консультация для педагогов " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шестакова Светлана Александровна

В консультации раскрыты способы  коррекции речевых нарушений с использованием логосказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №4»

Консультация для педагогов

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников

skazki1.jpg

Подготовила учитель-логопед

Шестакова С.А.

2021

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребѐнку узнать мири одарить его воображение».

Д. Родари.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.

Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

   С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.

 Исследователями  (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова,Л.Н.Павлова, В.В.Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Что же такое логосказки?

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки, способствующие формированию связной речи;

- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Артикуляционные сказки.

Основной задачей артикуляционных сказок является развитие

артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной

гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение

продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы

заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие

сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые

в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные

упражнения на тренировку дыхания.

В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши –

ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы.

В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи

добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком

по дорожке.

В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на

выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.

Пальчиковые логопедические сказки.

Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок

помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять

значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Играя с

детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и

качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев

и кистей рук.

Фонетические сказки.

Основной задачей фонетических сказок является работа над

изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в

начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных,

предложениях и спонтанной речи.

Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником

сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное

путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок

учиться произносить трудный звук.

Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена

героям или выполнить другие подобные задания.

В имени зайца должен присутствовать звук С, а имени лисы – З.

У зайки были игрушки, в названии которых есть звук С, а у лисы – звук З.

Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.

Найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и

плачет.

Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение

звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из

сказки со звуком Л, выделяя его.

Лексико – грамматические сказки.

Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не

только умения, но и устойчивые навыки правильного использования

существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать

формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного

запаса.

Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики

героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика

маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым,

грустным, удивленным, трусливым.

Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)

Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов,

активизировать словарь по теме: мебель.

- Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под

стулом, на печке, под кроватью и т. д.)

По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и

ПЕРЕД.

Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все

наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).

Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста» поможет

ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.

Сказки, способствующие формированию связной речи.

Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки,

сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое

внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов,

придумыванию сказок, сказочных историй.

Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:

- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой

надо изменить окончание по своему усмотрению.

- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А

что случилось дальше?»

- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в

сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом

случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник,

друг.

- Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло

бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.

- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.

- Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи

произведения. Например, «Теремок» - новое название «Дружный домик»,

«Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».

Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная

и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста

показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).

Для родителей по данной теме на стендах регулярно пополняется и

обновляется информация, выпускается газета «В мире правильной

речи», составляются различные буклеты, чтобы родители имели

возможность забирать их домой.

Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно

решать любые коррекционные задачи:

- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;

- лексико-грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- мелкую и общую моторику;

- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание,

мышление, память);

- создавать благоприятную психологическую атмосферу,

способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...

Логосказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Логопедические сказки оказывают существенную помощь в ра...

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"

знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышлени...