Выступление на педсовете: Общая стратегия речевого развития детей
статья на тему
Данную статью можно использовать в работе с коллегами для выступления на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ ЦРР – детский сад № 49
Колпинского района г. Санкт-Петербурга.
Выступление на педсовете
по теме:
«Общая стратегия
речевого развития детей».
Составили воспитатели: Васильева О.А.
Голяницкая В.М.
Наиболее яркая характеристика речи старшего дошкольника - активное освоение им построение разных типов текстов. Дети осваивают форму монолога; речь их становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя проходит в связи с развитием связной речи.
На шестом году в основном завершается освоение системы языка, по-прежнему не усвоены многие традиционные единичные формы. Активно протекает словотворческий процесс.
Особенностью работы по обогащению и активизации словаря, занимающей значительное место в речевой работе, является её связь со всеми видами деятельности дошкольников. Познавая окружающий мир, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, углубляют и уточняют знания и представления. Познавая окружающий мир, ребенок усваивают словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами, с синонимами и антонимами.
Для выявления понимания дошкольниками смысла (значения) слова им предлагаем разные задания:
- составление предложений с многозначными словами.
В качестве исходных берутся изолированные слова: имена существительные, прилагательные и глаголы. Например: со словом «ручка» («ручка пишет», «я пишу ручкой»...) («есть ручка у двери», «от стола», «у человека рука, а у маленького ручка»)
- составление предложений со словами синонимомического ряда, (большой - огромный - громадный).
Соединение слов в предложении раскрывает умение ребёнка осмысленно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях. Одни дети составляют двухсловные предложения или просто словосочетания («мягкий ветер», «лёгкий пух»), а другие строят распространённые предложения («упал с дерева лёгкий листик»).
- подбор синонимов.
Детям предлагаем:
- словосочетания, в которых исходным словом является многозначный глагол или прилагательное («идёт поезд», «идёт весна», «идёт снег»...)
- речевые ситуации, способствующие активизации лексики, поиску, выбору наиболее точного в смысловом отношении слова.
- изолированные слова, когда дети самостоятельно подбирают синонимы. Например: к слову «смелый» (храбрый, отважный, бойкий...)
- подбор антонимов.
Здесь мы выявляем умение сопоставлять предметы и явления окружающего мира: по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и т.п. Можно использовать наглядный материал. Также используем следующие задания:
- изолированные слова
- одновременный подбор синонимов и анонимов.
- словосочетания.
- сопоставление («Что бывает широким..., узким?»)
- речевые ситуации.
Ребёнок подбирает синонимы и антонимы к определённым ситуациям. Например: «небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идёт дождь». Какими словами ещё можно описать осень? Какая она? Ответы показывают, умеют ли дети вычленять существенные признаки осени (ранней и поздней).
- определение значения слова при ответе на вопросы «Что такое?», «Что значит?»
Например: «Что такое сад?», «Что значит слово «лес»?»
К высокому уровню можно отнести ответы, в которых дети
называют ряд видовых понятий. Например: «посуда - это
сковородка, чашка, тарелка...», «это тарелка, из которой едят,
и чашки, из которых пьют, и ложки, которыми едят».
- придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.
В процессе освоения связной речи и рассказывания дети уже пользуются формальной сочинительной связью. Возрастает удельный вес простых распространённых, сложносочинённых, сложноподчинённых предложений. Однако расширение сферы общения, содержания познавательной деятельности, возрастающая контекстная речь приводят к погрешностям синтакса - на которые приходится до 70 % от общего числа грамматических «неконкретностей». Поэтому обучение следует проводить в игровой форме.
Сюжетно - ролевая игра (темы: фотомагазин, киоск открыток, музей посуды.) может протекать в форме вопросов (Почему? Когда? А что если...?). Совершенствованию, обогащению синтетической стороны речи способствуют игры - инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок («Кот, петух и лиса», «Муха - цокотуха», «Репка», «Колобок»), художественных произведений.
Также широко используем загадки, толкование пословиц и поговорок, народных игр и «ситуации письменной речи» - ребёнок диктует, взрослый записывает, и изготовление книжек, альбомов детского творчества.
В совместной деятельности развиваем умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения; самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по серии картинок, по картинам, из личного опыта, небольшие рассказы творческого характера.
В заключении сделаем вывод: использование всех вышеназванных методов и приемов способствуют развитию речи детей, раскрытию их творческого потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете: Общая стратегия речевого развития детей
Данный материал можно использовать в работе воспитателю при подготовке выступления на педсовете....
Выступление на педсовете с презентацией "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".
quot;Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....
Выступление на педсовете "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста"
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии ...
Презентация на педсовет на тему: " Речевое развитие детей"
quot;Формирование звуковой культуры речи. Комплексный подход к речевому развитию дошкольников"...
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Выступление на педсовете «Современные технологии речевого развития детейв условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...
Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...