми;

        - принимать верные решения в различных жизненных ситуациях;

        - научились осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера.

        В результате полученных  знаний дети могут:

        - произвольно входить в состояние покоя;

        - сосредотачиваться и удерживать внимание в течение заданного времени;

        - оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с  окружающими людьми;

        - преодолевать отрицательные черты характера.

        YШ.  КУЛЬТУРА  ОБЩЕНИЯ  (этикет)

        Конечные результаты:

        - дети овладели приемами вежливого обращения  с окружающими, употребляя в речи «волшебные слова»;

        - научились вести доброжелательный диалог, используя различные средств выразительности, не обижая и не унижая партнера;

        - получили представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать в письменном виде;

        - научились культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

        После изучения настоящего раздела дети получили знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Дети научились правильно вести себя в различных ситуация дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно  применять правила этикета.

        

        1Х.  РАЗДЕЛ  «МАЛЕНЬКИЕ ЛЕДИ И ДЖЕНТЕЛЬМЕНЫ»

        Конечные результаты:

        - получили  представление о женственности и мужественности;

        - получили представление о внешности и манере держаться представителей разного пола;

        - научились понимать различия между мальчиками и девочками – как внешние, так и в основных чертах характера и поведения;

        - научились проявлять свои возможности при обращении с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.

        В результате работы с детьми по этому разделу дети получили представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек, а также разнополых детей друг с другом. Дети научились понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

        На протяжении всей своей работы, учитывая специфику нашего дошкольного учреждения,   наряду с задачами по  формированию коммуникативных навыков  в занятиях, дидактических, творческих, сюжетно-ролевых, театральных играх ставлю  речевые задачи: расширение и активизация словаря детей, отработка правильного произношения поставленных звуков, совершенствование грамматического строя речи, развитие диалоговой и связной речи.

        Материал, который я  предлагала детям для восприятия, вызывал у них живой интерес и предполагал ролевое взаимодействие партнеров, что соответствовало ведущим мотивам поведения детей дошкольного возраста.

        Конечные результаты   работы  по программе «Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с  ОНР»:

        Пройдя подготовку по всем разделам программы дети  овладевают приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником, учатся устанавливать дружеские отношения, умеют самостоятельно решать конфликты мирным путем. У детей сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Дети  использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания, адекватно ситуации. Способны управлять своим поведением и способами общения,  дают адекватную оценку своему поведению, деятельности.  Дети научились определять эмоциональное состояние персонажей, соотносить его с особенностями их коммуникативного поведения, делать обобщения по поводу мотивов поведения героев и переносить данные умения в сферу общения со сверстниками. Все это способствует налаживанию доброжелательных отношений в группе, формированию навыков управления своими эмоциями. Дети научились поддерживать у себя положительное эмоциональное состояние, умеют осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой), устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками.

         Анализ полученных   результатов позволяет   увидеть качество

своей работы.

        В результате  работы  по данной программе у детей  значительно повышается уровень сформированности коммуникативной сферы, что несомненно влияет общие качественные показатели развития детей старшего дошкольного возраста,  на повышение устойчивости и распределяемости слухового и зрительного внимания, формирование социальной ориентировки, способствовало развитию  ассоциативной памяти (слухо-зрительной, слухо - двигательной), логического мышления, у детей также улучшились общие показатели речевого развития (повысился уровень   развития словаря, грамматического строя   речи,   связной речи) о чем наглядно свидетельствуют результаты диагностических исследований. Кроме того, хочется отметить, что сформированность навыков общения является одним из важнейших показателей развития ребенка и одним из факторов, способствующих его успешной адаптации к школьному обучению, что очень актуально, так как  работа  ведется с детьми старшего дошкольного возраста.

        Принципиальная новизна  работы по формированию коммуникативных навыков заключается в организации системы формирования навыков общения по  четырем составляющим блока:

  1. Специальное организованное обучение в виде занятий, которые проводятся по разработанной структуре;
  2. Совместная деятельность  взрослого с детьми, строящаяся в непринужденной форме на позициях личностно-ориентированного взаимодействия;
  3. Свободная самостоятельная деятельность самих детей;
  4. Система диагностических мероприятий с целью исследования        

личностных проблем (нарушений поведения у детей), влияющих на характер общения детей старшего дошкольного возраста, охватывающая  наиболее проблемные   стороны развития детей с нарушением речи.  

        Предложенная схема  педагогического процесса  носит комплексный характер: диагностика, обучение, воспитание, развитие. А также обеспечивает вовлеченность всех субъектов образования (детей, педагогов, родителей) в процедуру формирования коммуникативных навыков у детей.        

Литература

  1. Аркин Е.А.Дошкольный возраст. -М.: «Учпедгиз.»,-1978- 171с.
  2. Астапов    В.М.    Введение    в    дефектологию    с    основами    нейро-    и патопсихологии.- М.:  «Международная педагогическая академия»,-1994.- 120с.
  3. Бельтюков В.И.   Об усвоении детьми звуков речи. -М.: «Просвещение»,- 1964.-212с.
  4. Выготский Л.С. Психология.-М.: «Апрельпресс»; «ЭКСМО-пресс»,-2000.- 1008с.
  5. Гвоздев А.Н.    Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.-М.:Изд-во АПН РСФСР,-1948.-250с.
  6. Давидович Л.Р. Коррекционно речевая работа воспитателей в ДОУ.-М.:Материалы Всероссийского совещания, 3-5 марта, -1998.-
  7. Даль В.И.     Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т.-М.:Советская инциклопедия,-1973
  8. Дудьев   В.П.    Региональные   проблемы   подготовки   специалистов   для коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста.-М.:Материалы Всероссийского совещания, 3-5 марта,-1998
  9. Крупская     Н.К.     Педагогические     сочинения-В.5-ти т.

10.Ю.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб.пособие для   студентов вузов /Под ред.Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой.-М.: «Смысл»,-2000.-511с. П.Макаренко А.С. О моём опыте. - соч. в 7 т.,т.5.-М.:«Просвещение», 1958-417с.

12.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.-М.: «Просвещение»,-1983-97с.

13.Ожегов С.И. Токовый словарь русского языка /под.ред.Н.Ю.Шведовой.-М.:«Советская энциклопедия»,- 1973.-1076с.

14.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. т.З,ч.2.-М: Изд-во АН СССР,-1984-270с.

15.Педагогика: Учеб.пособие для вузов /Под ред.Ю.К.Подласого /-2-е изд., доп.и перераб.-М.: «Просвещение»-1988.-479с.

16.Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии.-СПб.;  М.:«ACADEMIA»-1999.-720С.

17.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.-М.: «Владос»,-1994.-512с.
18.Сеченов И.М. Избранные произведения.-М.: Изд-во АН СССР,-1952.-447с.
19.Сластёнин   В.А.Психология   и   педагогика:   Учеб.пособие   для   вузов.-М.:«ACADEMIA»-2001 .-479с.
20.Успенская   Л.П.,   Успенский   М.Б.        Учись   говорить   правильно.-М.:«Просвещение»,-1973 21.Ушинский   К.Д.   Психологические   и   логические   основы   обучения. -Избр.пед.соч.: в 2-х т.т., т.2-М.: «Просвещение»,-1984.-615с. 22.Федеральная программа развития образо-вания /Материалы Всероссийского совещания.-М.: Изд-во ГНОМи Д,-2002

23.Филичёва   Т.Б.,   Чевелёва   Н.А   Чиркина   Г.В.,      Основы   логопедии.- М:«Просвещение»,-1989.-221 с. 24.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.-М.:«Просвещение»,-М.: 1980.-179с.

25.Хватцев М.Е. Логопедия.- С-Петербург: «Дельта»,-1996.-564с. 26.Швачкин   Н.Х.   Развитие   фонематического   восприятия   речи   в   раннемдетстве.-М.: Изд-во АПН РСФСР,-1948.-114с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоцион...

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...

конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников....

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...

Конспект НОД формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. («Дети на канале «Карусель»)

Конспект непрерывной образовательной деятельностив старшей и подготовительной к школе  группетема: формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ....