ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_st.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД
КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В.А. Екименко - учитель-логопед.
Н.Л Столярова – воспитатель
(МАДОУ № 407,г. Пермь)
Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о современном и полноценном формировании у них речи. Что следует делать, чтобы речь у ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком?
Проведя педагогические наблюдения за детьми своей группы, выявили большое количество детей с бедным словарным запасам. Дополнительное обследование учителя-логопеда выявило 85% детей с нарушениями звукопроизношения. На основании диагностики мы пришли к выводу о необходимости совместной работы воспитателя и учителя-логопеда, направленной на развитие артикуляционного аппарата, звукопроизношения, мелкой и общей моторики, развитие воображения, памяти детей.
Учителю-логопеду и воспитателю важно обеспечивать в
совместной деятельности положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти полученные знания, актуализировать их в новой ситуации.
Конечно, хорошим помощником в этой работе может стать
сказка.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.
Исследователями (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова,
Л.Н.Павлова, В.В.Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Для решения проблемы нами был разработан проект «Логосказки». Логосказки способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Выделяют несколько видов логосказок:
- Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
- Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
- Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).
- Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.
- Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:
- с куклами на палочках;
- рукавичковый;
- картонажный;
- бибабо и др.
Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.
При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:
-развитие диалогической и монологической речи;
-повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;
-коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;
- приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;
- осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.
Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп.
Цель нашего проекта: создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей через игровую деятельность.
Задачи:
1.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок.
2.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы.
3.Обогатить предметно-развивающую речевую среду в логоцентре и группе.
Работа проводилась поэтапно.
- Совместная работа логопеда с детьми (разучивание стихов,
скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики). Познакомили детей с дидактическим пособием «Язычок-звуковичок». Вместе с ним выполняли игровые упражнения на развития речевого аппарата («чашечка», «лошадка», «грибочек» и т.д.). В совместных играх упражнялись правильному, плавному вдоху и выдоху, развивали мелкую и общую моторику (использовали такие игры, как: «Пальцы дружная семья», «На горе мы видим дом», «Дорожка», «Волшебные шнурочки».
Игры на развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?», «Угадай, что делать?».
Игры для развития плавного ротового выдоха («Бумажный флажок», «Музыкальный пузырёк»).
- Закрепление знакомого речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей.
- Совместная работа воспитателя, родителей, детей, в подготовке и изготовлении атрибутов.
- Совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и логопеда в подборе музыкального материала.
- Как промежуточный итог в конце месяца проводилась совместная игровая деятельность - логосказка.
Логосказки проводились в группе, в музыкальном и спортивном зале, там, где дети свободно двигались, выполняли различные задания, закрепляли навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работе.
Мы разработали цикл логосказок и апробировали их в проекте.
В результате работы у 44% детей улучшилось звукопроизношение, фонематический слух, обогатился словарный запас.
Предлагаем вам одну из сказок «Путешествие с гномом Сладкоежкой»
Это сказка требует не пассивного созерцания и прослушивания, а активного участия в ходе повествования. В сказке развиваем крупную и мелкую моторику пальцев рук, активизируем движения органов артикуляционного аппарата, развиваем воображение фантазию и память. Воспитываем нравственные качества. Дети участвуют в разрешении спорной ситуации, побуждаются к формулировке вопросов, помогают находить правильный ответ. Учатся слушать друг друга, быть внимательными к собеседнику, сопереживать близким, находить позитивный выход из конфликтной ситуации.
Будем рады, если наша сказка окажет помощь логопедам, воспитателям.
ЛОГОСКАЗКА
«Путешествие с гномом Сладкоежкой».
ЗАДАЧИ:
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата;
- Активизация речевого дыхания и совершенствование фонематического слуха;
- Подбор слов-антонимов и добавление рифм в чистоговорки;
- Развитие творческого воображения и связной речи;
- Координировать речь с движением;
- Воспитание нравственных качеств.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Магнитофон
1-ая запись - звуковое письмо
2-ая запись - голос Бабы Яги.
ДЕКОРАЦИИ:
Зал стилизован под волшебный лес.
Ёлка;
Картинки-загадки;
Весёлый мячик;
Кочки рифмовки, гора наоборот;
Схема сказок;
Волшебная конфета;
Конфеты по количеству детей.
ГЕРОИ:
Весёлый язычок;
Гриб-звуковичок;
Гном-сладкоежка.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Картинки с овощами, фруктами.
Логопед: - Сегодня к нам в детский сад пришли гости.
Гости дорогие, важные такие.
В зале здесь у нас сидят,
Строго так на всех глядят.
-Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет?... А какие?... Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц (спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, весёлые, открытые…)
И не строго, а с улыбкой
Очень теплой и простой,
Гости нас встречают с вами
Чем ответим? ДО-БРО-ТОЙ.
-Давайте пожелаем гостям доброго утра. Скажем вместе «Доброе утро»!
-Ребята к нам в детский сад пришло необычное письмо. От кого бы вы думали?... Письмо от доброго волшебника НЯМ-НЯМА из сказочной страны СЛАДОСТЕЙ.
Только вот у НЯМ-НЯМА случилась беда. Злой волшебник испортил все сладости и превратил их в пустые фантики. Жителям страны Сладостей грозит голод. НЯМ-НЯМ просит нас о помощи.
- Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога проведёт нас через заколдованный лес. А чтобы мы не сбились с пути, из сказочной страны к нам прибыл добрый помощник. Это ГНОМИК СЛАДКОЕЖКА.
Вот он … спит ….устал и немного вздремнул. Давайте его тихонько разбудим с помощью нашей ИГРЫ «ГНОМИК»:
Как в огромнейшей горе (показать руками гору),
Дремлет гномик на горе (ладошки),
Всходит солнце над горой (изобразить шар),
Словно шарик золотой.
Поют птички: «чик-чирик»! (сложить пальцы в клюв),
Лежебока, встань не спи! (по очереди соединять и раскрывать большой и остальные пальцы).
Гном не слышит песни той,
Спит и спит весь день-деньской (махнуть рукой).
Но вот усатенький жучок (пошевелить пальцами).
По шее, к щёчкам побежал (пальчики по шее побежали),
Усами нос пощекотал
И скрылся в миг под колпаком (по голове подушечками пальцев),
- «Апч-хи, апч-хи» (прикрыть рот ладошкой)
Гном: - Здравствуйте, ребятки!
Логопед: - Здравствуй, Сладкоежка! Я рассказала ребятам про письмо, про заколдованный лес. Мы готовы помочь жителям сказочной страны.
Гном: - Хорошо, тогда последнее условие: на каждой остановке после выполнения задания нужно найти вот такие бумажные конфеты и сложить их в этот конвертик. Если в конце путешествия эти фантики превратятся в настоящие – значит всё сделали правильно и помогли жителям сказочной страны.
-Тогда в путь - дорогу! (под музыку).
Перед нами опушка леса. Здесь живёт ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК. Он скажет волшебные слова «крекс-фекс-пекс» - и наши язычки превратятся в «ЧАСИКИ». Улыбнитесь и приоткройте рот. Наш язычок стал «МАЯТНИКОМ».
-Вы играть в часы готовы?
Словно маятник часов
Язычок качает так:
Тик-так, тик-так.
А теперь наш язычок покачаемся на «КАЧЕЛЯХ» (показывают ладонью).
-На качелях я качаюсь
И всё выше поднимаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
-А теперь мы «МАЛЯРЫ»
Потолок покрасим мы (показ рукой). Плавно двигается язычок, как кисточка маляра.
-А теперь Весёлый язычок предлагает нам спеть «песенки гласных звуков»
Открываем мы глаза.
Вдох - и тянем долго А-А-А.
Утром солнышко взошло.
Снизу вверх мы тянем О-О-О.
Днём по горкам едем мы Ы-Ы-Ы.
Ночью смотрим на луну,
Сверху вниз слетает У-У-У.
Закрываем мы глаза
Снова тянем долго А-А-А.
Логопед: - Ну что ж, мы неплохо справились с заданием. А вот и первая бумажная конфета.
Гном: - Идём дальше с весёлой песенкой.
-Вот грибок на пути,
Нам его не обойти.
Не простой это гриб,
Это гриб-звуковик.
Он нам что-то говорит…
Гриб-звуковик: - Поиграйте с моим говорящим мячиком, тогда пропущу вас дальше.
Встанем в круг
-Ты катись, весёлый мяч,
Быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый мячик - прошипи-ка Ш-Ш-Ш
… просвисти-ка С-С-С
… прожужжи-ка Ж-Ж-Ж
… прорычи-ка Р-Р-Р!
Гриб-звуковик: - Спасибо вам! Повеселили меня! Вот и бумажная конфетка – и снова в путь вам.
Гном:
-Ой, болото на пути,
Нам его не обойти.
Но можно перебраться по кочкам. А кочки не простые. Это «кочки-рифмовочки». Я начну читать, а вы мне подсказывайте, заканчивайте фразу:
РА-РА-РА начинается ….. игра,
РЕ-РЕ-РЕ стоит домик ….. на горе,
РЫ-РЫ-РЫ у мальчиков … шары,
РУ-РУ-РУ - продолжаем мы …. игру,
ОР-ОР-ОР - созрел красный …. помидор,
ИР-ИР-ИР – мой папа…. командир,
ЛО-ЛО-ЛО – на улице …. светло.
Гном: - Молодцы! Вот сколько конфет бумажных собрали!
Гном:
-РА-РА-РА – впереди у нас … игра.
Называется она «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Вам нужно закончить предложение, подобрав слово, противоположное по смыслу:
ЗАЯЦ ТРУСЛИВЫЙ, А ЛЕВ ….
СУП ГОРЯЧИЙ, А МОРОЖЕНОЕ …
СОБАКА СЫТАЯ, А ВОЛК …
ВОЗДУШНЫЙ ШАР ЛЁГКИЙ, А ГИРЯ ….
- Молодцы! Не забудьте взять бумажные конфеты!
Дальше ёлка на пути-
Нам её не обойти!
А на елке растут не шишки, а овощи и фрукты.
А какие мы сейчас узнаем с помощью вот этих картинок (дети в парах с помощью карточек-моделей задают друг – другу вопросы и отгадывают, что нарисовано на картинке: груша, яблоко …)
Гном: Молодцы, можно двигаться дальше…
- Мы снова вышли на опушку – эта опушка заколдованных сказок. Сказки спрятаны в этих рисунках. Нам нужно расколдовать эти сказки – назвать сказку и рассказать её.
( «Репка», «Три медведя», «Золушка» …)
- Молодцы!
Логопед:- ну вот мы и выполнили все задания. Прошли все испытания. Собрали много бумажных конфет.
Гном: А теперь проверим, помогли ли доброму волшебнику НЯМ-НЯМУ…
Логопед: А как?
Гном: - с помощью волшебной конфеты. Закройте глазки. Вот эта конфета. Смотрите! Сейчас она пустая. Высыпайте в неё бумажные конфетки … закрываем … если наши бумажные конфеты превратятся в настоящие, значит, помогли НЯМ-НЯМУ…(МУЗЫКА ЗВУЧИТ)
Гном: - Я конфетку покручу,
Если справились с заданием –
Вас конфеткой угощу…
- Ура! Получилось. Значит, в мою волшебную страну вернулись сладости. Спасибо ребята. Угощайтесь!!
Логопед: И тебе спасибо Гномик, спасибо за интересное путешествие. До свиданья!!!
А всех гостей мы приглашаем отведать сладости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
Логосказка в системе коррекции речевых нарушений
Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и во...
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...
Доклад "Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков развития у дошкольников".
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари...
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
консультация для педагогов " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"
В консультации раскрыты способы коррекции речевых нарушений с использованием логосказок...
мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"
знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...