Выступление на педсовете: Общая стратегия речевого развития детей
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Голяницкая Вера Михайловна

Данный материал можно использовать в работе воспитателю при подготовке выступления на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ ЦРР – детский сад № 49

Колпинского района г. Санкт-Петербурга.

Выступление на педсовете

по теме:

«Общая стратегия

 речевого развития детей».

                Составили воспитатели: Васильева О.А.

                         Голяницкая В.М.

Наиболее яркая характеристика речи старшего дошкольника - активное освоение им построение разных типов текстов. Дети осваивают форму монолога; речь их становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя проходит в связи с развитием связной речи.

На шестом году в основном завершается освоение системы языка, по-прежнему не усвоены многие традиционные единичные формы. Активно протекает словотворческий процесс.

Особенностью работы по обогащению и активизации словаря, занимающей значительное место в речевой работе, является её связь со всеми видами деятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, углубляют и уточняют знания и представления. Познавая окружающий мир, ребенок усваивают словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами и антонимами.

Для выявления понимания дошкольниками смысла (значения) слова им предлагаем разные задания:

  1. составление предложений с многозначными словами.

В качестве исходных берутся изолированные слова: имена существительные, прилагательные и глаголы. Например: со словом «ручка» («ручка пишет», «я пишу ручкой»...) («есть ручка у двери», «от стола», «у человека рука, а у маленького ручка»)

  1. составление предложений со словами синонимомического ряда, (большой - огромный - громадный).

Соединение слов в предложении раскрывает умение ребёнка осмысленно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях. Одни дети составляют двухсловные предложения или просто словосочетания («мягкий ветер», «лёгкий пух»), а другие строят распространённые предложения («упал с дерева лёгкий листик»).

  1. подбор синонимов.

Детям  предлагаем:

  1. словосочетания, в которых исходным словом является многозначный глагол или прилагательное («идёт поезд», «идёт весна», «идёт снег»...)
  2. речевые ситуации, способствующие активизации лексики, поиску, выбору наиболее точного в смысловом отношении слова.
  3. изолированные слова, когда дети самостоятельно подбирают синонимы. Например: к слову «смелый» (храбрый, отважный, бойкий...)
  1. подбор антонимов.

Здесь мы выявляем умение сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т.п. Можно использовать наглядный материал. Также используем следующие задания:

  1. изолированные слова
  2. одновременный подбор синонимов и анонимов.
  3. словосочетания.
  4. сопоставление («Что бывает широким..., узким?»)
  1. речевые ситуации.

Ребёнок подбирает синонимы и антонимы к определённым ситуациям. Например: «небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идёт дождь». Какими словами ещё можно описать осень? Какая она? Ответы показывают, умеют ли дети вычленять существенные признаки осени (ранней и поздней).

  1. определение значения слова при ответе на вопросы «Что такое?», «Что значит?»

Например: «Что такое сад?», «Что значит слово «лес»?»

   К высокому уровню можно отнести ответы, в которых дети  

   называют ряд видовых понятий. Например: «посуда - это    

   сковородка, чашка, тарелка...», «это тарелка, из которой едят,

   и чашки, из которых пьют, и ложки, которыми едят».

  1. придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.

В процессе освоения связной речи и рассказывания дети уже пользуются формальной сочинительной связью. Возрастает удельный вес простых распространённых, сложносочинённых, сложноподчинённых предложений. Однако расширение сферы общения, содержания познавательной деятельности, возрастающая контекстная речь приводят к погрешностям синтакса - на которые приходится до 70 % от общего числа грамматических «неконкретностей». Поэтому обучение следует проводить в игровой форме.

Сюжетно - ролевая игра (темы: фотомагазин, киоск открыток, музей посуды.) может протекать в форме вопросов (Почему? Когда? А что если...?). Совершенствованию, обогащению синтетической стороны речи способствуют игры - инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок («Кот, петух и лиса», «Муха - цокотуха», «Репка», «Колобок»), художественных произведений.

Также широко используем загадки, толкование пословиц и поговорок, народных игр и «ситуации письменной речи» - ребёнок диктует, взрослый записывает, и изготовление книжек, альбомов детского творчества.

В совместной деятельности развиваем умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения; самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по серии картинок, по картинам, из личного опыта, небольшие рассказы творческого характера.

В заключении сделаем вывод: использование всех вышеназванных методов и приемов способствуют развитию речи детей, раскрытию их творческого потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: Общая стратегия речевого развития детей

Данную статью можно использовать в работе с коллегами для выступления на педсовете....

Выступление на педсовете с презентацией "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".

quot;Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....

Выступление на педсовете "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"

Родной язык играет уникальную роль в становлении лично­сти человека. Язык и речь традиционно рассматривались в пси­хологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии ...

Презентация на педсовет на тему: " Речевое развитие детей"

quot;Формирование звуковой культуры речи. Комплексный подход к речевому развитию дошкольников"...

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...