консультация для педагогов " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В консультации раскрыты способы коррекции речевых нарушений с использованием логосказок
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №4»
Консультация для педагогов
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников
Подготовила учитель-логопед
Шестакова С.А.
2021
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребѐнку узнать мири одарить его воображение».
Д. Родари.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Наиболее эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.
Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.
Исследователями (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова,Л.Н.Павлова, В.В.Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Что же такое логосказки?
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:
- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
- сказки, способствующие формированию связной речи;
- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
Артикуляционные сказки.
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие
артикуляционной моторики. Одни и те же упражнения артикуляционной
гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение
продолжительного промежутка времени быстро надоедают. Для того чтобы
заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие
сказки. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые
в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.
В артикуляционной сказке обязательно присутствуют и специальные
упражнения на тренировку дыхания.
В сказке «Три поросенка» дети дуют на «соломинки», на карандаши –
ветки из которых построен домик, на камни, делая определенные выводы.
В сказке «Колобок» дети помогают колобку с помощью воздушной струи
добраться от одного сказочного героя к другому, «пробежаться» с Колобком
по дорожке.
В работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на
выдохе можно произносить различные фразы к сказкам.
Пальчиковые логопедические сказки.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок
помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять
значение содержания сказок, развивать речь и образное мышление. Играя с
детьми в пальчиковые игры, необходимо обратить внимание на точность и
качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев
и кистей рук.
Фонетические сказки.
Основной задачей фонетических сказок является работа над
изолированным произношением звука, автоматизация звука в слогах, в
начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных,
предложениях и спонтанной речи.
Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником
сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное
путешествие. Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок
учиться произносить трудный звук.
Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена
героям или выполнить другие подобные задания.
В имени зайца должен присутствовать звук С, а имени лисы – З.
У зайки были игрушки, в названии которых есть звук С, а у лисы – звук З.
Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.
Найти слова со звуком Ч в предложении: Сидит зайчик на пенечке и
плачет.
Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение
звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из
сказки со звуком Л, выделяя его.
Лексико – грамматические сказки.
Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не
только умения, но и устойчивые навыки правильного использования
существительных, прилагательных, глаголов, наречий, будут способствовать
формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного
запаса.
Дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики
героев. Например, сказка «Заюшкина избушка», дети называют зайчика
маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым,
грустным, удивленным, трусливым.
Игра: «Где прячется Маша?» (По сказке: «Маша и медведь»)
Развивать правильное употребление (понимание) простых предлогов,
активизировать словарь по теме: мебель.
- Маша прячется от медведя, назови, где (под столом, в шкафу, под
стулом, на печке, под кроватью и т. д.)
По сказке «Репка» можно отрабатывать употребление предлогов ЗА и
ПЕРЕД.
Образование антонимов быстрее отрабатывается в упражнении «Все
наоборот» (У девочки была матушка добрая, а мачеха -(злая) и т. д.).
Чтение и пересказ русской народной сказки «Заяц - хваста» поможет
ребенку освоить образование существительных с помощью суффикса –ищ.
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Помимо авторских и русских народных сказок используются сказки,
сочиненные логопедом, воспитателем и созданные вместе с детьми. Особое
внимание в работе уделяется обучению составлению сюжетных рассказов,
придумыванию сказок, сказочных историй.
Приемы сказкотерапии при формировании связной речи:
- Изменение конца сказки. Детям предлагается известная сказка, в которой
надо изменить окончание по своему усмотрению.
- Продолжение известной сказки, когда детям предлагается придумать «А
что случилось дальше?»
- Сравнение одних и тех же героев из разных сказок. Например, волк в
сказках «Волк и семеро козлят» и «Иван царевич и Серый Волк» - в первом
случае волк – злобное животное, в другом – верный и надежный помощник,
друг.
- Включение в сказку героя из другой сказки. Например, что произошло
бы, если бы на помощь зайцу пришел ёж.
- Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
- Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи
произведения. Например, «Теремок» - новое название «Дружный домик»,
«Домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок».
Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная
и в ней четко выражен сюжет. Полезно сопровождать пересказ текста
показом героев сказки с помощью рук («Покажи сказку руками»).
Для родителей по данной теме на стендах регулярно пополняется и
обновляется информация, выпускается газета «В мире правильной
речи», составляются различные буклеты, чтобы родители имели
возможность забирать их домой.
Таким образом, в логопедии с помощью сказочных сюжетов можно
решать любые коррекционные задачи:
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- мелкую и общую моторику;
- все психические процессы (воображение, восприятие, внимание,
мышление, память);
- создавать благоприятную психологическую атмосферу,
способствующую сотрудничеству логопеда, воспитателя с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей...
Логосказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Логопедические сказки оказывают существенную помощь в ра...
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"
знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...
Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышлени...