Программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии

Екатерина Евгеньевна Королёва

Программа рассчитана на дошкольников 6 лет и состоит из 30 занятий продолжительностью 20-25 минут. Занятия проводит логопед 3 раз в неделю с привлечением других специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_komunik.navykov.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Королёва Екатерина Евгеньевна

Учитель-логопед

Программа рассчитана на дошкольников 6 лет и состоит из 30 занятий продолжительностью 20-25 минут. Занятия проводит логопед 3 раз в неделю с привлечением других специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Логопедические занятия с детьми строились в зависимости от речевых и коммуникативных возможностей каждого дошкольника, то есть с опорой на уровень восприятия и понимания речевых конструкций и сформированных умений применять средства общения в различных коммуникативных и игровых ситуациях. Занятия предусматривают совместную деятельность логопеда, психолога, воспитателей группы, преподавателя музыки и преподавателя физического воспитания.

Недостаточно сформированные коммуникативные навыки у дошкольников  приводят к стойким нарушениям деятельности общения, при этом затруднено межличностное взаимодействие детей, что приводит к серьезным проблемам в процессе их развития и обучения.

Была разработана система коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР  (III уровня). Планируя коррекционно-педагогическую деятельность, мы опирались на научные  теоретические исследования М.И. Лисиной, Л.С.Цветковой,  Г.А. Волковой, их методические разработки, в частности «Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет», - по развитию у детей коммуникативных  навыков Е.О. Смирновой;  Т.Б. Филичевой, Чиркиной Г.В. Основные этапы игровой коррекции взяты из «Программы психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста» О.А. Карбановой, использовались коммуникативные игры С.А. Шмакова, упражнения М.И. Чистяковой.

Коррекционная программа представлена в приложении 14 таблица 9. Были выбраны следующие направления в работе: артикуляционная гимнастика, парадоксальная гимнастика по Стрельниковой, логопедическая ритмика, музыкотерапия, коммуникативные и ролевые игры, театрализованные и физкультурно-оздоровительные игры, направленные на коррекцию несовершенств в эмоционально-волевой сфере, преодоление речевого расстройства.

На основании подобранных методик и коммуникативных игр нами были реализованы шесть направлений коррекционной деятельности:  

I. Артикуляционная гимнастика. На начальном этапе  формирования коммуникативных и речевых умений и навыков систематически проводилась артикуляционная гимнастика. Упражнения с дошкольниками с ОНР 3 уровня выполнялись сидя или стоя перед зеркалом: это связано с тем, что дети должны видеть лицо логопеда и своё лицо. Упражнения вначале выполняются медленно, со временем темп их выполнения нарастает. Каждое упражнение выполняется по 6-8 раз по 5-10 секунд. Для наглядности вначале необходимо делать их вместе с ребенком, четко все объясняя и показывая. Если у ребенка что-то не получается, то надо показать ему ещё раз или оказать помощь в приеме работы с языком, губами, зубами.

Задача логопеда сводится к наблюдению за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движений, плавностью, переключаемостью с одного  движений на другое. Необходимо помнить, что при выполнении нового упражнения дети могут испытывать напряжённость движений языка, губ, поэтому так важно координировать их действия. Нами было выбрано несколько вариантов упражнений для артикуляционной гимнастики: они даны в приложении 4.

II. Логопедическая ритмика по методике Г.А. Волковой. Логопедическая ритмика включает разнообразные компоненты: мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, мелодекламацию, пение, элементарное музицирование, работу над просодическими компонентами речи. Разработанные специалистами упражнения и игры направлены на повышение эмоциональной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи, на снятие заторможенности в речевых ситуациях, на активную деятельность.

III. Парадоксальная гимнастика по Стрельниковой А.Н. имеет свое специфическое воздействие на дошкольников, у которых наблюдается нарушение речевого и коммуникативного процесса. Она способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха . Парадоксальная гимнастика имеет отличие от дыхательной: при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Каждое упражнение имеет ритмичность и требует точности выполнения, всегда выполняется 8 раз с перерывами. На каждом занятии лучше всего осваивать одно упражнение, каждое занятие пополняется новым упражнением. Автором предложено 11 упражнений. При обучении правильному дыханию А.Н. Стрельникова рекомендует выполнять четыре правила:

Правило1. В любой ситуации, например, тревоги, необходимо делать вдох быстро, шумно, на всю квартиру. Во время вдоха – думайте только о вдохе: активно нюхайте воздух.

Правило 2. Выдох – результат вдоха. Лучший выдох ртом, а не носом. Необходимо следить, чтобы вдох шел одновременно с движением, а выдох происходил самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт.

Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто накачиваете шину в ритме песни или пляски. Тренировать движения и вдохи необходимо на счет 2, 4 и 8.

Правило 4. Необходимо делать столько вдохов, сколько сможете в момент занятия.

IV. Музыкотерапия. Для дошкольников с общим недоразвитием речи важно научить адекватно воспринимать свое эмоциональное состояние и понимать эмоциональное состояние окружающих людей. Музыкотерапия способствует снятию эмоционального напряжения в коммуникативном процессе, создает благоприятный комфортный фон в общении. Нормализация психоэмоционального состояния способствует устранению страхов двигательных и речевых расстройств. Музыкотерапия эффективна в сочетании с подвижными играми, ритмическими движениями под музыку, песенками, рисования.

V. Физкультурно-оздоровительные или подвижные игры способствуют развитию навыков сотрудничества, умению подчиняться правилам, устраняет страхи и негативные черты характера, способствует эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Варианты подвижных игр, способствующих формированию и развитию норм и правил поведения и общения с ровесниками, отработке новых форм общения.

VI. Коммуникативные игры направлены на моделирование межкультурных коммуникативных умений и навыков. Игра позволяет выработать стратегию доброжелательных отношений, что способствует развитию индивидуальной и групповой активности, которая проявляется в вербальных и невербальных речевых процессах. Благодаря коммуникативным играм дошкольники взаимодействуют в пределах одной группы: развиваются речевые способности детей и стратегии общения, необходимые для поддержания диалогической или монологической речи. В игровой деятельности формируются реальные общественные отношения, которые непосредственно, просто складываются между партнерами.

Таблица 1

Коррекционная программа, направленная на развитие коммуникативной компетентности детей с ОНР (III уровня)

№ зан.

Цель

Методики. Коммуникативные игры

Месяц

1

Знакомство друг с другом, создание позитивного эмоционального фона.

Артикуляционная гимнастика.

Игры: «Давайте, знакомиться!, «Я и мой друг», «Зеркало», «Дотронься».

октябрь

2

Развитие уверенности в своих действиях, формирование групповых отношений.

Логопедическая ритмика

Игры: «Земля, вода, воздух, ветер», «Самый наблюдательный», «Паровозик», «Глухой телефон».

октябрь

3

Развитие чувства коллективизма, внимательного отношения друг к другу.

Гимнастика А.М. Стрельниковой.

Игры: «Самый наблюдательный», «Ниточка и иголочка», «Охота на тигров», «Прогулка по ручью»

октябрь

4

Формирование навыков общение, речевого этикета

Музыкотерапия.

Игры: «Паровозик», «Хоровод», «Море волнуется».

октябрь

5

Объединение групповых навыков, снятие эмоционального напряжения.

Физкультурно-оздоровительные игры:

Упражнение на равновесие, «Река и ров»

ноябрь

6

Развивать навыки совместной деятельности

Артикуляционная гимнастика.

Игры: «Узнай по голосам», «Мои желания», загадки, «Что я задумал»

ноябрь

7

Развитие навыков самооценивания и взаимооценивания в коллективной деятельности

Логопедическая ритмика

Игры: «Пастух и стадо», «Эхо», «Мои желания».

ноябрь

8

Умение анализировать информацию и выполнять команды.

Гимнастика А.М. Стрельниковой.

Игры: «Похлопаем – потопаем», «Ладошки», «Поклон», «Кошка и котята»

ноябрь

9

Развитие мимики, жестов в коммуникативном процессе

Музыкотерапия.

Игры: «Сладкое – горькое», «Холодно – горячо», «Мы веселые ребята», «Не сбивай и поймай».

декабрь

10

Развитие способностей понимать эмоции и чувства других детей.

Физкультурно-оздоровительные игры:

«Дракон кусает свой хвост», «Белые медведи», «Кто ищет, тот найдет»

декабрь

11

Осознание собственной ценности и ценностей ровесников.

Артикуляционная гимнастика.

Игры: «В кругу друзей», «Маленькие солнышки».

декабрь

12

Развитие взаимопонимания и взаимоподдержки.

Логопедическая ритмика

Игры: «Королевство», «Принятие решения».

декабрь

13

Развитие умения руководить и подчиняться.

Гимнастика А.М. Стрельниковой.

Игры: «Змейка», «Мы летим», «Узнай по голосам».

январь

14

Устранение тревожности и страхов в семейных и детских отношениях.

Музыкотерапия.

Игры: «Кто что делал?», «Семейный портрет», «Рисуем страхи».

январь

15

Повышение групповой сплоченности, умение понимать и выполнять инструкции и правила игры.

Физкультурно-оздоровительные игры:

«Карусель», «Лохматый пес», «У медведя во бору».

январь

16

Навыки адекватного общения, коррекция агрессивности.

Артикуляционная гимнастика.

Игры:»Чунга-Чанга», «Передай по кругу», «Пойми и поймай!».

февраль

17

Логопедическая ритмика

Игры:

февраль

18

Гимнастика А.М. Стрельниковой.

Игры:

февраль

19

Развитие музыкальных способностей, навыки парной и групповой деятельности.

Музыкотерапия.

Игры: «Летели две птички», «Кошки и мышки», «Мышеловка», «Пойми меня!».

февраль

20

Умение слушать и слышать партнера.

Физкультурно-оздоровительные игры:

«Ловишка из круга», «Мы веселые Петрушки».

март

21

Владение способами построения речевого взаимодействия.

Артикуляционная гимнастика.

Игры: «Передача имени по кругу», «Лунтик», «Конкурс вопросов», «Все наоборот»

март

22

Навыки устойчив формул общения, развитие этикета.

Логопедическая ритмика

Игры:  «Комплименты», «Подари улыбку», «Сердитая Маша», «Волшебный микрофон».

март

23

Развитие коммуникативных навыков через диалог.

Гимнастика А.М. Стрельниковой.

Игры: «Смешное имя», «Соседи», «Путаница с закрытыми глазами2.

март

24

Снятие тревожности, негативного эмоционального состояния, использование этикетных слов.

Музыкотерапия.

Игры: «Давайте, поздороваемся», «Я хочу с тобой дружить», «Кого здесь нет?».

апрель

25

Приобретение опыта публичной монологической речи. Умение задавать и отвечать на вопросы.

Физкультурно-оздоровительные игры:

«Медведь и пчелы», «Не попадись», «Волк во рву», «Медведь в берлоге».

апрель

26

Распознавание реакции собеседника в игровой ситуации, установление контакта с ровесниками

Артикуляционная гимнастика.

Игры: игровое моделирование по сказке.

апрель

27

Умение сопереживать другим, вступать в контакт и вести диалог.

Логопедическая ритмика

Игры: «Король», «Королевство», «Ты – лев», «Зеркало», «Веселые этюды»

апрель

28

Формирование и развитие умений сотрудничать, дружить, уважать мнение собеседника.

Гимнастика А.М. Стрельниковой.

Игры: «Комплименты», «Цветик-семицветик», «Подарок другу», «Я хочу с тобой дружить».

май

29

Выработка модели желательного поведения.

Музыкотерапия.

Игры: театрализованные ролевые игры «В гостях у сказки».

май

30

Диагностика коммуникативных навыков  посредством игровой деятельности

Физкультурно-оздоровительные игры:

Любимые игры.

май

Список литературы:

1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Российское Педагогическое Агенство, 2007.

2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. - М., 2009.

3.Шмаков  С. А. Коммуникативные игры. – М.: Просвещение, 2010. – С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У детей с ОНР снижена потребность в общении, коммуникативные навыки частично не сформированы. Они тянутся к сверстникам, стараются привлечь внимание, но диалог не получается. Они не слышат партнера и ...

Песочная терапия как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи

Песочная терапия – эффективное средство развития коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи, так как во время игр на песке дети вступают в общение с педагогом и други...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»

laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

        Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмо...