Алгоритм составления монологов Практикум для педагогов ДОУ
методическая разработка по развитию речи по теме
Обучение педагогов алгоритму составления монологических высказываний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Белоярский район
Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Березка»
г. Белоярский»
Практикум
для педагогов ДОУ
Обучение педагогов алгоритму составления повествовательных монологов
Составитель:
Голуб Виктория
Валентиновна
г. Белоярский
2010 г.
План:
1. Теоретическая часть.
1.1. Актуальность темы.
1.2. Методические рекомендации по обучению детей повествовательным высказываниям .
1.3 Цель. Задачи. Материалы и оборудование.
2. Практическая часть.
2.1. Правила составления монологов повествовательного типа.
2.2.. Раскрытие значения каждой структурной части.
2.3. Составление педагогами монологических высказываний.
3. Литература.
Актуальность:
Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что ни одна общеобразовательная программа не даёт конкретных рекомендаций по алгоритму составления монологических высказываний, в частности, составлению сказок и рассказов.
Переход на программу «Из детства в отрочество» (методика Т.И.Гризик) позволил в доступной форме упражнять детей в течение длительного времени учиться составлять монологические высказывания.
Методические рекомендации.
Данная работа начинается в старшем дошкольном возрасте. Детей нужно познакомить с алгоритмом построения сказок, рассказов, дать детям название соответствующей терминологии: главная тема (заключена в названии), зачин (знакомство с главными героями и ключевым моментом), середина (от количества событий зависит, насколько интересной будет сказка) и конец (чем сказка заканчивается). Работа в старшем дошкольном возрасте начинается во второй половине года и закрепляется до конца учебного года. В подготовительной группе данная работа начинается с начала года и продолжается до конца года. Дети постепенно начинают анализировать тексты. Серия занятий посвящена составлению одной сказки. Первые занятия посвящены определению главных тем знакомых сказок, а также определению главной темы своей сказки (о чём будет рассказано в сказке). На следующих занятиях дети продолжают знакомиться с алгоритмом составления сказок. Большое внимание уделяется зачину (знакомство с героями и ключевым моментом). На занятиях такого рода детей нужно научить выделять начало в знакомых сказках и умению анализировать их. Далее работа продолжается по анализу детьми середины знакомых сказок и составлению собственного сюжета (чем больше событий, тем интереснее сказка). В итоге данной серии занятий дети обучаются анализировать значение концовки сказки. Работа очень длительная и требует тщательной подготовки педагогов к таким занятиям. В связи с этим возникла необходимость в проведении данного семинара – практикума.
Цель: Обучение педагогов алгоритму составления монологических высказываний
Задачи:
1.Закрепление знаний педагогов ДОУ о структуре повествовательных монологов.
2. Знакомство педагогов ДОУ с особенностями повествовательных монологических высказываний.
3. Обучение педагогов ДОУ составлению повествовательных высказываний.
Материал к семинару: Три геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) для магнитной доски, книги сказок: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», «Приключения Буратино», «Снежная королева»…
Предметы на столе: ластик, ручка, карандаш, тетрадь, книга.
Практическая часть.
Прежде, чем руководить составлением повествовательных высказываний детьми, необходимо самому очень четко представлять алгоритм их составления.
1. Вопрос педагогам: «С чего бы вы начали составлять рассказ или сказку?»
Заслушиваются ответы и вводятся понятия «главная тема» повествования (т.е. о чем или о ком я собираюсь рассказывать, главная тема может быть отражена в названии произведения). Я назову сказку, которую вы не знаете, но по её названию вы сможете точно определить, о ком в ней пойдет речь и что произойдет с этим героем: «Как осёл разучился петь». О ком эта сказка, о чем в ней пойдет речь?
Ответы педагогов…
Задание педагогам: «Назовите любые сказки и скажите, о чем они рассказывают».
Ответы педагогов…
Вывод: «Итак, в любой сказке должна быть главная тема. Чтобы определить её, необходимо ответить на вопрос; о чем эта сказка? Главная мысль часто совпадает с названием произведения».
2. При составлении рассказов (сказок) большую роль играет последовательность. Нарушать последовательность рассказов и сказок нельзя. В любой сказке всегда есть начало (как фундамент в доме), средняя часть (как стены в доме) и конец (это как крыша в доме). И строить сказки нужно так же, как и дом, не пропуская ни одной части, не меняя последовательность.
Начало – это такая часть сказки, в которой называются главные герои, и рассказывается о событии (ключевой момент), с которого всё начинается.
Задание педагогам: « Приведите примеры зачинов любых сказок. Назовите главных героев и ключевой момент».
Ответы педагогов…
Вывод: «Зачин может быть коротким и длинным. В длинных авторы часто более подробно рассказывают слушателю о жизни главных героев до ключевого момента. Приведите примеры таких зачинов».
Ответы педагогов…
(«Крылатый, мохнатый и масляный», «Палочка – выручалочка», «Приключения Буратино», «Золушка» и др.)
Задание педагогам:
«Восстановите среднюю часть любой сказки и перечислите события».
Ответы педагогов…
(«Курочка ряба» - 4 события, «Колобок» - 4 события, «Репка» - 6 событий и т.д.)
Задание педагогам:
«Восстановите конец любой сказки».
Ответы педагогов…
Вопрос педагогам:
«Связана ли концовка сказки с её главной темой».
Ответы педагогов…
Задание педагогам:
«Составьте небольшую сказку, соответствующую данному алгоритму, о предметах, находящихся на столе (ластик, ручка, карандаш, тетрадь, альбом, книга)».
Рассказывание нескольких коротких сказок педагогами с соблюдением алгоритма.
Литература:
1. Программа «Из детства в отрочество» под редакцией Т.Н.Дороновой.
2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей, М, Просвещение, 2004.
3.Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
4.Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду– М.: Современность, 1999. – 363с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ "Алгоритмы разработки проекта в ДОУ"
Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ "Алгоритмы разработки проекта в ДОУ"...
Игра – практикум для педагогов дошкольного образования «Алгоритм разработки педагогического проекта» (презентация)
Игра – практикум для педагогов дошкольного образования«Алгоритм разработки педагогического проекта» ...
Игра – практикум для педагогов дошкольного образования «Алгоритм разработки педагогического проекта» (методический материал к презентации)
Игра – практикум для педагогов дошкольного образования«Алгоритм разработки педагогического проекта» ...